Если раньше в метро большинство горожан читали книжки, то теперь все едут, уткнувшись в мобильники. Да что там, люди даже ходят, постоянно глядя в экран. Со смартфоном многие проводят больше времени, чем с близкими, кусок пластмассы, стекла и металла заменил некоторым друзей...
Доцент Наталья ЗВЕЗДИНА и ее коллега Александр СОРОКИН (оба кандидаты экономических наук) опубликовали исследование, изучив потребительское поведение 1600 владельцев гаджетов. Результаты оказались очень интересными. Они развеивают сразу несколько мифов.
Вы знаете, кто с ночи занимает очередь за новым айфоном в первый день продаж? В массовом сознании сразу всплывает образ "зажравшегося жителя столицы". Но исследование реабилитировало коренных обитателей столицы.
Большинство участников опроса (54%) меняют свои смартфоны на новые один раз в два-три года. Но 3 процента "перевооружаются" несколько раз в год, как только на рынке появляется более современная новинка. И это, как правило, провинциалы, которые обосновались в столице совсем недавно. Чем это объяснить? В столицу приезжают технически более продвинутые пользователи?
- Нет, скорее дело в том, что смартфон стал вещью, с помощью которой можно продемонстрировать свой статус, - поясняет один из авторов исследования Наталья Звездина. - Когда люди из регионов перебираются в столицу и получают хорошо оплачиваемую работу, у них появляется гораздо больше возможностей. Они могут себе позволить купить новый гаджет и утвердиться прежде всего в своих глазах: я состоялся, я добился! Соблазн похвастаться? Вероятно, такой элемент тоже есть. Но в большей степени это чувство внутреннего удовлетворения. Кроме того, сыграл роль возрастной фактор. Завоевывать город едут по большей части люди, не обремененные годами, а чем моложе человек, тем более он динамичен в вопросе обновления модельного ряда.
- Выходит, скептики оказались правы: большинство людей просто убивают время в соцсетях, развлекаясь? - спрашиваю я Наталью Звездину.
- Судя по ответам, которые мы получили, да! Но здесь все-таки палка о двух концах. Когда вы едете в метро и ваш сосед зависает в соцсети, со стороны кажется, что он бездельничает. Однако он может искать какую-то важную информацию для себя или общаться по какой-то важной теме. И этот человек с полным основанием считает, что занят делом. Но в целом очевидно, что огромный технический потенциал смартфонов в основном используется, чтобы "колоть орехи".
Многие читали рекомендации о том, как с помощью гаджетов развивать любознательных детишек. Но как раз эта функция смартфонов практически не используется родителями. Свыше 60% пользователей никогда не пытались разглядеть в смартфоне педагога и воспитателя. Неужели на рынке мало обучающих приложений? Или у людей еще не сформировалась потребность в этом?
- Дело в другом, - объясняет автор исследования. - Люди, которые целенаправленно занимаются образованием своих детей, практически не прибегают к таким обучалкам, потому что они не дают ожидаемого эффекта. Они максимально упрощены, в их основе лежит принцип тестирования, и дети просто запоминают правильные ответы. На практике родители дают гаджеты детям в тех случаях, когда ребенка надо на какое-то время "обезвредить". Например, когда мама занята или во время поездки, чтобы соседи по купе могли перевести дух. Но с точки зрения образования использовать смартфоны, вероятно, не имеет особого смысла.
Как люди используют смартфоны? Во многом это зависит от социального статуса и уровня образования. Исследователи обратили внимание, что общаться с помощью гаджетов в соцсетях предпочитают 87% людей со средним/средним специальным образованием и лишь 55% специалистов с ученой степенью.
- Здесь все объясняется достаточно просто, - считает доцент Наталья Звездина. - Если у человека хорошее образование, скорее всего, он здорово загружен по работе. Вряд ли у него есть время общаться в соцсетях. Это известный факт: чем лучше у человека образование, тем меньше вероятность того, что он пользуется соцсетями или вообще имеет там страницу.
- Как объяснить парадокс: безработные и домохозяйки чаще используют гаджеты для отправки электронных писем, чем руководители (77% против 61%)?
- С одной стороны, вероятно, вмешались особенности выборки. А с другой - у нас масса людей, занимающих высокие посты, но они пользуются обычными кнопочными телефонами. Руководители объясняют так: у меня избыток работы и телефон нужен только для того, чтобы звонить или отправлять сообщения. Все остальное у меня в компьютере, а он у босса более чем хорош. Но, очевидно, прослойка начальников неоднородна. Есть владельцы заводов, газет, пароходов, которые, условно говоря, ездят на работу на велосипеде. А есть те, кто предпочитает дорогие эксклюзивные модели.
На древних живописных работах встречаются предметы, похожие на современные. Один из них можно увидеть, к примеру, на картине Питера де Хоха.
- О! iPhone! - воскликнул Тим Кук, когда ему показали полотно.
Показали в прошлом году - тогда глава Apple побывал в Амстердаме и посетил местную картинную галерею (Rijksmuseum Amsterdam).
Согласитесь, картина и в самом деле впечатляет. Молодой человек будто бы фотографирует даму, сидящую в кресле.
Картина была написана в 1670 году. На ней еще один путешественник во времени?
Разгадка, конечно же, есть. Работа Питера де Хоха называется "Мужчина вручает письмо женщине в холле". И очевидно, что предмет в руке мужчины, который можно принять за iPhone, это и есть то самое письмо. В темном конверте.
А Тим Кук, скорее всего, пошутил.
|