Без чего наши предки не представляли свою жизнь: на вампира я, друзья, выйду без испуга

Без чего наши предки не представляли свою жизнь: на вампира я, друзья, выйду без испуга

Комментарии: 1
Люди давно научились зарабатывать на вурдалаках. И не только при помощи специальных наборов. Фильм «Интервью с вампиром» 1994 года с Томом Крузом и Брэдом Питтом собрал в мировом прокате 223 млн долларов. Фото: kinopoisk.ru

Каких-то 20 лет назад это показалось бы просто невероятным! Мы решили вспомнить, без чего еще наши предки не представляли своей жизни, а сейчас мы даже не догадываемся о существовании этих вещей.

Среди вещей, вышедших из обихода, есть немало забавных.

Особым спросом такие наборы пользовались у священников. Фото: Из книги О. Прокофьевой "Мир забытых вещей"

Оборона от Дракулы

Путешественники XIX века, отправляясь в дорогу, брали с собой наборы для убийства вампиров, особенно если путь лежал в Восточную Европу через Трансильванию (территория современной Румынии). Считается, что первые такие наборы появились в XVIII веке, когда в Европе, особенно в Восточной, возникла серьезная паника из-за вампиров. А после выхода в 1897 году произведения Брэма Стокера "Дракула" в существование вампиров поверили с новой силой. Как известно, спрос рождает предложение. Потому на рынке Западной Европы и Северной Америки в это время можно было купить или заказать укомплектованные "по всем правилам" наборы для защиты от вампиров. Обязательными предметами были: Евангелие или Библия, распятие, святая вода, зеркала, чеснок, свечи, колья, деревянные молотки для их вбивания и пистолеты с серебряными пулями. Иногда в наборы добавляли шприцы для внутривенных инъекций, серебряные кинжалы, щипцы для вырывания клыков. В красивых ящичках и сундучках, обитых изнутри бархатом, в специальных гнездах располагались бутылочки и различные емкости с таблетками, серой, нитратом серебра, священной землей, чесночной пудрой и даже опиумом. Иногда небольшие наборы маскировали под книги, чаще всего Библию. В наборы обязательно помещали инструкции по распознаванию и уничтожению вампиров. 

Бурдалу изготавливали из фарфора, серебра, фаянса. Их тонко расписывали и богато украшали. Фото: Из книги

Не путайте бурдалу с соусником 

Луи Перо Бурдалу (1632 - 1704), священник-иезуит, был известен очень длинными проповедями, такими длинными, что паства с трудом их выдерживала по причине дискомфорта из-за желания сходить по малой нужде. По легенде, одна из дам не смогла выдержать долгой проповеди Бурдалу и прямо во время нее справила нужду с помощью соусника, да так, что никто этого конфуза и не заметил. С тех пор бурдалу становится незаменимым атрибутом светских дам в поездках и путешествиях и на длительных приемах. Первые сохранившиеся экземпляры датируются 1700 - 1710 годами. С помощью горничной и бурдалу дама легко могла справить свою естественную потребность, не покидая здания и не задирая юбки. 

Ловец слез. 100 - 365 гг. Кипр. Фото: Из книги

Ловец слез

История существования этого предмета насчитывает более трех тысячелетий. Их находят в древнеримских захоронениях, о них упоминают в Библии. В Древней Персии и Византии по количеству выплаканных в такие сосуды слез мужья судили о верности и любви своих жен. В XIX веке ловцы слез стали вновь популярны, особенно в Англии в период правления королевы Виктории. По обычаям того времени вдова всегда имела при себе бутылочку для слез по умершему мужу, а через год после похорон собранные слезы выливались на могилу. В Древнем Риме траур заканчивался, когда все слезы в ловцах слез испарялись. 

Мушечница. Около 1749 - 1754 гг. Фарфор, медь, роспись, позолота. Фото: Из книги

Мушечница

Предмет неразрывно связан с мушками, которые на пике популярности были с конца XVII века. Именно мушка была последним штрихом, без которого туалет модницы или модника того времени считался незаконченным. Мушка могла рассказать много интересного в зависимости от ее местонахождения, формы и даже размера.

Например, в середине лба - неприступность; в уголке рта - "я милостива сегодня"; над верхней губой - кокетливость; в складочке улыбки - легкомыслие; на виске у левого глаза - страстность; на виске у правого глаза - "я склонна вас немного потиранить"; на подбородке - "люблю, да не вижу"; на середине щеки - любезность; если чуть выше - "я согласна", а вот под носом - "мы должны расстаться". 

Средняя длина изделия составляла 20 см. Фото: Из книги

Не палка, а распялка 

Распялка (расправка) облегчала процесс надевания тонких узеньких перчаток и была просто необходимым предметом в XIX веке. Дело в том, что лайковые перчатки надевали во влажном виде и сначала перчатки аккуратно распяливали и расправляли каждый пальчик, а потом уже осторожно, чтобы не порвать, натягивали на руку. Мокрые перчатки обязательно нужно было распяливать, дабы они не ссохлись и не испортились. Когда перчатка высыхала, она безукоризненно облегала руку, а расстегивающееся отверстие на запястье у длинных перчаток служило надежным тайником для любовной или секретной переписки. 

Грелка для ног на картине Яна Стена "Мнимая больная". 1665 год. Фото: Ян Стен. Больная и врач. Амстердам, Рийксмузей.

Грелка для ног

Речь пойдет о таинственном ящичке, который часто встречается на картинах нидерландских художников XVII века. Многие ошибочно принимают эти маленькие предметы за стульчики под ноги, а на самом деле это грелка для ног.

В XVII веке грелки для рук делали из фаянса в форме книги, часто Библии. Такие "книги" были популярны у дам, их клали в муфты во время зимних прогулок и держали в руках во время долгих богослужений в холодных церквях. 

Грелки работали за счет горячей воды. 

Красотища!

Если небедный, то бледный

На протяжении многих веков загорелая кожа была отличительным признаком простолюдинов. Аристократы прятались от солнца и старались придать коже белизну. Одним из таких средств была пудра. В богатых домах и дворцах знати были придуманы пудрильни - маленькие комнаты для одного человека, использовавшиеся только для нанесения пудры. Процесс происходил так: голову высовывали через специальное отверстие в двери, а стоящий на расстоянии слуга пудрил прическу и лицо. Те, у кого не было пудрильни, использовали для этих целей специальный шкаф, похожий на буфет. В таком шкафу для удобства был табурет или скамеечка. Когда двери закрывались - над шкафом оставалась торчать только голова. Кстати, на протяжении всего XVIII века в моде были "фарфоровые лица" с чрезмерной бледностью. Прозрачность кожи лица и шеи подчеркивали с помощью искусственно нарисованных вен.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях