Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Огненным тараном" молодые "гастелловцы" раскололи вражескую переправу

Фото: Памятник летчикам со смыслом: понтонную переправу раскалывает 13-метровое крыло самолета. Фото: TomkaD - LiveJournal

"С тобой, Вдовенко, не пропадешь"

Позади были два первых месяца войны - сложных и кровопролитных. Гитлеровцы рвались на восток, подступая все ближе к берегам Днепра, но заставали только сожженные мосты. В районе Днепропетровска единственной надеждой немцев оставалась трехметровая понтонная переправа. Советская артиллерия и авиация два дня срывали попытки немцев ее навести. От огня артиллерии за двое суток погибло около тысячи немецких саперов и пехотинцев, было уничтожено полсотни танков, 6 зенитных батарей и понтонные лодки. К концу третьего дня немцам все же удалось довести понтонный мост почти до середины реки. Еще немного - и через переправу можно было и танки, и боеприпасы провезти.

Именно на этом участке фронта сражался младший лейтенант Иван Вдовенко, уроженец хутора Ильинки. На счету летчика и его товарищей по экипажу - штурмана Никиты Гомоненко родом из села Бригадировка Харьковской области, стрелка-радиста Карпова из Ульяновска и стрелка Пулатова из узбекского города Пскента - более шестидесяти боевых вылетов и сотни уничтоженных врагов. Однажды их подбитая машина дотянула до аэродрома и там упала. Выбравшись из-под обломков самолета, Никита Гомоненко тогда сказал: "Думал, уже конец. Но с тобой, Вдовенко, не пропадешь. Все живы".

28 августа 1941 года самолет Вдовенко занял место в строю эскадрильи. По бомбардировщикам отчаянно била немецкая зенитная артиллерия, по мосту через реку непрерывным потоком двигались фашистские танки с пехотой на броне. Левый берег пятнили вспышки разрывов - внизу шел бой...

Неважно, что немцев в три раза больше - штурман Гомоненко прицельно брошенными бомбами вывел из строя пять зенитных установок врага, получив в ответ порцию артиллерийского огня. Охваченный пламенем самолет осветил небо над Днепром и внезапно буквально разрезал вражескую переправу. Это отважная четверка решила направить бомбардировщик на мост, чтобы задержать противника. Волны Днепра сомкнулись над местом огненного тарана и навечно похоронили экипаж, а заодно десятки вражеских солдат и офицеров.

Спустя 76 лет на месте той страшной битвы - молодежный парк, а грохот орудий помнят разве что старые высокие деревья. По центральной аллее гуляют мамы с колясками, рядом на новеньком стадионе гоняют мяч мальчишки.

- Встречаемся только возле памятника, - сразу предупредил сын одного из летчиков, Александр Гомоненко. - Там атмосфера особенная, геройская.

"Купай сына почаще, чтобы здоровый рос"

- Давайте сначала цветы положим. Всем четверым, - начал беседу Александр Никитович. - Так положено.

Минуту постояв, наследник штурмана обошел вокруг обелиска. Это уже словно ритуал. Сам памятник со смыслом - внизу вражеская понтонная переправа, которую символично раскалывает пополам 13-метровое крыло самолета. Лицо на крыле символизирует объятый пламенем экипаж.

- В таком самолете впереди сидит штурман, смотрит в окно и ведет самолет. За ним летчик, над ним открывается фонарь (прозрачная часть пилотской кабины, защищающая экипаж и пассажиров. - Прим. авт.). Только пилот мог выпрыгнуть, у остальных просто не хватило бы времени. За летчиком, в самом хвосте, радист и стрелок.

К тому времени капитан Николай Гастелло уже совершил свой легендарный подвиг, но вряд ли четверка молодых летчиков мечтала его повторить. Они мечтали поскорее победить и вернуться домой: совсем мальчишки стрелки Мирза Пулатов, Владимир Карпов и командир экипажа Иван Вдовенко - к родителям. А 27-летний Никита Гомоненко - к молодой жене и двум детям - дочке Гале и сыну Саше, которому только исполнилось четыре месяца.

- В начале войны мы жили в Новочеркасске, - вспоминает уже 76-летний сын Никиты Гомоненко. - Мама рассказывала: когда отца вызвали, он, расставаясь, поцеловал ее и меня с сестрой и сказал: "Купайте Сашеньку почаще, чтобы здоровый рос".

Войну молодой лейтенант встретил под Винницей, а 27 июня его 81-й авиационный полк вылетел на боевое задание под Перемышль. А когда Никита отправился в свой последний полет, семья жила под Харьковом, в Изюме. И он, и жена были родом оттуда, там была бабушка.

От гестапо прятались у партизан

Сказать, что известие о смерти мужа стало для жены лейтенанта Феофилы шоком - это не сказать ничего. А на следующий день о подвиге героической четверки под командованием младшего лейтенанта Вдовенко узнала вся страна - в газете "Правда" вышла заметка. Только Феофила ей не поверила и собралась в Новочеркасск узнавать, что с мужем.

Там Феофила узнала, что ошибки, увы, не случилось, и Никита погиб. Молодую вдову "утешили" сообщением, что документы на присвоение лейтенанту Гомоненко звания Героя Советского Союза уже отправлены в Москву - на личную подпись Сталину.

Командир экипажа Иван Вдовенко (слева) и штурман Никита Гомоненко летали вместе с первого дня войны. Фото: Личный архив Александра Гомоненко

Слово командиры сдержали, и 20 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенант Гомоненко был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Звание Героя получил и Иван Вдовенко. Владимир Карпов был награжден орденом Ленина, Мирза Пулатов - орденом Красного Знамени. Более того, героев Гомоненко и Вдовенко навечно занесли в списки их родной части. Когда узнала об этом мама, Александр Никитович уже и не помнит.

- Немцы подступали все ближе к Харькову, и нам нужно было эвакуироваться. Не получилось, должно было прийти гестапо. Нас прятали в лесу у партизан, поэтому не нашли. Так и жили, - вздыхает Александр Никитович. - Сложно было, мы голод пережили 1947 года. Помню, паек сухой какой-то выдавали, так там был порошок из яиц страуса. Желтый такой, красивый.

Сын пошел в инженеры

Спустя 25 с лишним лет однополчане погибших героев пошли в райком партии и намекнули, мол, подвиг нужно как-то увековечить. Памятник стал коллективным творчеством - участвовали все крупные предприятия района, заводы, строительные тресты.

Момент, когда ровно полвека назад открывали памятник, сын летчика помнит до мелочей. Говорит, все было очень помпезно и душевно одновременно. В небе летело звено из трех истребителей. Они сделали петлю, взлетели ввысь, сделали так называемую "горку" прямо над монументом. В это время по всему городу завыли гудки. На фоне всего этого с памятника слетело огромное покрывало. Александр Никитович говорит: было чувство, будто мы встретились наконец.

- Он добрый был, очень любил детей и всегда помогал людям, - говорит сын героя, знающий отца только из рассказов мамы. - Мама рассказывала, когда отец в отпуск приезжал, помог тушить пожар у соседей. Там еще мальчик был, инвалид, папа его утешал. Мол, не плачь, Павлуша, все будет хорошо.

Сын героя летчиком стать не захотел. Говорит, не тянуло, да и мама не пустила бы. Зато стал инженером. Окончил Харьковский политехнический институт, работал на заводе им. Малышева. Когда перебрался в Днепр, работал на заводе Петровского, в институте "Укрспецмонтажпроект". А еще сын героя участвовал в строительстве Киевского железнодорожного вокзала и столичного храма Георгия Победоносца. В общем, добился всего, чего хотел. Единственное его желание, признается, чтобы помнили подвиг отца.

СПРАВКА "КП"

Всего за годы Второй мировой вой ны советскими пилотами было совершено 506 "огненных таранов" наземных целей противника. Первым из летчиков, совершивших его, стал Николай Гастелло. 26 июня 1941 года он под Молодечно направил свой подбитый огнем зенитной артиллерии бомбардировщик на танковую колонну врага. Повторивших этот подвиг героев в годы войны так и стали называть - "гастелловцами".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Летчик Нестеров переживал, что его мертвую петлю над Киевом не заметят

Вблизи шумного проспекта Победы, напротив завода "Авиант", стоит памятник знаменитому летчику Петру Нестерову. Почти сто лет назад здесь прославленный авиатор впервые совершил легендарную мертвую петлю, которая положила начало искусству высшего пилотажа во всем мире.

Новости по теме: Война подвиг