Первые воспоминания о гуцульских лошадях встречаются еще в XVII веке. Это аборигены Карпат, которые относятся к мировому генофонду. Лошадки не требовательны, с добрым нравом и очень выносливы, за что ценились во все времена. В начале XX века, в разгар Первой мировой войны, когда в горной местности шли затяжные бои, именно им отводилась особая роль - только гуцульские лошади могли пройти и провезти груз и амуницию по горным тропам. Тогда на них и обратили внимание - коней завезли в Польшу, Румынию, Словакию, Чехию, где сейчас успешно разводят.
С 1979 года гуцульские лошади получили статус реликтовой породы и взяты под охрану, а в 1994-м была создана Международная федерация гуцульских лошадей, куда вошли некоторые восточноевропейские страны - федерация поставила своей целью разработку методик разведения гуцульских лошадей на привычной для них территории. Но Украина почему-то в этот список не попала.
Раньше, еще при СССР, их разводили в Закарпатье, Прикарпатье и на Буковине.
- Из-за нехватки средств и отсутствия дотаций большинство центров закрылось, похвастать табуном гуцульских лошадей сегодня может только племенной центр в Закарпатье, - отмечают специалисты по разведению лошадей.
Еще десяток есть в Национальном природном парке "Гуцульщина" - именно здесь, как заявляют в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, планируется открыть центр возрождения гуцульской породы.
- Лошадь выведена в Карпатах, на Гуцульщине, откуда и название, - рассказывает "КП" в Украине" и.о. директора НПП "Гуцульщина" Юрий Стефурак. - Это единственная украинская порода коней. Они приспособлены к горным условиям и долговечны - известно о кобыле, которая в возрасте 33 лет родила здоровое потомство, тогда как другие кони живут 20 или чуть больше.
Открыть центр в ближайшее время не получится - для этого нужен как минимум десяток кобыл, способных производить качественное потомство, и два жеребца. В нацпарке же только три кобылы и один чистопородный жеребец, остальные - молодняк. Сейчас готовят проект открытия, который подадут в министерство.
- Также два года назад совместно с поляками разработали стратегию возврата гуцульской лошади в природную среду, если будем сотрудничать, то есть надежда на гранты, - отмечает Юрий Стефурак. - Надеемся, все удастся, ведь у "Гуцульщины" есть перспектива развития туризма, рекреации, инфраструктуры - часть конных маршрутов имеется.
К слову, в Польше гуцульские лошади отлично себя чувствуют в суровых условиях карпатских полонин, так что на родине в Украине они точно справятся.
|
- Там они содержатся без привязи и подкормок, в природных условиях, - продолжает Юрий Стефурак. - Есть там и волки - и табун лошадей с вожаком прекрасно от них отбивается. У нас же 80% горных долин пустует, там не пасутся лошади и другие животные, из-за чего об улучшении биоразнообразия говорить не приходится, наоборот, оно деградирует.
Стоило бы заняться возрождением не только гуцульских лошадей, по мнению специалистов, но и других аборигенных видов - тех же овец и бурой карпатской породы коров, которые на грани исчезновения.
- Потерять породу легко, а возродить почти невозможно, - отмечают в НПП "Гуцульщина".
Предками гуцульской лошади, по мнению ученых, являются дикие азиатские виды - лошадь Пржевальского и вымерший тарпан.
- Во время монголо-татарского нашествия сюда массово везли эти виды, - отмечает Юрий Стефурак. - Например, от лесного тарпана гуцульская лошадь унаследовала темную полосу на хребте и зеброиды на лопатках и предплечье.