Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жертвы травли на работе: кто виноват и что делать?

Жертвы травли на работе: кто виноват и что делать?
Фото: Фото: goodhouse

Но хуже всего, когда подобное негативное отношение превращается в систематическую травлю.

"Я не понимаю: за что?"

- Меня на работе выживают, - говорит 33-летняя Анна. – Сначала я убеждала себя, что мне все это кажется, поскольку в открытый конфликт со мной никто не вступал. Но спустя некоторое время мне все же пришлось признать, что, к сожалению, все это – реальность. Меня фактически вытеснили из жизни компании: мне не говорят о том, что в пятницу после работы весь отдел собирается в соседнем баре, не зовут на совещания и дни рождения, а о том, что меня вызвал начальник, стараются информировать как можно позже. А самое ужасное, что я действительно не понимаю: за что?!

У 40-летней Светланы другая проблема: начальник полностью игнорирует ее успехи.

- На планерках и совещаниях сотрудника могут похвалить просто за то, что он пришел вовремя, но при этом не замечают, что каждый месяц я привожу в компанию десятки новых клиентов, - жалуется Светлана. - Я даже не говорю о повышении зарплаты или премии – на это у начальства вечно нет денег. Но хотя бы устно похвалить меня же можно было бы?

Моббинг и буллинг

За этими двумя вполне приличными словами скрывается очень неприятное явление, которое испортило миллионы жизней по всему миру.

Итак, буллинг (от глагола bully — запугивание) – это регулярный физический либо психологический террор в отношении человека. Впервые этот термин использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. С тех пор в Британии стало широко использоваться словосочетание "буллинг на рабочем месте" (workplace bullying), хотя в других европейских странах чаще используют слово "моббинг" (от англ. mob— толпа; mobbing – притеснять, грубить, нападать).

Впрочем, эксперты часто говорят, что это все же разные понятия, и если моббинг – это психологический террор со стороны коллектива, то буллинг - со стороны одного человека.

Но с какой же целью люди начинают портить жизнь своим подчиненным или коллегам? Психолог Марина Деркач говорит, определенную "проверку на прочность" в той или иной степени проводит каждый коллектив. И если не впадать в крайности, то это нормально, ведь сложившийся коллектив - как единый организм. В нем уже распределены роли, требования к личностным качествам и даже к внешнему виду сотрудников.

Что касается откровенной травли, то, говорит психолог, "террорист" может получать как моральное удовлетворение, так и вполне материальные выгоды.

- Во-первых, такой "террор" - это отличная возможность расправиться с неугодным человеком и выжить его из компании. Ведь "террорист" далеко не всегда занимает должность, которая позволила бы ему уволить коллегу административными методами. Во-вторых, затравив человека, можно переложить на него часть своей работы. В-третьих, на жертву можно сваливать свои промахи, а себе приписывать ее заслуги, если, конечно, в такой обстановке она еще будет способна на какие-то "заслуги". И, наконец, жертве моббинга будет не до отстаивания привилегий, а, значит, она не будет претендовать ни на уютное рабочее место возле окна, ни на интересные командировки.

4 типа "врага"

Эксперты, подробно занимающиеся изучением этого вопроса, утверждают: зачинщиком буллинга может стать вовсе не каждый человек. По версии Тима Филда, основателя самого популярного в мире ресурса о буллинге Bully OnLine, есть четыре основных типа коллег, наиболее склонных к травле ближнего.

1. Искатель внимания

Чаще всего это женщина, которая на первый взгляд кажется доброй и сострадательной, но оказывается полной противоположностью, если что-то происходит вопреки ее желанию.

2. "Хочу быть!"

Представители этого типа очень амбициозны, но, к сожалению, не достаточно трудолюбивы или талантливы для реализации своих карьерных желаний. Все, что им остается – это утверждаться за счет других.

3. Гуру

Эти коллеги очень умны, как правило, в какой-либо технической области. Но у них плохо развиты эмпатия и эмоции, поэтому в общении они могут быть крайне неприятными людьми.

4. Социопат

Эти люди очень преуспели бы в искусстве дворцовых переворотов. Но при отсутствии таковых с удовольствием манипулируют коллегами, стравливают людей и совершенно в этом не раскаиваются. Им просто нравится доставлять страдания другим.

А спусковым крючком для всех этих типов может стать, в первую очередь, личная неприязнь.

7 важных правил

Эксперты кадрового портала rabota.ua уверяют: моббингу и буллингу можно и нужно противостоять! И приводят 7 важных правил самообороны.

  • Правило 1: никогда не поддерживайте буллинг. Молчаливое согласие коллег – отличное удобрение для нездоровой почвы в коллективе. И если вы "запаслись попкорном", наблюдая, как морально уничтожают вашего коллегу, готовьтесь стать следующим.
  • Правило 2: проявляйте самоиронию. Правда, это правило работает только на первых порах, если наезды коллег не оскорбительны.
  • Правило 3: умейте давать жесткий отпор. Надо сказать, что срабатывает это правило не всегда, и порой может усугубить конфликт.
  • Правило 4: не проявляйте эмоции. Автор книги "Как разговаривать с мудаками" психиатр Марк Гоулстон предлагает увидеть проблему не в человеке, а в причине его поведения. И представить, что вы испытываете те же эмоции, скажем, агрессию. После того, как вы дадите человеку высказаться, не стоит проявлять никаких эмоций – ведь на них-то вас и пытаются вывести! Переведите разговор в рациональную плоскость – можно успокоить и этим удивить оппонента. Действует в тех случаях, когда нападают не на вас, а на ваши действия или работу.
  • Правило 5: выведите зачинщика на откровенный разговор. Это обескураживает. Главное – говорить серьезно, не волнуясь, глядя человеку прямо в глаза. Не исключено, что после этого вы забудете о своих проблемах на работе.
  • Правило 6: найдите союзников. Если вы создадите свою "стаю" среди коллег, которые не относятся к вашим обидчикам, вы больше не будете в одиночестве, и нападать на вас будет сложнее.
  • Правило 7: пожалуйтесь шефу. Бесстрастно опишите свои проблемы в коллективе, которые мешают вам комфортно чувствовать себя на работе. То, как поведет себя начальник в этой ситуации поможет вам определиться с ответом на главный вопрос: оставаться вам на этой работе или нет.
Новости по теме: Работа