Наше "сладкое золото", конечно, не нефть, но регулярно "стекает золотыми ручьями" по всему миру, обеспечивая государству немалую прибыль. Украина на первом месте по экспорту меда в Европу и на третьем в мире, уступая лишь Китаю и Аргентине.
Прошлый год вообще оказался рекордным - меда удалось продать почти на $67 млн. Только в США нашего сладкого товара купили на $29 млн.
Вот и на 2018 год планы у пчеловодов были грандиозные - подвинуть Аргентину и стать вторыми в мире экспортерами меда. Увы, медвежью услугу оказали аграрии, которые щедро окропили свои поля токсичными химикатами - и сразу же массово начали гибнуть пчелы. Убытки считают пасечники на Волыни, в Николаевской, Житомирской, Хмельницкой, Запорожской и Сумской областях. В Днепропетровской области ситуация вообще катастрофическая.
В зоне бедствия шесть сел Криворожского района, Павлоградский район, часть Софиевского и близлежащие села Кировоградской области. Под Павлоградом владельцы пасек утверждают, что слышали и видели взрыв на полигоне местного механического завода. В воздухе при этом стоял едкий химический запах. Другие не исключают версию о том, что фермеры могли обработать свои сельхозкультуры ядохимикатами.
В селах Криворожского района пустые ульи остались на пятидесяти пасеках, полностью загублено около пяти тысяч пчелиных семей, в каждой из которых до 40 тысяч насекомых. Убытков на миллионы гривен. Местные жители уверены: аграрии распыляли - кто над рапсом, кто над подсолнечником - вещества от вредителей.
Пчеловоды ведрами собирают своих погибших тружениц и намерены идти в полицию и требовать компенсацию. Пока работает спецкомиссия, которая определит причину такого массового мора.
- Я могу восстановить пасеку при наличии денег. Но результат будет лишь на третий год, - вздыхает Алексей.
У потомственного пчеловода Виталия Манькивского его насекомые не пострадали, но за ситуацией он следит.
- Поля должны обрабатывать ночью, - рассказал "КП" в Украине" Виталий. - Я видел, что уже в шесть часов вечера начинали. Предупреждать должны заранее. Тогда пчел можно закрыть на денек в улье, химикаты выветрятся - и пусть себе дальше летают. Хотя препараты аграрии тоже стали более токсичные использовать.
По словам пчеловода, оставшиеся в живых члены пчелиной семьи бесполезны, прибыли в этом году уже никакой не будет. Осталась матка, она безвылазно сидит в улье, ну, может, еще несколько тысяч пчел-воспитанниц. Они 1-2 недели будут ухаживать за расплодом и только потом полетят собирать мед.
Восстановить пасеку можно, уверен Виталий, но довольно дорого. Например, пчелопакет из трех рамок с расплодом (личинками) и одной кормовой рамкой обойдется в 900-1500 гривен. Полноценная сформированная пчелиная семья стоит 2-3 тысячи гривен. Плюс 900-1400 придется отдать за хороший новый улей. Можно купить старый за 300-400 гривен. Итого от 2000 до 4500 гривен - это только на обустройство одного роя. А таких, чтобы получать прибыль, должно быть около 100.
- Гибель пчел повлияет на цену меда, - предупреждает Виталий Манькивский. - Плюс была плохая зимовка, аномальная весна. Сначала было холодно, а потом резко жарко. Акация хоть и хорошо цвела, но быстро - вместо трех недель всего одну-две. Поэтому трехлитровая банка майского меда будет стоить минимум 500 гривен. И экспортная цена тоже взлетит. Мало будет меда из подсолнечника, который в основном идет на экспорт. Европейцы вообще любят светлые цвета медов.