21 ноября
Загрузить еще

Киевская тайна самой скромной монаршей свадьбы

Киевская тайна самой скромной монаршей свадьбы

Королева Елизавета Вторая на днях дала официальное разрешение на свадьбу своего внука Гарри и актрисы Меган Маркл. Бракосочетание состоится 19 мая в Виндзорском дворце и станет одним из самых красочных и пышных в этом веке. Это шоу в очередной раз побьет массу рекордов по зрелищности и массовости. Но есть рекорды, которые при всем желании точно не побить ни одному монаршему семейству. Речь идет об аналогичном мероприятии, прошедшем в Киеве около ста лет назад, когда венчались Великая княгиня Ольга Александровна Романовна (родная сестра Николая Второго) и полковник Ахтырского полка Николай Куликовский. Наверное, не было в истории более скромной и закрытой свадьбы представителей царских семейств. 

Теплая предреволюционная осень 

Ноябрь 1916 года в Киеве выдался удивительно теплым, температура иногда поднималась до 15-18 градусов тепла. Но желающих погреться под лучами последнего теплого осеннего солнышка было немного. Внутреннее напряжение, неопределенность и какая-то всеобщая тоска накрыли Киев. Война хоть и шла в нескольких сотнях километров от города, незримо присутствовала и здесь. Каждый второй прохожий на улице - военный, все гостиницы заполнены офицерами, а больницы и госпитали - ранеными солдатами. Места для праздника в жизни у людей не оставалось, и любое торжество выглядело как что-то из другого мира. Вот и погожим днем 4 ноября, увидев небольшую группу празднично одетых людей (всего около 10 человек) у входа в Трехсвятительскую церковь (см. Справку "КП"), прохожие предпочитали обходить ее стороной. Мало ли. Некоторые лишь узнавали в немолодой, одетой в белое женщине сестру милосердия главного госпиталя Киева Ольгу, а в статном подтянутом мужчине с лихо подкрученными усами - полковника Ахтырского гусарского полка Николая Куликовского. Всего гостей было немного - несколько офицеров и сестер милосердия. Чуть в сторонке стояли дама преклонных лет (мать невесты вдовствующая императрица Мария Федоровна) и молодой мужчина явно с дворянской выправкой (муж сестры невесты Великий князь Александр Михайлович). Вот и все гости на венчании у родной сестры императора Николая Второго. Впрочем, скромность церемонии Ольгу не смущала, она ждала этого момента 15 лет…

Разрешение на брак Ольга и Николай ждали более 10 лет.

Первый муж дамами не интересовался

Она появилась на свет в 1882 году в семье императора Александра Третьего и его супруги Марии Федоровны. Ольга стала шестым и последним ребенком в царской семье, к тому же багрянородной (отдельный и очень статусный момент), рожденной во время правления родителей. Естественно, что маленькой Оленьке было уделено особое внимание, и она становится любимой дочерью для Марии Федоровны. Это сослужило княжне плохую службу, когда пришло время выбора жениха для девушки. Надо сказать, Ольга не отличалась выдающейся внешностью. Сама это понимала и считала себя простушкой. Разве что глаза были у монаршей невесты удивительно глубокими и притягивающими. Правила того времени были простыми, но жестокими - вступать в брак можно только с равными, то есть с принцами, королевичами и потенциальными правителями. Но! Марии Федоровне ужасно не хотелось расставаться с дочерью и отпускать ее за границу. Вот и нашли в родном отечестве представителя обрусевшей ветви немецких принцев Ольденбургских - Петра Александровича. Ничего, что жених был старше невесты (ей к моменту свадьбы исполнилось 18) на 14 лет, не смутило императрицу и его пристрастие к картам и кутежам. Загадкой лишь остается, почему не обратили внимание на сексуальную ориентацию принца, которого пускали в царствующую семью Романовых. О таких, как Петр, при дворе говорили деликатно - "дамами не интересуется". Вот и после свадьбы с Ольгой он отправился играть с друзьями в карты. "За пятнадцать лет нашего брака принц Ольденбургский и я ни разу не состояли в супружеских отношениях", - так вспоминала княгиня Ольга Александровна спустя много лет.

Трехсвятительская церковь была разрушена большевиками в 1935 году.

Разрешение на развод царь написал по-английски

Ольга хандрила и грустила. Пока на одном из парадов не встретилась взглядом с молодым офицером-гусаром.

"Это была судьба. И еще - потрясение. Видно, именно в тот день я поняла, что любовь с первого взгляда существует. Я узнала, что мужчину зовут Николай Куликовский... Я просто сказала Михаилу (брату Ольги и командиру Куликовского. - Прим. ред.), что хочу познакомиться с этим человеком. Михаил понял меня. На следующий же день он устроил обед. Как все это происходило, я уже и не помню. Я отправилась прямо в Петербург, нашла мужа и сообщила ему, что встретила человека, который мне дорог, и попросила немедленно дать мне развод. Он выслушал меня и затем ответил, что его крайне заботит его собственная репутация и честь семьи. Немедленный развод исключается, но он, возможно, вернется к этому вопросу через семь лет", - пишет в воспоминаниях Ольга Александровна.

Однако нет худа без добра.

"Принц Петр Ольденбургский назначил молодого офицера своим адъютантом и сообщил ему, что он может поселиться в нашем в доме!" - продолжает княгиня.

А дальше все перемешалось. Началась война, Куликовский отправился на фронт, Ольга стала сестрой милосердия и все время служила поблизости от любимого. Пока наконец-то в 1916 году Николай Второй не дал долгожданное разрешение на развод. Произошло это во время его визита в Киев, когда он заглянул и в госпиталь к сестре. Тогда в спешке он достал свою фотографию и на обороте написал по-английски разрешение на расторжение брака.

Пили домашнюю наливочку и танцевали прямо в госпитале 

Получив заветную бумагу, Ольга и Николай делали все максимально быстро. Видимо, боясь спугнуть свое счастье. Бракосочетание организовали за несколько недель и провели его очень скромно, пытаясь не привлекать к своему счастью лишнего и ненужного внимания. 

"Это была очень скромная, почти тайная от всех свадьба: невеста, жених, вдовствующая императрица, я, две сестры из общины Красного Креста и четыре офицера Ахтырского гусарского полка, шефом которого состояла Великая княгиня. Служил старенький батюшка. Его слабый голос, казалось, шел не из церкви, а раздавался откуда-то издалека. Все мы были очень довольны", - вспоминал Великий князь Александр Михайлович.

Не было и традиционного свадебного застолья, обошлись вечеринкой в компании коллег Ольги. После венчания молодожены прибыли в госпиталь, в котором Ольга не только проводила сутки напролет, но и была его шефом и спонсором. 

"В дверях госпиталя нас встречали все сестры и врачи, которые бросали хмель и овес. На лестнице стояли все раненые, которые могли ходить. Мама (императрица Мария Федоровна) и Сандро (Великий князь Александр Михайлович) остались на ужин, и было ужасно мило и уютно. Заведующий хозяйством Андреевский и доктор сделали какую-то ужасную наливку, и очень скоро вся компания была навеселе. Один из докторов играл на пианино, а остальные танцевали (и я тоже)", - вспоминала Ольга Александровна. 

На следующий же день снова наступили будни. Ольга отправилась в перевязочную, а Николай отбыл на фронт. И ничего царского…

P.S. В отличие от большинства представителей семейства Романовых судьба Ольги и Николая сложилась счастливо. Поскитавшись по Европе, они оказались в Канаде, где и прожили долгую и спокойную жизнь. Оба скончались в Торонто в почтенном возрасте. Николай в 76 лет (1958 год), а Ольга в 78 (1960 год). Рожденные в браке сыновья Тихон и Гурий и сейчас живут в Канаде. 

Великая княгиня Ольга работала в главном госпитале Киева обычной сестрой милосердия. 

Справка "КП" 

Трехсвятительская церковь - один из старейших храмов Киева, построенный князем Свято­славом Всеволодовичем в 1185 году. Сравнительно небольшой - 12,8 м в ширину и 17,9 м в длину, он считался знаковым для города, есть даже  версия об его использовании в качестве дворцового храма, обслуживающего придворный быт. Церковь была разрушена в 1935 году большевиками. На ее месте сейчас расположено здание МИД Украины.

Новости по теме: История Киева История