Загрузить еще

Кривой Рог занялся промышленным туризмом – зовут смотреть на марсианские пейзажи и подземный трамвай

Кривой Рог занялся промышленным туризмом – зовут смотреть на марсианские пейзажи и подземный трамвай
Фото: Палитра холмов – от черного, до желтого. Фото: Глеб Козлов

Услышав слово "туризм", каждый представляет стандартный набор: обзорная экскурсия по городу, посещение музеев, храмов, памятников. А вот если к этому понятию добавить слово "промышленный", картинка меняется в корне: тяжелая техника, кипящая сталь, необъятные просторы карьеров, заброшенные и действующие шахты, огромные пустующие заводы, где каждое слово отзывается гулким эхом. В Европе таких мест много, они раскрученные, обозначены во всех путеводителях и всегда "населены" туристами.

Украина таких успехов не достигла, но свою промышленно-туристическую столицу выбрала, оценив потенциал Кривого Рога. Многие относятся к этому скептически, мол, какой там туризм – воздух такой, что без респиратора и соваться нечего, сплошные заводы, да и вообще кругом - безликая провинция. Те, кто хоть раз был на экскурсии по промышленным местам, другого мнения. Пусть не все обустроено для туристического комфорта, большие расстояния между объектами и от выбросов никуда не деться, но посмотреть, оказывается, есть что.

Опытный "промышленный" экскурсовод Глеб Козлов уверен: помочь Кривому Рогу стать туристическим смогут финансовые вливания. 

- Нужно разрекламировать то, что имеем. Городской бюджет, увы, денег на это не выделяет, - вздыхает Глеб. – Я, как могу, продвигаю в соцсетях, планирую создать сайт.

За час индивидуальной экскурсии парень берет 200 гривен. Двухдневный тур обойдется примерно в 2 тысячи гривен, включая проживание, трансфер, завтраки и услуги гида.

Но если уж путешествовать в качестве туриста по Кривому Рогу, то нужно приезжать на полных четыре дня, желательно в летнее время. Так получилось, что достопримечательности очень разбросаны. Зато таких больше нет нигде. Чего только стоит свой багрово-красный кусочек "Марса", разноцветные карьеры, красные озера и собственный мини-Крым – отвал пустой породы, где на каменистой почве больше 30 лет растет крымская сосна. Захватывают дух глубокие провалы, которые образовались в зоне обрушения шахт. Самый большой имеет длину 800 метров и глубину около 100. На краях таких объектов чувствуешь ужас – дна не видно. Карьеры глубже и больше, но там поражает масштаб.

После съемок фильма "Червоний" на Кочубеевском руднике остались колоритные декорации. Фото: Глеб Козлов

"Железное сердце" Украины

Карьер ЮГОКа самый большой в Украине и второй по величине в Европе. С высоты птичьего полета он напоминает гигантское сердце, в котором, как уверяют местные жители, спряталась промышленная душа нашей страны. Биться "железному сердцу" помогают люди и техника. Осознание этого приходит, когда смотришь на на экскаваторы, которые загружают громадные 8-метровые БелАЗы.

- Карьер уникален тем, что там используют сразу три вида транспорта: самосвалы, ж/д полотно, общая протяженность которого 400 км, и конвейеры, - рассказал "КП" в Украине" Глеб Козлов. - А если всю добытую в карьере руду погрузить в один железнодорожный состав, то его длина будет равняться 46 длинам земного экватора. Там есть смотровая площадка с перилами как на американском Гранд-Каньоне. В плохую погоду полюбоваться видами можно за стеклом.

Если повезет, можно два раза в месяц попасть на взрыв породы - по средам ровно в полдень.

Где остановиться: чтобы не тратить время на дорогу, бронируйте квартиры посуточно в Кривом Роге в Ингулецком районе.

ТТХ карьера

Длина – 3 км

Ширина – 2,65 км

Максимальная глубина – 429 метров.

Карьер занимает территорию в 570 гектаров.

Добыто за 63 года - 1,5 млрд тонн железной руды.

"Марсианские" пейзажи

Территория "марсианских" пейзажей официально закрыта для широкого доступа, но экскурсия туда вполне реальна. Конечно, это не полет на Красную планету, но ощущения от увиденного, уверяют экскурсоводы, будут не слабые. Дело в том, что на юге Кривого Рога расположился огромный карьер "Северный", где разрабатываются руды с высоким содержанием железа (60 %). Работает карьер с 1953 года, после перехода горных работ с подземного (шахта) на открытый способ. Земля там имеет кроваво-красный цвет.

- В нашем городе это вообще главный цвет, - улыбается экскурсовод Глеб. - Красное все: вода, собаки, воробьи, шахтеры. А на отвалах пустой породе реально чувствуешь себя на другой планете. Фотографии получаются "неземные".

Где остановиться: искать квартиру или комнату стоит в южной части города — в Ингулецком или Металлургическом районе Кривого Рога.

Багровые отвалы – любимое место для "неземной" фотосессии. Фото: Глеб Козлов


ТТХ карьера

Фактическая глубина – 160 метров

Длина – 1850 метров

Ширина – 450 м

"Долина разноцветных холмов"

Согласитесь, звучит интригующе – путешествие в долину разноцветных холмов. Его, как оказалось, тоже можно совершить в Кривом Роге. Для этого нужно поехать на карьер № 1 ПАО "ЦГОК", его еще называют Глееватским. Там ведется добыча нескольких типов руд, которые и влияют на "окраску" живописных рудных отвалов.

- Природа создала всю эту красоту, а человеческий труд извлек ее из-под земли и показал всему миру, - живописно описывает уникальное место экскурсовод. - Долина разноцветных холмов является отличным тренажером успешной жизни, отображающим ее взлеты, падения и оттенки, подобно переходу с одного холма на другой.

На отвалах можно найти интересные минералы, сделать фотографии на необычном фоне.

Где остановиться: чтобы не тратить время на дорогу, бронируйте квартиры посуточно в Кривом Роге в Покровском (Жовтневом) районе — в жилмассиве Пионер или рядом с плотиной Крэсовского водохранилища (КРЭС — еще один интересный промышленный объект).

ТТХ карьера

Глубина — 0,4 км

Длина - 4,9 км

Ширина — 1,4 км

Кочубеевские штольни

Это дореволюционный рудник, который находится всего в нескольких километрах от города. Как гласит история, он назван в честь местных землевладельцев Кочубеев, которым и принадлежал рудник. Разработка месторождения началась в далеком 1904 году. Позже работы продолжили подземным способом, отсюда и появление таинственных ходов, общая длина которых свыше 200 метров.

Весной 2016 года живописные своды штолен послужили отличным фоном для съемок фильма "Червоний". Сьемки прошли, а декорации остались - дореволюционный деревянный подъемник, вагонетки. Место преобразилось и теперь имеет двойную туристическую силу.

Где остановиться: снимайте комнату или квартиру в Терновском районе Кривого Рога. Потребуется проехать на маршрутке (автостанция "Терны") 30 км до поселка Анновка.

Подземный трамвай

Ну, и "на закуску": Кривой Рог – это единственный в Украине город, где курсирует подземный трамвай. Криворожане называют его "метрамом". По сути, это обыкновенный скоростной трамвай, но… не совсем. Ведь часть его трассы проходит под землей, а движение организовано по левосторонней схеме. Всего станций 30, подземных – 4. Те, кто хоть раз на нем катался, говорят, дело в мелочах: вагоны другой формы, "трамвайное" расположение сидений. Даже жетончики другого цвета – не синие, а оранжевые.

- Туристы из Киева, которые приезжали на два дня, первым делом попросили прокатиться на криворожском "метротраме", аналогов которому в стране нет, - вспоминает Глеб Козлов. - Казалось бы, в Киеве такое огромное метро, есть фуникулер, но в нашем трамвае всем нравится.

Гордость Кривого Рога – уникальный подземный трамвай. Фото: Глеб Козлов

ТТХ

Общая длина линии - 28 км

Подземная длина линии – 6,8 км

Дневной пассажиропоток - 66,3 тыс. чел.

Ширина колеи - 1520 мм

Максимальная скорость - 69 км/ч

Стоимость жетона -  2,5 грн

Местные власти недавно все-таки решили активно продвигать городской промышленный бренд в массы. И даже поставили планку сделать Кривой Рог центром индустриального туризма ну, как минимум, Европы. Пока успехи скромные – придумали стилизованный логотип, рекламную продукцию и слоган. По словам начальника управления экономики Криворожского горсовета Татьяны Подпалько, разработано 70 интересных маршрутов, а в сентябре состоится фестиваль "Ночь индустриальной культуры".