В мире мало женщин-художников, из-под кисти которых выходили полотна, достойные, к примеру, Лувра. И тем более приятно, что одна из немногих, кому удалось завоевать мировую славу, была наша соотечественница - полтавская художница Мария Башкирцева. Ее работы хранятся в Афинах, Амстердаме, Белграде, Вене, Ницце, Париже, Чикаго, и это далеко не полный список. В Украине осталось всего три картины, но и они успешно "гастролируют" по всему миру. Жемчужина Художественного музея Днепра - картина "В студии", например, - не раз участвовала в международных проектах во Франции, Испании, США.
Оригиналы работ Башкирцевой - большая редкость. За свою недолгую жизнь девушка написала много картин, но до наших дней дожили не все.
Мать художницы после ее смерти в 1884 году передала в музей Санкт-Петербурга большую коллекцию ее работ: там и полотна, и рисунки, и эскизы, и пастели, и даже скульптурные этюды. Позже музейщики решили, так сказать, поделиться с малой родиной художницы и отдали 127 картин в Харьковскую картинную галерею. 66 полотен из них во время эвакуации в годы Второй мировой бесследно исчезли. Где они - загадка. Вероятно, украшают чьи-то коллекции, а может, как сокровища, лежат где-то спрятанные и дожидаются своего времени. Со временем затерялись и остальные.
Две работы Башкирцевой уехали еще до войны в Днепропетровск, и одна из них тоже затерялась во время эвакуации.
Сейчас наследие Марии Башкирцевой - 150 картин, 200 рисунков, акварелей и скульптур.
Это при том, что девушка прожила неполных 26 лет жизни, восемь их которых боролась с неизлечимым в то время туберкулезом.
Появилась на свет художница в 1858 году в имении Гавронцы близ Диканьки. Отец - предводитель дворянства Полтавской губернии Константин Башкирцев, мать - дворянка Мария Бабанина. Там прошли первые годы жизни девочки, а когда родители расстались, Машу увезли в имение деда по матери в Черняковке, ныне Чутовского района Полтавской области. Спустя почти десять лет 12-летняя Мария с матерью, теткой и дедом переезжает во Францию.
- Там она получила домашнее образование, лишь сдавала экзамены в лицее. Трехгодичную программу освоила за несколько месяцев, - рассказала "КП" в Украине" старший научный сотрудник художественного музея Днепра Людмила Гайда. - Мария уже в раннем возрасте проявляет невиданные таланты, в совершенстве знает пять языков, самостоятельно изучает греческий и латынь и в подлиннике читает Платона и Сократа. Играет на арфе, гитаре, цитре, мандолине, органе, фортепиано. Но больше всего девушка мечтала стать оперной певицей.
Исследователи отмечают, что поведение художницы было необычным для того времени. Несмотря на чопорную викторианскую эпоху, девушка смело бросала вызов обществу, объединив в себе женские и мужские черты. Очень красивая и по-девичьи утонченная Мария имела далеко не женский ум и твердость характера. Эдакий мужчина в платье родом из XIX века. Кстати, платья Башкирцева любила самые модные и экстравагантные. И всегда очень расстраивалась, когда из-за ненавистных пиявок, которыми лечили в то время туберкулез, на ее шее и декольте появлялись пятна.
Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала здоровье: сначала она теряет голос, потом начинает глохнуть на одно ухо, а с 1881 года у нее быстро стала развиваться чахотка, обнаруженная еще в 18-летнем возрасте.
Да и как было не истощаться силам, если девушка работала по 8-12 часов, при этом скрывая свое недомогание от близких, а в свободное время стремилась вырваться на тусовку того времени - балы, которые начинались за полночь и продолжались до утра.
Как говорят историки, Мария была девушкой влюбчивой, но ее влюбленности были по-девичьи наивными. Совсем еще юной Мария влюбилась в герцога Гамильтона. Следила за его жизнью, но чувств не раскрывала. Когда Гамильтон женился, Башкирцева сильно расстроилась. Но и дальше влюблялась в недосягаемых по статусу женихов - графов, герцогов. Как и все девочки того времени, хотела выйти замуж и иметь семью.
А еще она под разными именами отправляла письма Ги де Мопассану. Писатель, который вскоре разгадал анонимность писем Башкирцевой, умолял ее о встрече, но не случилось.
|
Интересно, что художница Башкирцева известна еще и благодаря своему дневнику, в который девушка записывала каждый свой шаг, каждый выход в свет, удачу или невезение, сомнения и терзания, девичьи мечты и надежды.
За недолгую жизнь Марии накопилось пятнадцать тетрадей на французском, которые девушка завещала опубликовать через десять лет после ее смерти. Дневник действительно напечатали, правда, всего через три года и в очень подправленном виде.
- Мать после смерти Марии очень сильно подправила дневник, в котором девушка откровенно описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников. Они на тот момент были еще живы, поэтому убрали все семейные тайны, - уточнила Людмила Гайда. - Тем более что двоюродный брат художницы вел разгульную жизнь, а Башкирцевых не принимали в парижском высшем обществе. Мария очень переживала из-за поведения кузена, и свои переживания и отчаяние доверяла дневнику. Именно эти страницы и были впоследствии изъяты из дневника.
Самая большая загадка связана с рождением знаменитой украинки. Как пишут историки, новорожденную Марию выдали за семимесячную, хотя младенец был доношенный. Так, очевидно, жена помещика прикрывала добрачную связь, а "рогатый" помещик об этом знал или догадывался. Оттого и распался так быстро счастливый на первый взгляд брак.
Кроме того, матушка художницы сделала ее младше на два года, рассчитывая, что большее количество людей будет сочувствовать и сопереживать тяжелой судьбе дочери.
Правда открылась через сто лет после смерти полтавчанки - в 1980-х неожиданно нашелся оригинал дневника, который все считали навсегда утерянным.
Текстами Башкирцевой зачитывались в высших обществах и Франции, и России. Пораженная дневником Марина Цветаева даже посвятила девушке свой первый сборник стихов "Вечерний альбом".
Последние страницы дневника драматичны - умирает от рака учитель Марии, знаменитый французский художник Жюль Бастьен-Лепаж. Она самоотверженно ухаживает за своим учителем, но… умирает первой. Последняя ее запись в дневнике: "…Горе нам! Уже два дня койка моя стоит в салоне, но он так велик, что его разгородили ширмами, и мне не видны рояль и диван. Мне уже трудно подняться по лестнице".
Ги де Мопассан встретился с Марией лишь после ее смерти. Посетив могилу художницы, он сказал: "Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и короток!"
Жизнь талантливой художницы действительно была недолгой, овеянной тайнами и сплетнями. Наверное, потому она похожа, как говорили ее современники, на "тлеющий разряд", который медленно, но верно готовился разорваться.
Так вот он, конец всех этих треволнений! Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько... чтобы умереть в 24 года на пороге всего!" (24 года, за несколько дней до смерти)