Просто и доступно - такими словами описывают школьники видеоуроки преподавателя Ришельевского лицея Павла Виктора. Да что школьники, даже далеким от физики гуманитариям становится понятным, например, первый закон Ньютона.
- Есть тела, присутствие которых влияет на движение этого шара, - рассказывает учитель об о взаимодействии тел и их ускорении. - К примеру, сейчас на этот шар воздействует земля. А вот то, что я стою рядом, не влияет, – я могу уйти, и состояние этого шара не изменится, как не влияет и то, что в порту стоят корабли. В этом случае говорят, что этот шар не взаимодействует с этими телами. Но есть тела, присутствие которых влияет на движение этого шара.
Кроме таланта говорить просто о сложном, Павел Андреевич идет в ногу со временем и осваивает видеоблогинг. Уже записал 473 уроков для специализированных физико-математических школ - полный углубленный курс по физике.
А началось все в 2010 году. Тогда провести урок по скайпу попросили ученики, пропустившие занятие по болезни. Затем в лицее последовала череда карантинов, во время которых школьникам тоже нужно было получать знания. Тогда у преподавателя и родилась идея записывать уроки и транслировать их онлайн на YouTube.
Администрация лицея и родители поддержали физика, и теперь в арсенале у Павла Андреевича есть две видеокамеры. Одну он использует для общего плана, другую – для демонстрации мелких предметов, страниц учебника и графиков на доске.
Его канал содержит видеоархив за 20 с лишним лет работы Павла Виктора. Там опубликованы серии лекций для учеников 7-11 классов от "Теории погрешностей" до "Основ электродинамики". У канала более 65 тысяч подписчиков из разных уголков земного шара и почти семь миллионов суммарных просмотров видеороликов.
Под каждым пользователи оставляют комментарии со словами благодарности и задают вопросы, если что-то непонятно. Чтобы прочесть каждый комментарий и ответить на них, у преподавателя уходит несколько часов.
- Вы внесли огромнейший вклад в науку, ведь каждый человек может понять теперь благодаря Вам какие-то вещи, которые просто невозможно было бы понять по книгам, - говорит школьник Илья Усачев. - Проще, понятнее и доступнее сделать это, по сравнению с тем, что сделали Вы, было бы просто нереально. Если бы вся молодежь просмотрела все Ваши уроки, то наука, по крайней мере, на постсоветском пространстве, поднялась бы на огромную планку.
Примечательно, что курс Павла Андреевича смотрят не только ученики Ришельевского лицея, как было задумано изначально. На YouTube-канал по физике заходят школьники, студенты и даже преподаватели не только из Украины, а также из Казахстана, Беларуси, Германии и других стран.
- Это напряженная работа, на самом деле, она выматывает, - признался учитель физики. - Но если ты уже начал снимать, надо показать побольше. Вложить максимум демонстраций и содержания, все то, что обычно ты из экономии времени мог не рассказывать.
По мнению Павла Виктора, его онлайн-курс стал успешным, потому что в нем нет ни единой капли монтажа – это просто прямой эфир, благодаря которому у зрителей возникает эффект присутствия. Получается, что зритель чувствует себя как-бы еще одним учеником класса.
После успешного эксперимента с трансляциями по физике в лицее начали разработку курсов дистанционного обучения по украинскому языку и математике.
Одесский общественник, фотограф и путешественник Евгений Хлебников придумал, как можно креативно использовать отходы. Евгений поставил перед собой цель – показать, что пластик можно использовать без вреда для окружающей среды.