Кто такой Кадзуо Исигуро, новый Нобелевский лауреат по литературе

Кто такой Кадзуо Исигуро, новый Нобелевский лауреат по литературе

Кадзуо Исигуро называют одним из лучших современных авторов фантастики. Фото: REUTERS

Нобелевскую премию по литературе 2017 присудили британскому писателю и сценаристу японского происхождения Кадзуо Исигуро.

- Смешайте Джейн Остин и Франца Кафку, и добавьте немного Марселя Пруста в микс, - так описала его произведения секретарь Шведской академии Сара Дэниус.

Кадзуо Исигуро – фантаст и автор песен

Кадзуо Исигуро 62 года, он родился в Нагасаки, но в 1960 году, когда ему было пять лет, его родители уехали в Великобританию. Писатель окончил престижные учебные заведения - Университет Кента и Университет Ист Англия.

Сейчас его знают не столько филологи, сколько кинематографисты. По его романам с фантастическими сюжетами сняли несколько фильмов. Исигуро - один из самых знаменитых авторов современной фантастики, которую он смешивает с исторической беллетристикой. The Guardian отмечает, что Исигуро не первый писатель-фантаст, у кого есть Нобелевская премия: вспомните Редьярда Киплинга, Мориса Метерлинка, Германа Гессе.

В 2008 году The Times поставил Кадзуо Исигуро на 32-е место в списке "50 величайших британских писателей с 1945 года". Интересно, что Исигуро еще и автор песен и гитарист (привет Нобелевскому лауреату-2016 Бобу Дилану), он принял участие в записи двух альбомов джазовой певицы Стейси Кент - "Завтрак в утреннем трамвае" 2007 года и "Изменяющиеся огни" (2013).

Кадзуо Исигуро женат, у него есть дочь, живет семья в Лондоне. В интервью BOMB Magazine писатель признавался, что, несмотря на то, что прожил всю жизнь в Англии, не считает себя человеком британской культуры.

В фильмах по его романам снялись Энтони Хопкинс и Кира Найтли

Самый известный роман Кадзуо Исигуро – "Остаток дня" (1989). Это третье произведение писателя, за него он получил Букеровскую премию. Роман был экранизирован, главную роль сыграл Энтони Хопкинс. Книга представляет собой монолог-воспоминание английского дворецкого, который всю жизнь отдал служению дворянину, известному политику 30-х. Именно темы памяти и самообмана в книгах Исигуро отметил Нобелевский комитет.

- Дворецкий - хорошая метафора отношений простых людей к власти. Большинству из нас не дано управлять, мы должны лишь предлагать услуги. Дворецкий стал мифической фигурой в британской культуре. Я всегда находил это странным и забавным. Это связано с тем, что я родом из Японии. Есть некоторые вещи, которые очень экзотичны для меня, - признавался писатель.

"На исходе дня" (1989). Фото: imdb.com

Наиболее сложный роман Исигуро "Безутешные" (1995). Он наполнен многочисленными литературными и музыкальными аллюзиями. Действие происходит в наше время, что редкость для Исигуро. Но уже в книге 2000 года "Когда мы были сиротами" он снова погружает нас в первую половине XX века и рассказывает, как частный детектив расследует таинственное исчезновение родителей.

Роман 2005 года "Не отпуска меня" был также экранизирован, в главных ролях - Эндрю Гарфилд и Кира Найтли. Действие фильма, снятого в 2010 году, происходит в антиутопической Великобритании конца XX века. Здесь людей клонируют для донорства органов. Главная героиня и её друзья по интернату созданы как такие доноры.

Последний роман Исигуро "Погребенный великан" (2015) – мифическое повествование о Средневековье, населенном рыцарями и драконами. На людей этого времени наложено проклятие – коллективная амнезия, в этих условиях пожилая пара пытается отыскать своего потерянного сына. NYTimes сравнивал роман с "Дон Кихотом", а сам писатель признавался журналистам о своем опасении, что роман будут рассматривать как фэнтези. На самом деле Исигуро хотел показать, как общества и культуры быстро оправляются от прошлых зверств, забывая. В то же время он боялся, что реалистическое повествование превратило бы его идею в политический роман.

Осторожный писатель, восхищающийся Достоевским и Чеховым

Все в том же интервью BOMB Исигуро говорит, что для него есть две "богоподобные фигуры" в литературе - Чехов и Достоевский.

- До сих пор я больше интересовался Чеховым: точным, который тщательно контролирует тон. Но я иногда завидую полному беспорядку, хаосу Достоевского. В этом беспорядке есть что-то очень ценное. Жизнь беспорядочна. Я иногда думаю, должны ли книги быть такими аккуратными? 

Исигуро написал десять больших произведений. Он называет себя осторожным писателем, который не может просто сесть перед белым листом и "провести сеанс мозгового штурма": "У меня должен быть четкий план".

Избранные цитаты Кадзуо Исигуро

"Погребенный великан" (2015)

  • И ему вспомнились слова воина, что если слишком поздно спасать, то мстить никогда не поздно.
  • Какому же богу угодно, чтобы зло оставалось забытым и безнаказанным?
  • Кому-то воздвигнут прекрасный памятник, который поможет живущим помнить причинённое ему зло. Кому-то достанется грубый деревянный крест или раскрашенный камень, а кому-то суждено затеряться во мраке времён.
  • Чего ради? Да ни ради чего. Просто взыграли глупость и гордость.
  • Людям Христа негоже использовать ни меч, ни даже яд. Поэтому тех, кому они желают смерти, они отправляют сюда и уже через пару дней забывают, что вообще это сделали.
  • Милосердие нашего бога безгранично.
  • Какая польза от бога, чье милосердие безгранично

"Не отпускай меня" (2005)

  • Больше всего на свете хотела превратить случившееся в неслучившееся.
  • Уверены? Вы говорите вы уверены? Уверены, что любите друг друга? Но как вы можете это знать? Вы думаете, любовь - такая простая вещь?
  • Воспоминания, даже самые дорогие, тускнеют у него удивительно быстро. Но у меня не так: воспоминания, которые я ценю больше всего, остаются такими же яркими, какими были.

"Остаток дня" (1989)

  • Негоже злобствовать на противника после того, как конфликт исчерпан. Уложили его на обе лопатки – и схватке конец. Поверженного врага не бьют ногами.
  • Дворецкий, постоянно стремящийся выработать собственные "твердые взгляды" на дела своего хозяина, непременно утрачивает одно принципиальное качество, необходимое каждому стоящему профессионалу: преданность.
  • Демократия была хороша для ушедшей эпохи. А теперь мир слишком сложен, чтобы в нем оставалось место для всеобщего избирательного права и тому подобных вещей. 
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях