Давал самолетам путевку в небо: кем был легендарный летчик-испытатель Юрий Курлин

Давал самолетам путевку в небо: кем был легендарный летчик-испытатель Юрий Курлин

Комментарии: 1
Юрий Курлин прожил 89 лет и полжизни посвятил небу. Фото: соцсети

"Мягкой посадки, великий командир"

27 февраля 1965 года впервые в воздух поднялся Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолёт, который в июне того же года на авиасалоне в "Ле Бурже"во Франции произвел настоящий фурор. Первыми, кто поднял его в небо, была команда во главе с летчиком-испытателем Юрием Курлиным. Полет над Святошинским аэродромом длился час и пять минут. В истории мировой авиации никогда еще в воздух не поднимался самолет таких размеров и грузоподъемности.

"Мы, испытатели, знали, что крылатая машина получилась удачной, но один чиновник из министерства в Москве боялся лететь с нами во Францию. Он надел на себя оранжевый спасательный жилет (часть маршрута проходила над морем), парашют и все пять часов полета сидел в полной готовности выпрыгнуть через аварийный люк, - рассказывал "Фактам" Юрий Владимирович об "Антее". 

- Что вы ощутили при первом взлете на "Антее"? — спросила летчица Мария Попович опытного испытателя. Он рассмеялся:

— А что может чувствовать человек, в правой руке которого шестьдесят тысяч лошадиных сил, в левой — больше двухсот тысяч килограммов веса?!

Спустя 53 года, 27 февраля 2018 года, легенда отечественной авиации совершил свой последний полет, но на этот раз не связанный с самолетами – ушел на 89 году жизни. Люди, которые были знакомы с Юрием Владимировичем, с горечью говорят, что вместе с ним ушла целая эпоха.

"Мягкой посадки, великий командир великого "Антея"", - пишет в сети Елена Желязо.

"Горжусь тем, что мне довелось знать его лично. Ушёл из жизни высокий профессионал своего дела, скромный, отзывчивый и простой человек...", - говорит Владимир Гамаенов.

"Первый полет – море удовольствия"

Юрий Курлин родился в 1929 году в России, в Киев переехал после окончания Краснокутского лётного училища, уже здесь окончил Киевский институт авиации и в 1952 году совершил свой первый полет, как раз на АН-2, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как единственный самолет в мире, который выпускается более 50 лет, и который Курлин называл одним из своих самых любимых.

Однако, полеты – это не только "море удовольствия", но и умение справляться с внештатными ситуациями. Были на памяти Юрия Владимировича и эксцессы, связанные с АН-2.

"Первый случай был уже во время испытаний – был старый двигатель, и у него сломался привод газораспределения, клапаны остановились. Мне повезло, что случилось это недалеко от аэродрома. Однако отказ произошел на малой высоте, и долететь до аэродрома я так и не успел. Я сел на болотистое место – а дело было в середине декабря, и сверху ледяная корочка была тонкая, и шасси обломились, поломался воздушный винт. Но потом этот самолет после ремонта был восстановлен и снова летал, - вспоминал Юрий Курлин. - И одна была промашка наша, пилотов, в Средней Азии. Мы как раз работали поле хлопчатника. Там было такое место, где опоры линии электропередач не были видны из-за тополей. Мы летели в своеобразном коридоре из деревьев и не увидели столбов. А провода и так не сильно видны. В общем, провода мы оборвали. Нижние провода попали на стойки шасси, но эти провода легко порвались, а вот верхний провод попал в винт, который его и порвал. И это были уже серьезные повреждения – отлетела трубка приемника воздушного давления – мы остались без скорости. Был поврежден элерон и закрылок. На одном элероне мы дотянули. И все это благодаря надежности самолета – мы смогли долететь до своей площадки, и после небольшого ремонта самолет снова летал, мы продолжали летать".

Научил самолет летать в горах

В 1958 году Юрий Курлин пришел работать на "Антонов".

"Летать и работать здесь было нелегко, но тем не менее шел на работу всегда с огромной радостью. Просто это была не только работа, а смысл моей жизни", - говорил Курлин.

Подтверждению его слов – годы, которые летчик посвятил предприятию: с лётно-испытательской работы он ушел в 1994 году, однако продолжал трудиться на "Антонове" инструктором-методистом, также учил молодых пилотов искусству полета. За свою карьеру Юрий Курлин освоил больше типов самолетов, а в воздухе провел 16716 часов: испытывал самолеты Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24, Ан-32, Ан-72 и Ан-74, воздушные гиганты Ан-22 и Ан-124 "Руслан". Помимо этого, установил четыре мировых авиационных рекорда на Ан-32 в 1985 году. Юрий Курлин был удостоен  звания Героя  Советского Союза  с  вручением ордена  Ленина и  медали  "Золотая  Звезда".

"В 60-х гг. Индия закупила вместо американского "Геркулеса" большую партию самолетов Ан-12. "Геркулес" не выдержал испытаний, и власти Индии решили, что этот самолет не подходит под их условия, - рассказывал летчик. – Наши чиновники заверили индусов в том, что Ан-12 – хорошая замена "Геркулесу".  Самолет им понравился, но вопрос заключался в том, чтобы самолеты летали в горах. Вызвали меня к Маршалу авиации СССР Николаю Скрипко на прием. Ему уже доложили о том, что есть летчик-испытатель, который готов выполнить задание по Ан-12 для Индии. Он взял карандаш и показал на карте район Гималайских гор. "Видишь этот карандаш?  Так вот, вся наша страна сейчас смотрит туда. А ты сидишь на самом его конце. Как ты запишешь эту страницу истории, так и будет".  Я понял эти слова однозначно – выполнять задание надо, другого выбора у меня нет. За две недели мы справились. Прошло    некоторое    время, я уже   начал   подзабывать   в   суете о том, что довелось пережить.  В 1966 году мы   уже   работали   в   Ташкенте, проводили испытания самолетов. В обеденный перерыв подбегает ко мне ведущий инженер Раецкий, бросается ко мне с объятиями. Я не могу понять, что произошло? "Тебе Звезду Героя СССР дали!"  -  отвечает мне". 

Выписывал виражи с тепловозом на борту

Коллеги о профессионализме Юрия Владимировича отзывались всегда с должным уважением.

"Мы летели с грузом в Австралию на "Руслане", его пилотировал легендарный летчик Юрий Курлин. Мы заходили на посадку, когда в аэропорту проходило авиационное шоу. Диспетчер запросил показательный полет, Курлин согласился — выполнил несколько крутых виражей и разворотов, прошел на малой высоте над публикой, потом резко набрал высоту. После этого мы планово сели и стали разгружаться - аккуратно выкатили из самолета локомотив. Показательные маневры мы делали с тепловозом на борту. Зрители пришли в восторг. Но особенно счастлив был заказчик груза", - вспоминал радист завода "Антонов"

Сам же Юрий Курлин был легок на подъем, а еще – немного бунтарь.

"Как-то мы с Клавдией Николаевной Безуглой летели на Ан-2 из Мариуполя в Киев. Вдруг видим перед нами мощное кучевое облако. И я говорю: "Давайте нырнем в облако". Безуглая в ответ: "Так ведь нельзя!" "Но мы же одни", - продолжаю уговаривать. Согласилась. Когда вошли в облако, начало так кидать, что совершенно невозможно было понять, где верх, а где низ. Я с трудом вывел машину, даже пришлось сесть в Каневе. И, только переждав два часа, полетели дальше…", - вспоминал Курлин

Справка КП

Юрий Курлин родился 17 сентября 1929 года в городе Шацк. Юные годы провёл в Пятигорске. Курлин окончил Ростовский индустриальный техникум и Краснокутское лётное училище Гражданского воздушного флота, после чего работал лётчиком гражданской авиации в Киеве. В 1956 году Курлин окончил Киевский институт инженеров гражданского воздушного флота, после чего год работал лётчиком транспортного отряда Воронежского авиационного завода. В 1958 году Курлин окончил школу лётчиков-испытателей, после чего 36 лет работал лётчиком-испытателем ОКБ Антонова. Участвовал в испытаниях самолётов предприятия. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту, 1 разряд по спортивной гимнастике.

Читайте также

В "Антонове" рассказали о сотрудничестве с Россией

"Антонов" возобновил сотрудничество с Россией. С ноября специалисты украинского государственного предприятия оценивают техническое состояние грузовых самолетов Ан-124-100 "Руслан", которые использует авиакомпания "Волга-Днепр".

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

После ссоры у Помпео отказали журналистке NPR в освещении его визита в Украину
После ссоры у Помпео отказали журналистке NPR в освещении его визита в Украину 4

Репортера NPR Мишель Келемен исключили из списка пула СМИ, которые будут сопровождать госсекретаря США во время иностранных визитов.

Смертельный коронавирус: посольство рекомендовало украинцам уехать из Китая
Смертельный коронавирус: посольство рекомендовало украинцам уехать из Китая 50

По состоянию на утро 28 января известно о 106 жертвах болезни.

Милованов рассказал, что будет представлять из себя  няня  для инвесторов
Милованов рассказал, что будет представлять из себя "няня" для инвесторов 31

По словам министра, идея "няни" заключается в том, что правительство Украины подписывает конкретные условия с инвестором

Происшествия

Из Украины хотели вывезти старинную икону и сборник Вальтера Скотта
Из Украины хотели вывезти старинную икону и сборник Вальтера Скотта [видео] 8

Их обнаружили в одном из автомобилей на границе с Румынией.

Рухнувшим в Афганистане оказался американский военный самолет
Рухнувшим в Афганистане оказался американский военный самолет [видео] 310

Ранее считали, что разбился пассажирский самолет.

На Сумщине кот спас хозяина от пожара
На Сумщине кот спас хозяина от пожара 315

Животное разбудило спавшего мужчину, учуяв беду.

Экономика

Гривна резко просела относительно доллара
Гривна резко просела относительно доллара [инфографика] 98

А евро вновь превысил отметку 27 гривен.

6 экономических последствий китайского вируса: мнение экономиста
6 экономических последствий китайского вируса: мнение экономиста 306

О том, как новый вирус отразится на нашей жизни, рассказал член Набсовета Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Как китайский вирус отразится на украинской экономике
Как китайский вирус отразится на украинской экономике 989

Разбираемся, как новая зараза может изменить расклад на мировом финансовом рынке.

Общество

Украинцы в Китае: паника, пустые улица, уехать не можем
Украинцы в Китае: паника, пустые улица, уехать не можем 282 1

По состоянию на 27 января опасный вирус убил уже 106 человек.

Собака спасла хозяйку от китайского коронавируса, съев ее паспорт
Собака спасла хозяйку от китайского коронавируса, съев ее паспорт [фото] 410

Накануне вылета в Ухань Кими сильно пожевал паспорт женщины, из-за чего та была вынуждена отложить полет.

Пить или не пить: 5 самых полезных напитков для сброса веса
Пить или не пить: 5 самых полезных напитков для сброса веса 513

Вода, сок сельдерея, чай с имбирем: диетологи рассказали, какие напитки помогают придерживаться ЗОЖ и ПП.

Светская хроника и ТВ

На  Оскаре  в этом году откажутся от мяса и пластика
На "Оскаре" в этом году откажутся от мяса и пластика 37

Гостей будут угощать вегетарианским меню.

Кодировка каналов: во вторник из бесплатного доступа исчезнут 23 украинских телеканала
Кодировка каналов: во вторник из бесплатного доступа исчезнут 23 украинских телеканала 404

С 28 января бесплатно смотреть украинское телевидение через спутник не получится.

Пропавшая  Мэри Поппинс  Наталья Андрейченко освободилась
Пропавшая "Мэри Поппинс" Наталья Андрейченко освободилась [видео] 870

Актриса жива и здорова, однако ей довелось долго пробыть в джунглях.

Спорт

Названы имена всех погибших в вертолете с Коби Брайантом
Названы имена всех погибших в вертолете с Коби Брайантом [видео] 554 1

Из восьми пассажиров не выжил никто. Пилот тоже погиб.

Зинченко показал прикол с футболкой в честь миллиона подписчиков в Instagram
Зинченко показал прикол с футболкой в честь миллиона подписчиков в Instagram [видео] 195

Спортсмен стал украинским футболистом-рекордсменом по количеству фолловеров.

Коби Брайант: легенда и маньяк баскетбола, живший игрой до последней секунды жизни
Коби Брайант: легенда и маньяк баскетбола, живший игрой до последней секунды жизни [фото, видео] 1138

Один из величайших баскетболистов в истории погиб при крушении собственного вертолета