Анна НИКОЛАЕВА, Олег КОЛЕСОВ (19 августа 2017, 00:02)
Эксперт по генетике старения Юрий Дейгин: Загар - враг ДНК нашей кожи

- А вот лично я ничего не имею против! Фото: Михаил ФРОЛОВ

Вопрос "сколько можно загорать на солнце, чтобы не стареть" примерно из той же серии, что и "чего бы съесть, чтобы похудеть". Так считает исследователь, эксперт по биомедицинским технологиям и генетике старенияЮрий Дейгин.

Тонирует, как стекла в машинах

- Сначала поясню, что такое загар на глубинном, клеточном уровне, и вы сами поймете, сколько можно загорать и стоит ли это делать вообще, - предлагает Юрий Дейгин.

Любимое многими превращение светлой кожи в золотисто-коричневую, а то и красновато-шоколадную - это, по сути, реакция нашего организма на... повреждение ДНК. Исследователи уверяют: когда ультрафиолет проникает в наши клетки, то ломает структуру ДНК, и в качестве меры экстренной помощи клетки кожи меланоциты начинают вырабатывать вещество меланин.

- Это красящий пигмент, который помогает затонировать кожу, как мы тонируем стекла в машинах - для того чтобы внутрь проникало меньше ультрафиолета и в дальнейшем было меньше повреждений, - поясняет эксперт.

Куда уходят клетки

Увы, в процессе загара не только повреждается ДНК клеток, но еще и запускается воспаление.

- Когда клетка детектирует (обнаруживает. - Авт.), что у нее много поломок ДНК из-за воздействия ультрафиолета, она совершает самоубийство, - продолжает Дейгин. - Получив сигнал о смерти клеток, начинает действовать иммунная система - она запускает процесс воспаления, чтобы переварить и удалить погибшие клетки. Именно поэтому загар постепенно сходит в виде облезающей кожи. Эти чешуйки, а у кого-то и целые лохмотья - те самые мертвые клетки.

- А может, поврежденные солнцем клетки просто удалятся, кожа отшелушится, нарастет новая и молодая?

- Возможно. Но может случиться и так, что не все клетки с повреждением ДНК бесследно удалятся организмом. Какие-то из них могут остаться и запустить цепную реакцию онкологических процессов. И чем мы старше, тем выше этот риск: заболеваемость раком растет в геометрической прогрессии с возрастом, ведь после сердечно-сосудистых заболеваний рак - главный убийца людей после 40 лет. На него приходится от 20 до 40% смертей в развитых странах.

Берегись меланомы

О том, что загар ускоряет старение кожи, известно уже давно, это доказано сравнительными исследованиями неоднократно, говорят врачи-дерматологи. Именно фотостарение, то есть воздействие ультрафиолета, считается одним из ведущих факторов возрастного ухудшения состояния лица, шеи, зоны декольте и т. д.

- Как я уже говорил, повреждение ДНК клеток организма может приводить к развитию различных видов рака, - предупреждает Юрий Дейгин. - В частности, популяционные исследования (масштабные наблюдения за большим количеством людей. - Авт.) показали: у тех, кто пользовался в молодости соляриями, выше риск различных видов рака кожи, включая меланому - самое агрессивное из онкологических заболеваний. В этом случае клетки-меланоциты, вырабатывающие меланин для тонировки клеток при загаре, из-за мутаций - поломок в ДНК превращаются в раковые клетки, начинают активно расти, дают метастазы по всему организму, и это приводит к высокой смертности.

Есть вопрос

Спасет ли крем?

Если ваша кожа в принципе темнеет, то даже при наличии крема это означает, что идет реакция на повреждение ДНК клеток (вырабатывается защитник-тонировщик меланин). Если же крем полностью защищает от загара-потемнения, то пребывание на солнце можно считать безопасным.

А в это время

Избыток витамина D тоже опасен

Давно считается, что нашему организму часто не хватает витамина D. А солнце - главный поставщик этого витамина в человеческий организм, вот наши люди и загорают изо всех сил и вдобавок кормятся витаминными комплексами для пущего эффекта. И вот теперь оказалось: много витамина - это так же плохо, как и его нехватка.

Исследование, на которое опирается Национальная британская служба здравоохранения, показало, что гиперкальцемия (переизбыток витамина D) может быть опасна для жизни. Из-за нее повышается уровень кальция в крови, что приводит к повреждению кровеносных сосудов, сердца и почек. Это исследование может перевернуть современную медицину с ног на голову, ведь всегда считалось, что витамин D крайне полезен человеку и чем его больше, чем лучше. Оказалось, что это не совсем так.

Что же делать? Неужели всем теперь придется резко сменить курс и отказаться от витамина D вовсе? Ни в коем случае, говорят специалисты Национальной службы здравоохранения, все-таки в разумных дозах витамин D необходим нашему организму. Просто соблюдайте дозировку, чтобы не переборщить. Диетологи рекомендуют потреблять 600 МЕ (международных единиц) витамина D в день взрослым в возрасте до 70 лет. Людям старшего возраста требуется 800 МЕ витамина. Грудным детям необходимо 400 МЕ витамина в день (если младенцы находятся на искусственном вскармливании, добавки, содержащие витамин D, им не нужны - детское питание уже содержит необходимое количество этого витамина).

В таких разумных пропорциях витамин D делает наши кости крепкими, защищает от болезней сердца, диабета, рассеянного склероза, рака и депрессии. А еще помогает избавиться от лишнего веса.

Кстати, витамина D много в некоторых продуктах: это печень трески, жирная морская рыба, желток куриного яйца, грибы - лисички и сморчки.

Умер бывший премьер-министр Украины Виталий Масол
Умер бывший премьер-министр Украины Виталий Масол 42

Также он председателем Совета Министров УССР с 1987 по 1990 годы.

Климкин предлагает ввести наказание за два паспорта
Климкин предлагает ввести наказание за два паспорта 56

Министр выступает за создание нового закона о гражданстве.

Порошенко подал в суд на BBC за статью о проплаченной встрече с Трампом
Порошенко подал в суд на BBC за статью о проплаченной встрече с Трампом 177 1

The Telegraph опубликовал подробности скандальных разбирательств.

В Одессе вооруженные грабители напали на инкассаторов, двое раненых
В Одессе вооруженные грабители напали на инкассаторов, двое раненых 67

Полицией по городу введен оперативный план перехвата "Сирена".

В Запорожской области на шахте  Эксплуатационная  погиб рабочий
В Запорожской области на шахте "Эксплуатационная" погиб рабочий 110

Создана специальная комиссия для расследования обстоятельств несчастного случая.

В России столкнулись два микроавтобуса, пострадали шестеро украинцев 239 1

Трое пострадавших находятся в реанимации. Их состояние оценивается как тяжелое.

Укрпочта  может прекратить доставку пенсий в случае отказа в повышении тарифа
"Укрпочта" может прекратить доставку пенсий в случае отказа в повышении тарифа 269

С января 2019 более 4,5 миллионов человек могут не получить свою пенсию, так как Пенсионный фонд отказывается оплатить хотя бы себестоимость ее доставки.

Переговоры с МВФ: транш в обмен на бюджет
Переговоры с МВФ: транш в обмен на бюджет 690 1

В фонде решили обезопасить себя от возможного обмана со стороны чиновников.

В Японии украли криптовалюту стоимостью 60 миллионов долларов
В Японии украли криптовалюту стоимостью 60 миллионов долларов 156 1

Оператор биржи "Zaif" не заметил хакерскую атаку.

Верховный суд: противники ID-карт получат паспорт в форме книжки
Верховный суд: противники ID-карт получат паспорт в форме книжки 4

Внедрение новых технологий не должно быть принудительным.

Поезд  Интерсити  Киев - Кривой Рог не будет ездить две недели
Поезд "Интерсити" Киев - Кривой Рог не будет ездить две недели 15

Изменения в графике продлятся с 1 по 16 октября этого года.

Не работают, а  отсиживают : как украинцы проводят время в офисах
Не работают, а "отсиживают": как украинцы проводят время в офисах 80

Исследование кадрового портала выяснило, что немало украинцев не работают по 8 часов в день, а просто отсиживают положенные часы на работе.

Беременная Мария Порошина рассказала, кто отец ее пятого ребенка
Беременная Мария Порошина рассказала, кто отец ее пятого ребенка 1538

Актриса сообщила, что ждет мальчика от мужчины, который проживает не в России.

Мисс Украина 2018  знает толк в борщах и математике
"Мисс Украина 2018" знает толк в борщах и математике 817

В Киеве прошел финал Национального конкурса красоты "Мисс Украина 2018" на котором вручили корону главной красавице страны.

Мисс Украина-2018 стала 23-летняя модель, математик и полиглот
Мисс Украина-2018 стала 23-летняя модель, математик и полиглот [фото] 1306

Киевлянка Вероника Дидусенко поедет на "Мисс мира" в Китай.

Александр Хацкевич:  Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно
Александр Хацкевич: "Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно" 381

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал ничью в первом матче группового этапа Лиги Европы против "Астаны"

Будет ли отставка?  Динамо  упустило победу над  Астаной
Будет ли отставка? "Динамо" упустило победу над "Астаной" 346

Киевляне не смогли выиграть стартовый матч в Лиге Европы, серия без побед продолжилась

17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо
17-летняя украинка стала самой молодой чемпионкой мира по дзюдо 347 1

Дарья Белодед выиграла золотую медаль на чемпионате мира по дзюдо в Баку. В финале чемпионата Белодед победила действующую чемпионку мира японку Фуну Танаки.