Славянская мифология прямо связывает Марену с сезонными ритуальными обрядами, посвященными умиранию природы и ее последующему воскрешению.
Считается, что Богиня Мара-Марена – дочка Великой Богини Лады, жена Кощея, Богиня Смерти, Зимы и трескучих морозов. Ее сестры – Могущественные Богини Жива и Леля, а ее братья Всесильные Верховные Боги. В народе при этом ее называли не почтительно - Кикиморой одноглазой.
Владения Марены, согласно древним сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Осенью она прогоняет летнее тепло и устанавливает в мире свое холодное Царство снегов и морозов.
Двадцать пятого ноября, в день Богини Марены, устанавливается, как правило, холодная, дождливая погода - дождь сменяется снегом, а осенняя слякоть замерзает под порывами холодного ветра.
Наши предки представляли Мару как некий призрак в облике женщины высокого роста или же как сгорбленную старуху с распущенными запутанными волосами. В этот день считалось неправильным смеяться и радоваться, а в первой половине дня нельзя было разжигать огонь.
- Обычно люди собирались вместе и шли к ближайшему болоту – тушить горящие факелы. Так они показывали, что не боятся Марену. Только после возвращения домой можно было впервые за день поесть, - говорит фольклорист Жанна Перетятько. - Мара издревле почиталась как темный лик своей сестры Живы - Матери всего сущего.
Кстати, именно чучело Марены жгут на праздник Ивана Купалы, в Русальную Неделю и Масленицу. Сооружали его из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Мару либо в тряпье, либо в праздничную одежду, иногда даже в белое платье или костюм невесты. Украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Некоторые одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты. Обычно Марена имела женский облик, носили ее по селу девушки. Люди верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со "Смертью" или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрет сам или похоронит кого-либо из своей семьи.
КСТАТИ
Мара не приходит одна
13 января отмечается Мара Зимняя - святодень, когда великая темная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого и самым несчастливым в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, 13 января на волю "отпускаются" Лихорадки или Сестрицы-Трясовицы - дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави.
Последний праздник Марены – 1 марта, когда она уходит до ноября, уступая свое место теплу и солнцу.