27 февраля 1965 года впервые в воздух поднялся Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолёт, который в июне того же года на авиасалоне в "Ле Бурже"во Франции произвел настоящий фурор. Первыми, кто поднял его в небо, была команда во главе с летчиком-испытателем Юрием Курлиным. Полет над Святошинским аэродромом длился час и пять минут. В истории мировой авиации никогда еще в воздух не поднимался самолет таких размеров и грузоподъемности.
"Мы, испытатели, знали, что крылатая машина получилась удачной, но один чиновник из министерства в Москве боялся лететь с нами во Францию. Он надел на себя оранжевый спасательный жилет (часть маршрута проходила над морем), парашют и все пять часов полета сидел в полной готовности выпрыгнуть через аварийный люк, - рассказывал "Фактам" Юрий Владимирович об "Антее".
- Что вы ощутили при первом взлете на "Антее"? — спросила летчица Мария Попович опытного испытателя. Он рассмеялся:
— А что может чувствовать человек, в правой руке которого шестьдесят тысяч лошадиных сил, в левой — больше двухсот тысяч килограммов веса?!
Спустя 53 года, 27 февраля 2018 года, легенда отечественной авиации совершил свой последний полет, но на этот раз не связанный с самолетами – ушел на 89 году жизни. Люди, которые были знакомы с Юрием Владимировичем, с горечью говорят, что вместе с ним ушла целая эпоха.
"Мягкой посадки, великий командир великого "Антея"", - пишет в сети Елена Желязо.
"Горжусь тем, что мне довелось знать его лично. Ушёл из жизни высокий профессионал своего дела, скромный, отзывчивый и простой человек...", - говорит Владимир Гамаенов.
Юрий Курлин родился в 1929 году в России, в Киев переехал после окончания Краснокутского лётного училища, уже здесь окончил Киевский институт авиации и в 1952 году совершил свой первый полет, как раз на АН-2, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как единственный самолет в мире, который выпускается более 50 лет, и который Курлин называл одним из своих самых любимых.
Однако, полеты – это не только "море удовольствия", но и умение справляться с внештатными ситуациями. Были на памяти Юрия Владимировича и эксцессы, связанные с АН-2.
"Первый случай был уже во время испытаний – был старый двигатель, и у него сломался привод газораспределения, клапаны остановились. Мне повезло, что случилось это недалеко от аэродрома. Однако отказ произошел на малой высоте, и долететь до аэродрома я так и не успел. Я сел на болотистое место – а дело было в середине декабря, и сверху ледяная корочка была тонкая, и шасси обломились, поломался воздушный винт. Но потом этот самолет после ремонта был восстановлен и снова летал, - вспоминал Юрий Курлин. - И одна была промашка наша, пилотов, в Средней Азии. Мы как раз работали поле хлопчатника. Там было такое место, где опоры линии электропередач не были видны из-за тополей. Мы летели в своеобразном коридоре из деревьев и не увидели столбов. А провода и так не сильно видны. В общем, провода мы оборвали. Нижние провода попали на стойки шасси, но эти провода легко порвались, а вот верхний провод попал в винт, который его и порвал. И это были уже серьезные повреждения – отлетела трубка приемника воздушного давления – мы остались без скорости. Был поврежден элерон и закрылок. На одном элероне мы дотянули. И все это благодаря надежности самолета – мы смогли долететь до своей площадки, и после небольшого ремонта самолет снова летал, мы продолжали летать".
В 1958 году Юрий Курлин пришел работать на "Антонов".
"Летать и работать здесь было нелегко, но тем не менее шел на работу всегда с огромной радостью. Просто это была не только работа, а смысл моей жизни", - говорил Курлин.
Подтверждению его слов – годы, которые летчик посвятил предприятию: с лётно-испытательской работы он ушел в 1994 году, однако продолжал трудиться на "Антонове" инструктором-методистом, также учил молодых пилотов искусству полета. За свою карьеру Юрий Курлин освоил больше типов самолетов, а в воздухе провел 16716 часов: испытывал самолеты Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24, Ан-32, Ан-72 и Ан-74, воздушные гиганты Ан-22 и Ан-124 "Руслан". Помимо этого, установил четыре мировых авиационных рекорда на Ан-32 в 1985 году. Юрий Курлин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
"В 60-х гг. Индия закупила вместо американского "Геркулеса" большую партию самолетов Ан-12. "Геркулес" не выдержал испытаний, и власти Индии решили, что этот самолет не подходит под их условия, - рассказывал летчик. – Наши чиновники заверили индусов в том, что Ан-12 – хорошая замена "Геркулесу". Самолет им понравился, но вопрос заключался в том, чтобы самолеты летали в горах. Вызвали меня к Маршалу авиации СССР Николаю Скрипко на прием. Ему уже доложили о том, что есть летчик-испытатель, который готов выполнить задание по Ан-12 для Индии. Он взял карандаш и показал на карте район Гималайских гор. "Видишь этот карандаш? Так вот, вся наша страна сейчас смотрит туда. А ты сидишь на самом его конце. Как ты запишешь эту страницу истории, так и будет". Я понял эти слова однозначно – выполнять задание надо, другого выбора у меня нет. За две недели мы справились. Прошло некоторое время, я уже начал подзабывать в суете о том, что довелось пережить. В 1966 году мы уже работали в Ташкенте, проводили испытания самолетов. В обеденный перерыв подбегает ко мне ведущий инженер Раецкий, бросается ко мне с объятиями. Я не могу понять, что произошло? "Тебе Звезду Героя СССР дали!" - отвечает мне".
Коллеги о профессионализме Юрия Владимировича отзывались всегда с должным уважением.
"Мы летели с грузом в Австралию на "Руслане", его пилотировал легендарный летчик Юрий Курлин. Мы заходили на посадку, когда в аэропорту проходило авиационное шоу. Диспетчер запросил показательный полет, Курлин согласился — выполнил несколько крутых виражей и разворотов, прошел на малой высоте над публикой, потом резко набрал высоту. После этого мы планово сели и стали разгружаться - аккуратно выкатили из самолета локомотив. Показательные маневры мы делали с тепловозом на борту. Зрители пришли в восторг. Но особенно счастлив был заказчик груза", - вспоминал радист завода "Антонов".
Сам же Юрий Курлин был легок на подъем, а еще – немного бунтарь.
"Как-то мы с Клавдией Николаевной Безуглой летели на Ан-2 из Мариуполя в Киев. Вдруг видим перед нами мощное кучевое облако. И я говорю: "Давайте нырнем в облако". Безуглая в ответ: "Так ведь нельзя!" "Но мы же одни", - продолжаю уговаривать. Согласилась. Когда вошли в облако, начало так кидать, что совершенно невозможно было понять, где верх, а где низ. Я с трудом вывел машину, даже пришлось сесть в Каневе. И, только переждав два часа, полетели дальше…", - вспоминал Курлин.
Юрий Курлин родился 17 сентября 1929 года в городе Шацк. Юные годы провёл в Пятигорске. Курлин окончил Ростовский индустриальный техникум и Краснокутское лётное училище Гражданского воздушного флота, после чего работал лётчиком гражданской авиации в Киеве. В 1956 году Курлин окончил Киевский институт инженеров гражданского воздушного флота, после чего год работал лётчиком транспортного отряда Воронежского авиационного завода. В 1958 году Курлин окончил школу лётчиков-испытателей, после чего 36 лет работал лётчиком-испытателем ОКБ Антонова. Участвовал в испытаниях самолётов предприятия. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту, 1 разряд по спортивной гимнастике.
"Антонов" возобновил сотрудничество с Россией. С ноября специалисты украинского государственного предприятия оценивают техническое состояние грузовых самолетов Ан-124-100 "Руслан", которые использует авиакомпания "Волга-Днепр".