Загрузить еще

Музы великих художников: зачем жена кормила Репина котлетами из сена

Музы великих художников: зачем жена кормила Репина котлетами из сена
Фото: Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Демоны и Ангел Михаила Врубеля 

Когда Михаил Врубель и его будущая жена Надежда Забела встретились в конце XIX века, она, 28-летняя, уже была известной певицей. А вот Врубель, несмотря на свои 39 с гаком, был известен в ту пору еще немногим.

Забела поет в "Садко" - Врубель расписывает подводное царство спектакля, сочиняет костюмы. Забела в 90-й раз исполняет роль Морской Царевны - Врубель в 

90-й раз слушает ее в зале. Он даже Демона перестал рисовать, хотя до сих пор с мрачноватой тоской много раз пытался изобразить его...

Но в 1900-м у Врубелей родится сын с заячьей губой. Для Михаила это станет жутким потрясением. Мальчик умрет через три года, а художник отправится лечиться в психиатрическую клинику в Москве (она и нынче на месте - огромная больница в районе улицы 8 Марта, обнесенная оградой с воротами, которые созданы по рисункам пациента Врубеля). Он будет снова рисовать своего Демона, искать его единственный точный образ. А за 4 года до смерти ослепнет. Ох, каково это художнику! И единственной радостью станут приезды жены, которая будет ему петь. Эти песни держали Врубеля до последнего.

А Забелу не удержали. Через три года после смерти любимого мужа, закончив свой последний концерт, она пришла домой и ночью скончалась. Говорят, это было самоубийство. 

Фото: wikipedia.org

"Оставьте ему руки! Он художник..." 

Кто помнит картины Бориса Кустодиева - краснощеких жизнестойких славянских красавиц, - с трудом, наверное, поверит, что вот этот утонченно-печальный образ перед нами - работа все того же мастера и что это его жена. На картине Юлия Кустодиева будто только что вернулась из больницы, где доктор поставил ее мужу страшный диагноз: опухоль спинного мозга. "Но чтобы добраться до нее, - сказал врач, - нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания. Решите, что сохранить ему - руки или ноги". "Руки оставьте! Художник - без рук? Он жить не сможет..." - был ответ.

...Последние 11 лет жизни Борис Кустодиев проведет в инвалидном кресле, оберегаемый утонченной нежной женой, и создаст бОльшую часть своих краснощеких красавиц. Жизнерадостных, жизнеутверждающих. Жизнестойких.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

"Неразвратимый" Серов 

Много раз друзья Валентина Серова начинали рассказывать при нем о своих любовных похождениях, пытаясь заставить друга поучаствовать в разговоре. Но тот мрачно бурчал: "Я неразвратим". Однажды (а точнее, в 1889 году) женившись на Ольге Трубниковой, он подтвердит это всей своей жизнью, в которой будут шестеро детей, нежная любовь к жене и ни одной измены. 

В письмах он называл супругу "Лелюшка" и "маленькая моя": "Маленькая моя, надеюсь, дети слушаются?" Они слушались, да. И потом долго с теплом вспоминали свой дом, из которого так внезапно (утром встал и вдруг замертво упал обратно в кровать) ушел 46-летний отец. Пережившая его на 16 лет Ольга Федоровна все оставшееся время посвятила детям, внукам и творчеству неповторимого Валентина Серова. 

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Автора "Бурлаков на Волге" супруга "пришила к юбке" 

Когда друзья-приятели собирались ехать в гости к художнику Илье Репину, они знали: надо загодя поужинать. Ведь насытиться котлетами из сена и бифштексами из клюквы, которые подавали в этом странном доме, не удавалось никому. Кроме разве что второй жене художника Наталье Нордман, которая и ввела эти порядки.

Она была против убийства животных, поэтому котлеты в ее доме не могли быть из мяса - только из сена; сеном же утепляла пальто на зиму, поскольку не могла надеть на себя натуральную шубу.

Она знала шесть языков. Была феминисткой. Подавала руку швейцарам в гостиницах. Не позволяла прислуге ухаживать за гостями (мол, сами справятся). Гости справлялись, ворчали и от души жалели 54-летнего Репина, которого "пришила к своей юбке" (это цитата) 35-летняя особа. А "пришитый" словно воспарил душой, сено в котлетах считал веселым приключением и обожал выезжать с Натальей на выставки и концерты, потому что увиденное можно было обсудить с ней как с равной.

Лет через 15 их совместной жизни она заболеет чахоткой. И вдруг поймет, что стала своему любимому обузой. И тогда все еще мощная, хоть и подкошенная болезнью Наталья соберет минимум вещей, оставив все подаренные ей драгоценности дома, и уедет помирать в швейцарскую клинику для бедных...

Репин не успеет на похороны. И всю жизнь будет признаваться друзьям, как скучает по своей Наталье. Но котлеты из сена в меню этого дома больше не вернутся.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

 

Новости по теме: Художники