Недавно я писал пресс-релиз для одних хороших ребят. Так как люди в свободное от работы время занимаются правильными делами, пытаясь сохранить исторические памятники Одессы, я охотно помог. НО - в тексте назвал их активистами. Неожиданно они сильно оскорбились и даже ругались. Обида была понятна - люди делают дело, а не бегают с флагами и фаерами под учреждениями и всевозможными стройками.
За последние несколько лет слова "патриот" и "активист" стали ругательными для многих. Теперь они ассоциируются с ребятами в камуфляже и флагами, которые закидывают чиновников или судей зеленкой, пускают газ или просто устраивают драки. Зачастую небесплатно. Фактически, синоним слова "титушки".
Хочешь прессануть конкурента - нашел знакомых из какой-нибудь патриотической организации, у которой есть четкий прайс по акциям. Главное, чтобы конкуренты не заказали против тебя представителей другой патриотической организации.
Быть таким патриотом сейчас удобно - стоящая в сторонке полиция или не вмешивается в происходящее или отпускает тебя через пару часов. Скорее всего, у тебя есть куратор в СБУ или МВД. Который закрывает глаза на художества твоей организации в обмен на мелкие услуги - разгон "сепаратистского" митинга или срыв заседания суда, где могут отпустить обвиняемых по "сепаратистской" 110-ой статье. Ну или прокуратура просит посодействовать в вопросе отжима нужных объектов - не себе, а своим заказчикам.
Бандитскую ОПГ могут достаточно быстро "закрыть", военизированную "патриотическую" организацию - нет. Если, конечно, вести себя толково.
Я наблюдаю трансформацию слов "патриот" и "активист" в Одессе с зимы 2014 года. Тогда, в феврале, после избиения участников проукраинского митинга и журналистов у обладминистрации ("на орехи" получил и я), на митингах Евромайдана начали появляться крепкие ребята с палками - самооборона. Когда весной в городе заполыхала "Русская весна", таких ребят с палками хватало с обеих сторон. И большая их часть, если не все, были идейными, а не на почасовой зарплате. После трагедии 2 мая в Одессе активисты с битами остались с одной стороны - и опять же идейные. Тот год был годом идей с обеих сторон - когда люди шли умирать - под пули и без бронежилетов.
А потом… Потом в Одессе стало тише. Гремели "бескровные" взрывы - были десятки терактов - почти все без жертв. Но, в общем, воевать проукраинской стороне стало не с кем. Отряды в камуфляже и с оружием простаивали. Результат - налицо. За три с половиной года часть этих "милиций" сама по себе развалилась, а часть наоборот окрепла. Только вот занимаются они, в основном, бизнесом. Специфическим. От "закошмаривания" судов до "крышевания" и "отжима" урожая.
Причем, размах действий поражает. Как-то у меня выдалось три "горячих" дня. В четверг я снимал сессию сельсовета под Одессой - где хорошие люди сражаются с плохими за землю. Сотка земли у моря там - "золотая". В поддержку одной стороны приехали выходцы из северокавказской республики - они гортанно кричали друг другу "Брааат!", "Красаффчик!", а их бригадир хвалил меня за то, что я так незаметно его снимаю. И радостно потирал окладистую бороду. С другой стороны были представители весьма известной "патриотической" организации. К счастью, обошлось без драки.
На следующий день - было заседание в одном из судов Одессы. По делу лидера патриотической организации, активисты которой чуть ранее закидывали другой суд, в области, коктейлями Молотова. Когда я подходил к зданию, у него уже собрались около сотни сторонников задержанного - весьма колоритных. Представители "кавказского землячества" стояли рядом с бывшими сидельцами и "профессиональными" патриотами. Полиция нервничала и явно ждала штурма. В итоге на место приехали представители другой патриотической организации и пригрозили митингующих конкретными проблемами в случае беспорядков. Поэтому все закончилось тихо. К слову, лидера активистов поместили под стражу на 60 дней. Редкое явление в наше время. Говорят, у него просто не было "нужной" крыши в Киеве.
Третий день, суббота, был тихим. Весело стало к вечеру - я узнал, что представители опять же кавказских землячеств будут "штормить" паркинг элитного жилого комплекса - в полусотне метров от крупного развлекательного центра - Аркадии. С коллегами мы сидели до трех часов ночи у паркинга. Его хозяева оказались людьми неглупыми и пригласили на охрану патриотов - пришедших с различным оружием - от "калаша" до топора. Я ходил тогда ночью по паркингу с бойцами и слушал инструктаж - где огневые точки, откуда будут стрелять, куда отходить. Было легкое чувство нереальности. Часа три прошли в напряжении. Когда я заходил с улицы в паркинг погреться, то на всякий случай кричал в темноту "Свои!" - за углом в лежках скучали два бойца с помпами, а еще один с "калашом" патрулировал дальние помещения. Около трех ночи прошла команда - "отбой" и мы решили уезжать - штурм отменился. Впрочем, наряды оставили. Помню, мы сидели у паркинга, рядом ходили патрули, орали рации, в полусотне метров от нас грохотали ночные клубы и заливисто смеялись пьяные кисы. Прибывшая ненадолго полиция быстро сориентировалась и исчезла. Рядом скучала частная охрана - бойцы охраняли вход в одну из парадных, где проживает один не очень бедный политик.
Некоторых этих патриотов я вижу на акциях через день - и мы уже привычно здороваемся и смеемся. Они вроде генуэзских арбалетчиков и швейцарских пехотинцев - наемников, работавших 500-700 лет назад в Европе по принципу, кто больше даст.
Поэтому в последнее время можно часто услышать рассуждения о "песвдопатриотах" - которые якобы портят имидж настоящих патриотов. Причем где настоящие, а где "псевдо", понять тяжело.
Можно прогнозировать, что скоро будут рассуждать также о "якобы патриотах", "недо-патриотах" и радостно списывать неправильных патриотов на руку Кремля. Видимо, слова "патриот" и "активист" потеряют негативную коннотации лет через десять, не раньше.