В Германии виновный в аварии пешеход возмещает убытки. Если выживет...

В Германии виновный в аварии пешеход возмещает убытки. Если выживет...

Превышение скорости даже на 10 км может стать роковым в зависимости от последствий аварии. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

У полиции нет приборов, измеряющих скорость

- Провел эксперимент: целый день ездил по Киеву 50 км в час. Мне сигналили, меня пытались подрезать. Откуда вообще взялись эти 50 км в час?

Владимир Караваев.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

- Из Европы... Испытав различные способы снижения аварийности, там пришли к выводу - человек склонен совершать ошибки. Значит, их надо минимизировать! Отсюда и 50 км в час. При этой скорости, в случае наезда транспортного средства на пешехода, у него сохраняется шанс на выживание. При 60 км таких шансов практически нет.

Но к этим 50 км Европа готовилась десятилетиями, тщательно дорабатывая или вновь создавая дорожную инфраструктуру. Если вы там движетесь из пункта А в пункт Б, то не через населенные пункты, где установлены ограничения, а по магистралям. То есть сбрасываете скорость исключительно при въезде в зону активного присутствия пешеходов. 

- Если загородная дорога сплошь проходит через села, как тащиться 50 км в час? Может, нужно повысить скорость на трассах?

 - У многих водителей эта ситуация вызывает истерику - мол, время трафика увеличится! Хочу напомнить: если название населенного пункта размещается на табличке с белым фоном, скорость движения ограничивается - 50 км в час плюс 20 ненаказуемых. Если на синем фоне, скорость можно не сбрасывать - 90 или 110 в зависимости от наличия разделительной полосы на дороге. Таковы требования Правил дорожного движения.

Относительно Киева. Есть участки дорог, где пешеходы не пересекаются с транспортным потоком. Там можно и нужно повышать скорость до 80 км в час. Слава богу, столичные власти уже приняли соответствующее решение. 

- Правда, что полиция не может штрафовать нарушителей скорости потому, что у нее нет измерительных приборов?

- Да, это правда. Когда прописывался закон о Нацполиции, там была вписана фраза: для фиксации правонарушений полиция может… пользоваться техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Сейчас есть только "Трукамы", оставшиеся от ГАИ. Они предполагают ручной или полуавтоматический режим. Из-за этой нормы полиция не может пользоваться даже ими.  

- Получается, ограничение 50 км/час на совести водителей?

- Пока да. Однако водителям необходимо понимать последствия, это важно! Если происходит наезд на пешехода при скорости 50 км в час, во время оценки действий водителя и эксперт, и судья сделают однозначный вывод - до момента наезда на пешехода водитель требований ПДД не нарушал. А если так - за что наказывать? Но если в заключении эксперта будет сказано, что водитель двигался со скоростью 60 км в час, то 

10 км могут стать роковыми в зависимости от последствий аварии. Ограничения не по возрасту, а по здоровью

- Правда ли, что повышение штрафов снижает количество ДТП? 

- Мировая практика свидетельствует, что ужесточение санкций дает эффект ровно на полгода. СМИ пошумят, водители призадумаются. А потом все возвращается на круги своя. Более эффективен системный контроль. Но у нас не то что системного, вообще контроля нет. Поэтому сначала нужно его восстановить хотя бы на уровне, который был при ГАИ. 

- Моему дедушке 78 лет, а вытащить его из-за руля невозможно. Зрение упало, сердце болит… Может, нужно ввести возрастной ценз для водителей?

- Думаю, ограничения должны быть не по возрасту, а по состоянию здоровья. Если человеку 90 лет, он прекрасно себя чувствует, может безопасно управлять машиной, то почему бы и нет? Те, кто был в Америке, наверное, не раз видели, как к торговому центру подъезжает спортивный кар, но когда открывается дверь, сначала появляются костыли, а за ними еле выходит очень пожилой человек. Говорить о возрасте несправедливо. Некоторые и в 20 лет по состоянию здоровья не должны управлять автомобилем. 

- Какие должны быть запреты?

- Вопрос спорный. Если мы возьмем составленный Минздравом перечень заболеваний, то после 40 лет у нас вообще никто не должен садиться за руль. Если возьмем ту же Америку, то там одно требование: нормальные зрение и слух. 

- Бывшая замминистра МВД Анастасия Деева говорила, что водителей заставят пересдавать на права раз в 5 лет. Деевой больше нет, а какова судьба проекта?

- Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда информация трактуется неправильно. Слова Деевой были связаны с тем, что Украина подписала Соглашение с ЕС. Когда речь идет о сроках действия водительского удостоверения, то имеется в виду периодичность медицинских осмотров. В зависимости от возраста вы должны раз в 10 лет, либо в 5 лет, либо 2 раза в год (это для водителей- профессионалов) проходить врачебную комиссию. Если не прошли, данные вносятся в электронный реестр и водительское удостоверение теряет силу. Если прошли - удостоверение автоматически продлевается. Ничего пересдавать специально не надо. 

Штрафы для пешеходов

- Принято ругать водителей-нарушителей, но почему никто не говорит, что мы постоянно находимся в зоне риска? Пешеходы перебегают дорогу, где хотят и как хотят. 

- Необходимо сделать всего два шага. Первый - на законодательном уровне прописать, что если ДТП произошло не по вине водителя, а по вине третьих лиц, то водитель не должен нести ответственность. Второе - довести до пешеходов их обязанности. В Германии, если происходит по вине пешехода ДТП, полицейский ему сразу говорит: ответственность по возмещению убытков владельцу автомобиля будет возложена на вас… если выживете. Если нет - на ваших родственников.  

- Сейчас у нас действуют штрафы для пешеходов?

- Минимальные. Ни ГАИ, ни новая полиция этими вопросами не занимались. У нас никто не обязывает пешехода иметь при себе документы. А если у него нет документов - даже выписать постановление проблематично. Нарушителя нужно доставить в отделение, устанавливать личность… Полиция считает, что у нее есть более важные дела.

- Слышал, что в Украине разрабатывают новый Дорожный кодекс. Что это?

- В свое время мы говорили о законопроекте 5184, его тогда еще СМИ назвали "дорожной Конституцией". Действительно, там были заложены глобальные основы по урегулированию вопросов, упоминаемых мною в нашем разговоре. На профильном комитете ВР, который рассматривал этот законопроект, мы предложили создать настоящий "Дорожный кодекс", в котором будет собрано, консолидировано, урегулировано все законодательство в сфере дорожного движения. Думаю, первые результаты работы мы увидим в этом году. 

Вопрос ребром

Кому принадлежит парковка?

- Недавно я пыталась поставить автомобиль на парковку, где были свободные места. Но парковщик не позволил - сказал, что они выкуплены каким-то рестораном. Это законно?

- Незаконно! Запомните, любые устройства, препятствующие вашей парковке, где б это ни было, являются незаконными. За такие действия даже предусмотрена ответственность. Звоните в полицию. Они обязаны составить процессуальные документы с целью привлечения к ответственности конкретного человека, установившего на дороге различные средства для препятствования парковке вашего транспортного средства. 

Кстати

Велосипедисты против автомобилистов

- Владимир, на своей странице в Фейсбуке вы написали, что развитие велодвижения в Киеве может повлечь ограничение скорости транспортных средств до 30 км в час. Откуда эта нереальная цифра? 

 - Концепцию развития инфраструктуры для велосипедистов утвердили депутаты Киевсовета. Предполагается, что велосипедисты будут двигаться в том числе и по полосе общественного транспорта. Чтобы их обезопасить, нужно уравнять скорость велосипедистов и автомобилей. Так прописано в концепции. Максимальная для велосипеда - 30 км в час. А посему и скорость авто надо будет снижать! Я не знаю, как выйдут из этой ситуации авторы инициативы. С одной стороны, надо увеличивать скорость автотранспорта до 80 км в час (и соответствующее решение депутаты Киевсовета уже приняли), с другой - развивать велодвижение, уменьшая скорость автомобилей. На одних весах разные интересы. Решение данной задачи мне не известно! 

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях