Согласно Библии в Ковчеге хранились каменные Скрижали с текстом Десяти заповедей. Они были даны Моисею на горе Синай на 50-й день после исхода евреев из Египта. Однако примерно 2600 лет назад одна из главных святынь христианства и иудаизма бесследно исчезла.
Это случилось незадолго до того, как армия вавилонского царя Навуходоносора в марте 597 года до н. э. вступила в Иерусалим. Город был сдан без боя, однако в подробном реестре захваченных вавилонянами сокровищ Ковчег не фигурирует. Не значился он и в перечне имущества, которое взял с собой 18-летний иудейский царь Иехония, - на правах почетного пленника тот вместе с 10 тысячами горожанами был выслан в Вавилон. Скорее всего, перед сдачей города религиозная святыня была надежно спрятана. Но где?
Поисками Ковчега неустанно занимались фанатики, авантюристы, искатели приключений всех мастей. Сюжет об обретении этого сокровища лег в основу первого фильма о приключениях Индианы Джонса, он назывался "В поисках утраченного ковчега".
Любопытно, что фильм опирался на совершенно реальную историю о том, как высшие иерархи Третьего рейха, склонные к религиозному мистицизму, охотились за христианскими святынями.
Однако в этом году несколько команд археологов начали раскопки сразу двух городов, где согласно библейскому тексту хранился Ковчег до того, как попал в Иерусалим. Это города Шило (он находится в 40 км от Иерусалима) и Кириаф-Иарим, что в 15 км от столицы Израиля.
Логично предположить, что спрятать реликвию решили именно там. Ведь, хотя Ковчег был изготовлен из чистого золота, он в первую очередь имел огромное религиозное значение. А города, прежде хранившие Ковчег, имели уже готовую "инфраструктуру" для хранения такой святыни.
Библия утверждает, что в местечке Шило (в древности там располагалась резиденция первосвященника) Ковчег находился в течение 369 лет, пока в XI веке до нашей эры не началась война с филистимлянами. Отправляясь на битву, иудеи взяли из храма Ковчег, рассчитывая, что он принесет удачу на поле боя. Однако филистимляне одержали победу и захватили ценный трофей.
- Во время раскопок в Шило мы обнаружили огромное количество костей животных, - говорит директор археологических работ доктор Скотт Стриплинг. - Полагаем, что на этом месте находился храм Ковчега. Потому что иначе сложно объяснить происхождение такого количества останков животных. Но если допустить, что здесь в течение 350 лет происходили жертвоприношения, - тогда все встает на свои места. Сейчас образцы костной ткани отправлены на экспертизу. В Библии есть перечень, который четко регламентирует, какие именно животные и в каком возрасте могут выступать в роли жертвенных. Если кости будут принадлежать указанному типу, то это станет явным доказательством того, что храм находится где-то рядом.
Согласно историческим сведениям Ковчег недолго пробыл у филистимлян. Спустя 7 месяцев после череды эпидемий, нашествия мышей и прочих дурных знаков они решили его вернуть прежним владельцам. Так святыня оказалась в городе Кириаф-Иарим, который сейчас тоже раскапывают археологи. Библия гласит, что в этом городе Ковчег хранился около 20 лет, а затем был перевезен царем Давидом (родился в 1035 году до н. э.) в Иерусалим. Но ученые уже заявляют, что на самом деле все обстояло иначе.
- Скорее всего, Ковчег переехал в Иерусалим гораздо позже, спустя примерно 300 лет после предполагаемой эпохи царя Давида (по поводу его историчности у ученых нет единого мнения. - Авт.), - утверждает один из руководителей раскопок в Кириаф-Иариме профессор Томас Ремер из исследовательского центра Коллеж де Франс. - Сегодня мы знаем, что разные тексты Библии в разное время писались разными людьми. Зачастую поздние вставки делались исходя из политических соображений. Мы предполагаем, что на самом деле Ковчег перевез в Иерусалим Иосия - шестнадцатый царь Иудеи (родился в 648 году до н. э.). Он был сторонником сосредоточения политической власти и культурной жизни в одном центре.
Для популяризации своих идей он воспользовался авторитетом царя Давида. И его писцы приписали Давиду затею с перевозом главной святыни в Иерусалим, чтобы Иосия выглядел "славным продолжателем дела своего знаменитого предшественника".
Косвенно эту теорию подтверждают и археологические находки. Ученые раскопали остатки внушительной подпорной стены: ее ширина достигает трех, а высота, несмотря на разрушения, - двух метров. Судя по глиняным черепкам, сооружение строилось в VII - VIII веке до нашей эры. Эта стена поддерживает искусственную террасу, ведущую на вершину холма. Там, судя по всему, располагался храм, где хранился Ковчег. Ученые считают: наличие постройки таких масштабов подтверждает теорию, что в этом городе сотни лет находился культовый центр, который если не превосходил храм в Иерусалиме, то соперничал с ним. Ведь если главная святыня была не здесь, то зачем затевать грандиозное строительство?
Ковчег был сделан из дерева пустынной акации. Ширина составляла примерно 70 см, длина - 115 - 120 см, высота около 70 см. Изнутри и снаружи обшит золотыми пластинами. Сверху Ковчег закрывала массивная крышка из чистого золота толщиной в 4 пальца. Поверх крышки были установлены золотые херувимы с распростертыми крыльями, стоящие друг к другу лицом. По краям крепились четыре золотых кольца, куда вставлялись шесты, украшенные тем же драгоценным металлом.
По преданию, Ковчег создавали для того, чтобы в нем хранились Скрижали Завета. Однако Томас Ремер считает, что дело не ограничивалось только этим драгоценным грузом.
- У народов, населявших этот регион, существует бродячий сюжет о драгоценном сундуке, где хранятся два священных камня или статуи двух богов, - говорит профессор. - Это было общим местом и для доисламских арабов и бедуинов. Израильтяне тоже не всегда были монотеистами. Раньше они поклонялись ханаанским богам, таким как Баал и Астарта. Возможно, изначально в Ковчеге переносили их изваяния?
Баал - это бог-громовержец, покровитель войны и плодородия. Ремер замечает, что неслучайно в Библии у города Кириаф-Иарим есть и второе название - Кириаф-Баал. А сам Ковчег во время войны выносили на поле боя в качестве тайного оружия. Астарта - богиня любви и власти. И характерно, что в Библии женщины, почитающие Ковчег, излечивались от бесплодия, а не проявляющие должного почтения - наказывались бесплодием. По мнению историков, в Библии нашли отражение отголоски многих древних культов. Часть загадок будет разгадана, если Ковчег удастся найти.