Двор ветерана АТО Евгения Божка в селе Песчанка Днепропетровской области местные знают хорошо. На первый взгляд - обычный скромный кирпичный дом, на солнце греет спинку рыжий котенок и громко лают две собаки-охранника. Но если хорошенько присмотреться, начинает рябить в глазах от различной пернатой живности: кур-бройлеров, уток, гусей.
- Гули-гули, - окликает гусей у изгороди маленькая девочка с темными кудрями, похожая на куклу.
- Вот такое у меня хозяйство, - встретил нас хозяин мини-фермы Евгений. - Помогает отвлечься и прокормить семью. Охотничья собака есть, она от всяких хищников защищает. Вот на днях ласку поймала, только ушко себе немного поранила.
Еще недавно хозяйство было намного меньше, а сам Женя служил в зоне АТО. Отправился туда в августе 2014-го, оставив дома беременную жену и двух ее сыновей от первого брака. Служил при 17-й танковой бригаде санинструктором 78-го отдельного батальона, который занимался материальным обеспечением бойцов. Ребята подвозили на передовую боеприпасы, горючее и продукты, а в колонне обязательно должен быть медик. Их задача была не стрелять, но каждый рисковал получить шальную пулю или подорваться на вражеской мине. Во время очередного обстрела Евгений упал в блиндаж и сильно повредил себе спину. Парня признали инвалидом, комиссовали и отправили домой.
И что скрывать - раненому ветерану сложно найти в селе, пусть даже родном, нормальную работу. Имея опыт работы в животноводстве, он решил начать собственный бизнес - разводить бройлеров и гусей. Не хватало только средств для старта. Помочь решили друзья-односельчане, которые сбросились деньгами, так сказать, на развитие "пернатого" стартапа. К деньгам односельчан Евгений добавил свою половину и купил 90 гусят. Да не простых, а породистых, из Молдовы. Отдавать будет мясом, говорит, выгодно всем.
- Рыночная стоимость гуся - 80-85 гривен за килограмм. Примерно 700 гривен за тушку, - подсчитал фермер-новатор. - Если человек дал мне 3 тысячи гривен, то я ему по осени на эти деньги отдаю 4 гуся, курочку, как бонус, ну и десяток-два яиц. - Считать буду по цене на треть ниже рыночной стоимости. Остальное - мое. Дальше, следующую партию, можно побольше будет взять. Тем более что молдавские гуси неприхотливые и выносливые. Матерые такие - им нет еще и трех месяцев, а вес уже перевалил за 5 килограмм. Вырастут до 10. Есть у меня один гусь, у него крылья так смешно вниз опущены, прямо как у самолета-истребителя. Я его в шутку Су-27 называю.
Несмотря на и так внушительное хозяйство, Женя мечтает открыть в родном селе полноценную гусиную ферму. Готов даже составить бизнес-план, лишь бы инвестор нашелся, который сможет вложить в дело крупную сумму. Евгений говорит, согласен просто на зарплату, не нужны ему никакие проценты.
- Земли у нас здесь много, чтобы птицу выращивать, есть водоемы, настоящий гусиный рай, - уже в доме за чаем рассуждает фермер. - Рядом можно маленький комбинатик открыть, поставить два закаточных станка. Производство получается безотходное: из мяса тушенку в жестяных банках, из ливера - паштет. Печень гусиная - вообще деликатес, консервы из нее можно в Европу продавать. Я помню, как еще во времена колхозов в соседней Знаменовке выращивали гусей, а печень птицы продавали во Францию.
|
Вот и получается, что гусь, перефразируя известную юмористическую сценку, - это не только мясо, но и безотходное производство. В дело пойдут и пух, и перья. Изделия с их использованием можно будет шить на местной швейной фабрике: подушки, перины, куртки. А гусиные отходы можно примешивать к зерну и использовать в качестве корма для рыбы и раков. Вот вам еще одна идея для параллельного бизнес-направления.
- Это очень удачный пример кооперации, - говорит один из соинвесторов Вячеслав Горобец. - Предпринимателю не нужно обращаться в банк за кредитом и выплачивать за него немалые проценты. А люди получают экологически чистую, качественную продукцию с большой скидкой и доставкой на дом.
Остальные односельчане пока относятся к начинаниям фермера с недоверием - присматриваются, но в целом идею одобряют. Пройдясь по Песчанке, ярых противников "вложения в гусей" мы не нашли. На лавочке встречаем троих пенсионерок-соседок, явно имеющих на этот счет свое мнение.
- Ну а что, молодец Женька, - похвалила первая. - Вернулся из АТО, не спился, семью не бросил, делом серьезным занялся.
- Пусть развивает свою ферму. Мы осенью посмотрим, что выйдет, может, в следующий раз и мы с пенсии вложимся, - поддержала вторая.
Жена Марина тоже поддерживает своего супруга-предпринимателя. Ее старшие сыновья помогают отцу, как могут - то травы накосят, то воду гусям чистую нальют. Старшему Игорю 20, он студент, десять лет назад сразу принял второго маминого мужа и даже взял фамилию Евгения, младшему 14, и он тоже мечтает носить фамилию Божок. Общей дочери Марины и Жени, Кристинке, всего два с половиной годика, и она удивительно похожа на папу.
- Знаете, не всякий человек возьмет в жены женщину с двумя детьми, да еще и на 14 лет старше, - разоткровенничалась Марина. - А он решился, за что я очень благодарна. Мы уже десять лет вместе. Женя как-то зашел в гости, я открыла двери и сразу влюбилась. Но гнала от себя эти мысли, он ведь совсем мальчишкой был.
О своих родных женщина пишет стихи, обещала и про гусей сочинить, они ведь теперь уже как члены семьи и главные кормильцы.