Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Наставники: кто они и зачем?

Наставники: кто они и зачем?

Чтобы быть супергероем, не обязательно обладать сверхчеловеческими способностями. Достаточно поделиться тем, что знаешь и пережил. Ничего сложного, правда? Но  какая сила стоит за этой простотой!

Сегодня я хочу поговорить о наставничестве – древнейшей форме обучения реальной жизни.

Наставники – это не только про учебу. Скорее, это о поддержке и помощи в социализации и формировании шкалы ценностей. Нуждаются в этом все дети, особенно в детских домах и интернатах. Они не только лишены родительской любви и заботы – в их жизни отсутствует человек, который научит элементарным правилам поведения в социуме. От банального – как ходить в магазин, готовить еду и ухаживать за собой, до важного – как найти работу, правильно подать себя и добиться результата.

В Украине в основном усыновляют маленьких детей. Например, программа Фонда Рината Ахметова "Сиротству – нет!" помогла почти девяти тысячам мальчиков и девочек найти семьи, причем львиная доля их  – детвора в возрасте до 10 лет.

Если ребенку 12, значит, еще 4–6 лет он проживет в интернатном учреждении, где система выстроена так, что навыков самостоятельности не появится. А затем выпускной – и он один на улице с ужасом в глазах. Ничего удивительного, что именно выпускники детских домов часто совершают преступления и даже становятся бездомными. Так что наставники больше всего нужны там, где дети растут без родителей.

Хочу рассказать о ценном опыте, полученном в ходе реализации пилотного проекта "Наставничество" Фонда Рината Ахметова. Главные цели его  –  социализация, профориентация и помощь в учебе воспитанникам интернатных учреждений Святогорска и Мариуполя.

…Лед начал таять, как только все познакомились. Наставников мы нашли среди сотрудников группы компаний СКМ. Откликнулись самые разные люди: от руководителей до простых рабочих.

Сотрудничество началось с того, что каждый потенциальный наставник заполнил анкету, где указал, что он может дать ребенку, а дети написали, в чем они нуждаются. Кому-то надо было подтянуть английский или математику, кто-то хотел разобраться, как работает компьютер, некоторые ребята хотели научиться простым бытовым вещам – готовить, стирать.

Чтобы сориентировать подростков в выборе профессии, некоторые наставники привозили их к себе на работу – показывали, как устроен офис. Фонд организовывал экскурсии на промышленные предприятия группы компаний СКМ и региональный телеканал "Сигма". Именно для социализации были проведены мастер-классы по оказанию медицинской помощи, финансовой грамотности, также готовили еду и реставрировали мебель. Наставники помогали детям в учебе.

Общение взрослых и ребят сопровождали психологи и соцработники проекта. Они сопоставляли потребности воспитанников и возможности наставников, проверяли их психологическую совместимость, разрабатывали планы взаимодействия.

Проект показал хорошие результаты: повысилась успеваемость в школе, часть детей определилась с выбором профессии. Некоторым помогли в этом мастер-классы и профориентационные экскурсии, а кто-то, по совету наставника, выбрал место будущей работы.

Психологи отметили, что всего за год существования проекта дети обрели большую самостоятельность, уверенность в себе, лучше адаптировались ко взрослой жизни, у них расширился кругозор, появилось желание узнавать что-то новое. Хотя в начале чувствовалось, что закрыты – сложный возраст от 12 до 17 лет, а ведь каждый уже испытал боль и разочарование.

Самым ценным было общение

Одна из тысячи проблем, которая возникает при наставничестве, заключается в том, дети не сразу начинают доверять и воспринимать вас как друга. Поначалу некоторые думают, что взрослый человек – их спонсор, один из многих, кто приходит в интернат "помочь" ради удовлетворения чувства собственной значимости или "благородного великодушия", ведь у детей в интернатной системе, как правило, сильно развито потребительское отношение – ждут подарков.

Задача наставника – объяснить ребенку, что не все в жизни исчисляется телефонами и планшетами, что во взрослой жизни ему никто не даст желаемого только потому, что он вырос без родителей. И необходимо приложить усилия, чтобы добиться желаемого – работать над собой и трудиться.

Минимизировать потребительское отношение, которое могло появиться у детей, было еще одной нашей важнейшей задачей. Для этого мы установили нерушимое правило: наставники не дарят подарки дороже 200 гривен и не приносят продукты. Как не трудно было смириться с этим условием, наставникам пришлось согласиться, ведь наиглавнейший принцип – не навредить!

43 воспитанника интернатов и взрослые целый год вместе учились и менялись. А теперь, после проекта, продолжают дружить. И у всех нас появилась надежда, что дальнейшая жизнь этих молодых людей сложится счастливее, чем детство.

Чужих детей не бывает, прежде всего потому, что они вырастают и становятся нашим будущим. Так что если хотите изменить будущее, помогайте детям. Поэтому Фонд Рината Ахметова внедряет программы, которые успешно работают в развитых странах, и делится опытом, рассказывая о них, чтобы привлечь внимание общества. На сегодняшний день в интернатах живут около 110 тысяч детей. Огромная цифра. Но сравните ее с 29 миллионами взрослых, проживающих в Украине, и поймете: нерешаемых задач нет!

Новости по теме: Фонд Рината Ахметова