Владимир ЛАГОВСКИЙ (29 мая, 18:36)
Ученые ищут следы разумных существ, обитавших на Земле 60 миллионов лет назад

Так, по версии знаменитого британского научно-фантастического сериала «Доктор Кто», выглядели силурианцы - коренные жители Земли.

В научном журнале Inter­national Journal of Astrobiology появилась будоражащая воображение статья. Ее авторы - климатолог Гэвин Шмидт, директор Института космических исследований НАСА имени Годдард, и Адам Франк, профессор астрофизики из Рочестерского университета, уверяют: задолго до людей на нашей планете существовали, сменяя друг друга, несколько разумных цивилизаций. И они оставили следы в геологических отложениях.

Что отличает разумных обитателей планеты, вставших на путь технического прогресса, от представителей неразумного животного мира? - спрашивают сами себя ученые. И отвечают: влияние на окружающую среду. Неразумные обитатели с ней уживаются, а разумные портят - отходами производства, мусором, пластиком, вредными химическими и радиоактивными веществами. Вот их следы и надо искать.

Мы, люди, вступили в антропоцен. Проще говоря, в геологическую эпоху глобального воздействия и на саму планету, и на ее экосистему. Наделали уже столько следов, что последующие цивилизации сразу догадаются, что планету прежде населяли какие-то пакостные их предшественники.

О нашем существовании, к примеру, можно будет узнать по глобальному потеплению (найдут признаки, что средняя температура на планете существенно возросла без катаклизмов естественного происхождения). А еще наша "разумная" деятельность погубит большинство животных и растений...

Шмитд и Франк считают, что свои антропоцены устраивали и предшествующие цивилизации. В этом смысле весьма подозрительно выглядят и былые массовые вымирания, и периоды, когда океаны лишались кислорода, и когда внезапно начиналось глобальное потепление. Чем не те самые следы?

По мнению ученых, катаклизмы, происходившие в истории Земли с интервалами в десятки миллионов лет, вполне могут быть связаны с деятельностью разумных существ, населявших в те далекие времена нашу планету. Чтобы убедиться в этом, надо внимательнее изучить слои геологических отложений, накопившихся за десятки и сотни миллионов лет, а может быть, даже и за миллиарды лет.

Не исключено, что наши непосредственные предшественники появились не так давно - сразу после того, как вымерли динозавры. Просуществовали 5 - 10 миллионов лет до так называемого палеоцен-эоценового термического максимума, который сами и спровоцировали своей хозяйственной деятельностью примерно 60 - 55 миллионов лет назад. Тогда загадочным для нынешних ученых образом средняя температура на Земле поднялась на 6 - 8 градусов, катастрофически изменился состав атмосферы. Кстати, и нам светит перспектива подобного гиперпотепления, если продолжим портить воздух парниковыми газами.

Конечно, никто пока не доказал, что предшествующие цивилизации и в самом деле существовали. Предположение Шмидта и Франка - всего лишь гипотеза - "силурианская гипотеза", как они ее назвали, имея в виду силурианцев - разумных ящеров из фантастического сериала "Доктор Кто" (Dr. Who). По сюжету они были первыми разумными обитателями Земли.

Прогноз

Кануть в Лету

Все видимые следы нашей цивилизации пропадут с поверхности Земли уже через 100 тысяч лет.

Представим, что наша цивилизация уже сгинула, а новая на Земле еще не завелась. Узнают ли, скажем, пришельцы, что наша планета когда-то была обитаема?

В свое время журнал New Scientist попросил известных исследователей ответить на этот скорбный вопрос. И они сошлись во мнении, что спустя 100 тысяч лет после нас Земля станет вроде Марса. Фотографии, сделанные с орбиты или роботами-вездеходами, не позволят обнаружить ни одного свидетельства былой разумной жизни. Инопланетянам придется высаживаться и проводить археологические раскопки.

- Пришельцев наверняка удивит странная концентрация скелетов крупных приматов, аккуратно зарытых на одинаковом расстоянии от поверхности, - мрачно шутили прогнозисты, - и, конечно, озадачат золотые зубы у них.

А в донных отложениях инопланетяне наверняка обнаружат слои, свидетельствующие о коротком периоде массового отложения тяжелых металлов, особенно ртути. Она активно попадает в природу в результате деятельности химических производств и сжигания каменного угля.

Соня Кошкина: кое-кто улетел в Сочи
Соня Кошкина: кое-кто улетел в Сочи 57

Известный блогер и журналист Соня Кошкина прокоментировала на свой странице в ФБ информацию о том, что Бойко и Левочкина исключили из фракции Оппозиционный блок

Рабинович: Сила №1 –  Оппозиционная платформа – За життя  – создает депутатскую группу в парламенте
Рабинович: Сила №1 – "Оппозиционная платформа – За життя" – создает депутатскую группу в парламенте 48

В Верховной Раде Украины в ближайшие дни появится новая депутатская группа, созданная главной оппозиционной силой страны – "Оппозиционной платформой – За життя".

Гриценко пора прекратить политический популизм и реально поддержать мир –  Разумная сила
Гриценко пора прекратить политический популизм и реально поддержать мир – "Разумная сила" [видео] 82

Заместитель председателя политической партии "РАЗУМНАЯ СИЛА" Александр Савченко обратился к лидеру партии "Гражданская позиция" Анатолию Гриценко с предложением поддержать Народную декларацию о мире.

На Кировоградщине умерла женщина, которую муж облил бензином и поджег
На Кировоградщине умерла женщина, которую муж облил бензином и поджег 53

Ей было всего 22 года. У женщины осталась маленькая дочь.

В Мелитополе пассажирка такси заявила об изнасиловании, а потом забрала заявление 167

В надругательстве над собой заявительница обвинила водителя.

Как в Белом Доме готовятся к Рождеству
Как в Белом Доме готовятся к Рождеству [фото, видео] 105

На лошадях привезли рождественскую елку.

Митинг евробляхеров под Одессой: полиция скучает и мерзнет, придорожные кафе ликуют [фото] 197

Участники акции протеста заблокировали трассу Киев-Одесса с самого утра. Оставили лишь по одной полосе из трех.

В Украине начал работу Институт цифровых трансформаций
В Украине начал работу Институт цифровых трансформаций 56

В Украине основали Институт цифровых трансформаций (Digital transformation institute, DTI).

Конец криптовалютной сказки? Биткоин может упасть до 1500 долларов
Конец криптовалютной сказки? Биткоин может упасть до 1500 долларов 178 1

На этой неделе курсы криптовалют продолжают снижение – общая капитализация криптовалют снизилась почти в пять раз.

Госисполнитель, проработавшая рекордное количество лет в органах:  И в засаде сидела, и младенцев нянчила, и от пьяного с топором убегала
Госисполнитель, проработавшая рекордное количество лет в органах: "И в засаде сидела, и младенцев нянчила, и от пьяного с топором убегала" 118

Лидия Шлыкова из Мелитополя признается: даже на выходных и в отпуске думает о незавершенных делах, пенсионеркой себя не представляет.

Завтра, 21 ноября, снег и дождь пройдут на юге и в Карпатском регионе
Завтра, 21 ноября, снег и дождь пройдут на юге и в Карпатском регионе 47

Ночью до 9 градусов мороза.

ТОП-10 недорогих подарков на Новый год 2019
ТОП-10 недорогих подарков на Новый год 2019 207

Где заказать бюджетные и при этом качественные презенты для всех?

В продолжении  Секса в большом городе  ключевой персонаж умрет
В продолжении "Секса в большом городе" ключевой персонаж умрет 116

Героиня Сары Джессики станет вдовой.

Пэрис Хилтон рассталась с украинским женихом
Пэрис Хилтон рассталась с украинским женихом 293

36-летняя светская львица поняла, что собралась замуж не за того мужчину.

Украинский артист балета Сергей Полунин:  Я буду всегда защищать Путина своей энергией и любовью
Украинский артист балета Сергей Полунин: "Я буду всегда защищать Путина своей энергией и любовью" 631 1

После этих слов в адрес президента РФ танцору припомнили татуировку в виде тризуба.

Учителя сестер Музычук:  Шахматисты каждое слово продумывают – как ходы партий
Учителя сестер Музычук: "Шахматисты каждое слово продумывают – как ходы партий" 290

"КП" в Украине" на примере наших чемпионок разбиралась, как сейчас девчонки становятся шахматистками. А какие они, эти очень умные барышни, - знают их учителя.

Усик поднялся на четвертое место в рейтинге лучших боксеров мира
Усик поднялся на четвертое место в рейтинге лучших боксеров мира [рейтинг] 340

Абсолютный чемпион мира в первом тяжелом весе поднялся на одну ступень в рейтинге лучших боксеров мира.

Олимпийский чемпион по керлингу устроил пьяный дебош
Олимпийский чемпион по керлингу устроил пьяный дебош 233

Канадский керлингист Райан Фрай и его партнеры по команде вышли на матч в Сочи в нетрезвом виде.