Ученые ищут следы разумных существ, обитавших на Земле 60 миллионов лет назад

Так, по версии знаменитого британского научно-фантастического сериала «Доктор Кто», выглядели силурианцы - коренные жители Земли.

В научном журнале Inter­national Journal of Astrobiology появилась будоражащая воображение статья. Ее авторы - климатолог Гэвин Шмидт, директор Института космических исследований НАСА имени Годдард, и Адам Франк, профессор астрофизики из Рочестерского университета, уверяют: задолго до людей на нашей планете существовали, сменяя друг друга, несколько разумных цивилизаций. И они оставили следы в геологических отложениях.

Что отличает разумных обитателей планеты, вставших на путь технического прогресса, от представителей неразумного животного мира? - спрашивают сами себя ученые. И отвечают: влияние на окружающую среду. Неразумные обитатели с ней уживаются, а разумные портят - отходами производства, мусором, пластиком, вредными химическими и радиоактивными веществами. Вот их следы и надо искать.

Мы, люди, вступили в антропоцен. Проще говоря, в геологическую эпоху глобального воздействия и на саму планету, и на ее экосистему. Наделали уже столько следов, что последующие цивилизации сразу догадаются, что планету прежде населяли какие-то пакостные их предшественники.

О нашем существовании, к примеру, можно будет узнать по глобальному потеплению (найдут признаки, что средняя температура на планете существенно возросла без катаклизмов естественного происхождения). А еще наша "разумная" деятельность погубит большинство животных и растений...

Шмитд и Франк считают, что свои антропоцены устраивали и предшествующие цивилизации. В этом смысле весьма подозрительно выглядят и былые массовые вымирания, и периоды, когда океаны лишались кислорода, и когда внезапно начиналось глобальное потепление. Чем не те самые следы?

По мнению ученых, катаклизмы, происходившие в истории Земли с интервалами в десятки миллионов лет, вполне могут быть связаны с деятельностью разумных существ, населявших в те далекие времена нашу планету. Чтобы убедиться в этом, надо внимательнее изучить слои геологических отложений, накопившихся за десятки и сотни миллионов лет, а может быть, даже и за миллиарды лет.

Не исключено, что наши непосредственные предшественники появились не так давно - сразу после того, как вымерли динозавры. Просуществовали 5 - 10 миллионов лет до так называемого палеоцен-эоценового термического максимума, который сами и спровоцировали своей хозяйственной деятельностью примерно 60 - 55 миллионов лет назад. Тогда загадочным для нынешних ученых образом средняя температура на Земле поднялась на 6 - 8 градусов, катастрофически изменился состав атмосферы. Кстати, и нам светит перспектива подобного гиперпотепления, если продолжим портить воздух парниковыми газами.

Конечно, никто пока не доказал, что предшествующие цивилизации и в самом деле существовали. Предположение Шмидта и Франка - всего лишь гипотеза - "силурианская гипотеза", как они ее назвали, имея в виду силурианцев - разумных ящеров из фантастического сериала "Доктор Кто" (Dr. Who). По сюжету они были первыми разумными обитателями Земли.

Прогноз

Кануть в Лету

Все видимые следы нашей цивилизации пропадут с поверхности Земли уже через 100 тысяч лет.

Представим, что наша цивилизация уже сгинула, а новая на Земле еще не завелась. Узнают ли, скажем, пришельцы, что наша планета когда-то была обитаема?

В свое время журнал New Scientist попросил известных исследователей ответить на этот скорбный вопрос. И они сошлись во мнении, что спустя 100 тысяч лет после нас Земля станет вроде Марса. Фотографии, сделанные с орбиты или роботами-вездеходами, не позволят обнаружить ни одного свидетельства былой разумной жизни. Инопланетянам придется высаживаться и проводить археологические раскопки.

- Пришельцев наверняка удивит странная концентрация скелетов крупных приматов, аккуратно зарытых на одинаковом расстоянии от поверхности, - мрачно шутили прогнозисты, - и, конечно, озадачат золотые зубы у них.

А в донных отложениях инопланетяне наверняка обнаружат слои, свидетельствующие о коротком периоде массового отложения тяжелых металлов, особенно ртути. Она активно попадает в природу в результате деятельности химических производств и сжигания каменного угля.

В Одессе активисты пытались сорвать концерт  фанатки Путина
В Одессе активисты пытались сорвать концерт "фанатки Путина" [фото] 82 1

Клуб Ibiza пригласил выступить Елену Темникову и попросил на это разрешения у Зеленского.

СМИ выяснили, когда ждать Саакашвили в Украине
СМИ выяснили, когда ждать Саакашвили в Украине 184

Экс-президент Грузии собирается прилететь уже на следующей неделе.

Рейтинг Ляшко растет благодаря критике Зеленского, - экспертное мнение 210

В Днепре задержали лидера  Белого братства , подозреваемого в убийстве
В Днепре задержали лидера "Белого братства", подозреваемого в убийстве 427 1

Глава ОПГ в прошлом году вышел под залог и исчез.

Прокуратура оспорит приговор убийце-подростку из Нижней Апши: как в селе боролись за справедливость 2026 2

Суд поставил в резонансном деле точку, однако прокуратура, родственники и односельчане с его решением не согласны.

Зеленского просят дать орден харьковчанину, спасшему автобус от взрыва
Зеленского просят дать орден харьковчанину, спасшему автобус от взрыва 689 3

Ветеран Авганистана удерживал рычаг гранаты около часа.

Что будет с долларом к началу лета
Что будет с долларом к началу лета 2018

В пятницу к обеду американская валюта подорожала на 15 копеек и прогнозируется дальнейшее ее подорожание.

Украина выполняет свои обязательства по внедрению рыночных отношений в сфере энергетики, - Наталия Бойко 95

Украина выполняет свои обязательства перед ЕС относительно имплементации Третьего энергопакета и внедрению рыночных отношений в сфере энергетики.

Покупка ДТЭК  Одессаоблэнерго  и  Киевоблэнерго  не снизит конкуренцию – Юлия Боровик
Покупка ДТЭК "Одессаоблэнерго" и "Киевоблэнерго" не снизит конкуренцию – Юлия Боровик 148 1

Приобретение компанией ДТЭК акций двух энергораспределительных компаний не приведет к ослаблению конкуренции, монополизация украинского рынка распределения электроэнергии невозможна в принципе, считает кандидат экономических наук, эксперт в области конкурентной политики Юлия Боровик.

Супрун развеяла мифы о кислородных коктейлях
Супрун развеяла мифы о кислородных коктейлях 141

Нам продают обещание вечной молодости, но эффекта ноль.

Харьковчанка сделала тату с портретами Зеленского и Кернеса
Харьковчанка сделала тату с портретами Зеленского и Кернеса 292

"Моя масть будет напоминать мне о том, что человек может все", - заявила девушка.

Календарь отпусков: когда и куда лучше поехать к морю
Календарь отпусков: когда и куда лучше поехать к морю 210 1

"КП" в Украине" составила график, где комфортнее отдыхать в зависимости от месяца.

Перед свадьбой Потап и Настя похудели на 50 килограмм
Перед свадьбой Потап и Настя похудели на 50 килограмм 11

Ради любви и красоты пара сбросила полцентнера на двоих.

Холостяк-9 : стало известно имя победительницы
"Холостяк-9": стало известно имя победительницы 535

Никита Добрынин выбрал себе невесту на романтическом шоу

Курьер Риты Оры не уследила за бриллиантовым колье звезды
Курьер Риты Оры не уследила за бриллиантовым колье звезды [фото] 238

Украшение за 4 миллиона долларов готовили для Каннского кинофестиваля.

СМИ:  Динамо  хочет заработать на продаже своего лидера 30 миллионов евро
СМИ: "Динамо" хочет заработать на продаже своего лидера 30 миллионов евро 62

Капитаном киевлян интересуется "Наполи".

Команда Коломойского выиграла. Но без него
Команда Коломойского выиграла. Но без него 366

"Маккаби" неожиданно победил в первом раунде плей – офф четвертьфинала Чемпионата Израиля.

Сборную Украины возглавил иностранный специалист
Сборную Украины возглавил иностранный специалист 574 1

Он же будет тренировать столичный клуб.