Небольшой 27-местный самолет гражданской авиации Як-40 начинал свой путь 46 лет назад в теперь уже несуществующей стране Югославия, возил руководство государства, затем переходил из рук в руки, пока в 2013 году не был арестован в Украине - не прошел таможенный контроль. Воздушное судно задержали в Запорожье за то, что владельцы скрыли его реальную стоимость. Схема простая: заниженная стоимость - меньше налог. Железную птицу конфисковали, а это не машину на штрафстоянку поставить - процедура сложная и долгая.
Судьбой Як-40 занималось государственное предприятие "СЕТАМ" - специальное подразделение от Министерства юстиции Украины, которое занимается электронными торгами арестованного имущества.
Вот только самолет, как заколдованный, продаваться не хотел. Его три раза выставляли на торги, но покупатель так и не нашелся. Например, в октябре 2014 года аукцион вообще не состоялся, хотя стартовая цена летающего лота была чуть меньше 8 миллионов гривен.
В общем, в министерстве решили, что у самолета другое предназначение, и безвозмездно передали его Кировоградской летной академии Национального авиационного университета. Теперь воздушное судно будет наглядным учебным пособием и тренажером.
- Освоив панель управления Як-40, пилот сможет сесть за штурвал любой воздушной машины, - уверен руководитель инженерно-авиационной службы летной академии Иван Рыхлицкий. - Там повторены системы многих современных самолетов, в том числе и зарубежного производства. Специалистов можно готовить самого высокого уровня, например, инженеров.
Самолет снова соберут и будут изучать в целом виде. А вот летать у курсантов на нем не получится. Чтобы самолет поднялся в воздух, нужна лицензия, которую должны выдать в России. Точнее, самолету нужно пройти сертификацию российского конструкторского бюро. Да только стоит она столько, что можно купить новый самолет. Поэтому подарок разберут на части, загрузят на несколько фур и перевезут в академию. Там машина пройдет тщательный осмотр, поскольку после капремонта долго простояла, хоть и налетала всего один час и двадцать пять минут. А пользоваться самолетом курсанты академии смогут уже через месяц.
К слову, в Украине такие самолеты не используются, но имеют славу надежных. У подаренного Як-40, например, ни разу не отказывали системы. Всего было выпущено около тысячи таких воздушных суден, которые до сих пор летают в Перу, Боливии, Молдове и других странах.