После окончания Второй мировой войны ходило множество слухов о том, что некоторые руководители фашистской Германии, в том числе Гитлер и Борман, сумели бежать в Южную Америку, прихватив с собой золото и драгоценности.
Слухи эти не были беспочвенными, потому что ряд нацистских преступников, воспользовавшись "крысиными тропами" (так впоследствии назывались маршруты бегства фашистов из Европы), действительно сумели скрыться в Аргентине, Парагвае, Бразилии, Чили... Среди сбежавших "крыс" фигурировали, например, офицер СС Адольф Эйхман, отвечавший в рейхе за "окончательное решение еврейского вопроса".
Или Йозеф Менгеле, проводивший медицинские опыты над узниками Освенцима. Напомним, в 2013 году американская разведка рассекретила сенсационный документ, где утверждалось, что в 1954 году бывший эсэсовец по имени Филипп Ситроен встречался с Гитлером в городе Тунха (Колумбия). В качестве доказательства служило их совместное фото. Правда, в докладе ЦРУ говорится, что эта информация в дальнейшем не получила развития.
Одним из оснований, на котором держалась легенда об успешном бегстве Гитлера, стала судьба немецкой подводной лодки U-3523.
Эта суперсовременная (по тем временам) субмарина была введена в эксплуатацию 23 января 1945 года - буквально за несколько месяцев до окончания войны. Аппараты этого класса были первыми подводными лодками в нынешнем понимании этого слова, то есть предназначались в первую очередь для плавания под водой. Субмарины предыдущего поколения действовали в основном как надводные корабли и уходили на глубину только на короткое время в ходе атаки или бегства. В отличие от них U-3523 могла в подводном положении пройти 630 километров на скорости около 10 км/час. А дальность автономного плавания в надводном положении являлась рекордной для того времени - 28 700 километров. Считается, что именно подлодки этого типа бонзы Третьего рейха планировали использовать для бегства, поскольку они могли без остановок пересечь Атлантический океан и достигнуть побережья Южной Америки.
|
U-3523 вышла в море 5 мая 1945 года. На следующий день во время патрулирования с воздуха ее засек тяжелый бомбардировщик ВВС Великобритании B-24 Liberator. Летчики атаковали субмарину глубинными бомбами и доложили на берег о том, что цель поражена. Однако затем в квадрате, который они указали, затонувшая подводная лодка не была обнаружена. Возникло предположение, что немецкие подводники все же сумели уйти из-под удара и продолжили свое бегство.
- То, что следы крушения U-3523 не были найдены, долгое время подпитывало легенды о том, что какие-то высшие чины рейха все же сумели на ней сбежать, - говорит директор датского военно-морского музея Герт Норманн Андерсен. - Но в апреле этого года, спустя 73 года после тех событий, нам все же удалось найти корпус утонувшей лодки. Он покоится в 9 милях к западу от той позиции, которую указали английские летчики. Субмарина обнаружена в странном положении: ее нос глубоко врезался в песок, а корма возвышается на 20 метров над уровнем дна.
|
Пока неизвестно, были ли на ее борту какие-то высокопоставленные пассажиры помимо
58 членов экипажа. Перевозила ли она какой-то ценный груз? Почему оказалась в таком странном положении?
- Мы знаем, что накануне 6 мая 1945 года немецкие войска в Дании, Северо-Западной Германии и Голландии капитулировали, - поясняет Герт Андерсен. - Поэтому лодка не могла выполнять боевое задание. Скорее всего, субмарина пыталась скрыться. Но подробности этой истории мы сможем узнать, только проникнув внутрь, однако сделать это будет очень сложно, поскольку лодка затонула на глубине 123 метра.