Анна НИКОЛАЕВА, Олег КОЛЕСОВ (19 августа 2017, 00:02)
Эксперт по генетике старения Юрий Дейгин: Загар - враг ДНК нашей кожи

- А вот лично я ничего не имею против! Фото: Михаил ФРОЛОВ

Вопрос "сколько можно загорать на солнце, чтобы не стареть" примерно из той же серии, что и "чего бы съесть, чтобы похудеть". Так считает исследователь, эксперт по биомедицинским технологиям и генетике старенияЮрий Дейгин.

Тонирует, как стекла в машинах

- Сначала поясню, что такое загар на глубинном, клеточном уровне, и вы сами поймете, сколько можно загорать и стоит ли это делать вообще, - предлагает Юрий Дейгин.

Любимое многими превращение светлой кожи в золотисто-коричневую, а то и красновато-шоколадную - это, по сути, реакция нашего организма на... повреждение ДНК. Исследователи уверяют: когда ультрафиолет проникает в наши клетки, то ломает структуру ДНК, и в качестве меры экстренной помощи клетки кожи меланоциты начинают вырабатывать вещество меланин.

- Это красящий пигмент, который помогает затонировать кожу, как мы тонируем стекла в машинах - для того чтобы внутрь проникало меньше ультрафиолета и в дальнейшем было меньше повреждений, - поясняет эксперт.

Куда уходят клетки

Увы, в процессе загара не только повреждается ДНК клеток, но еще и запускается воспаление.

- Когда клетка детектирует (обнаруживает. - Авт.), что у нее много поломок ДНК из-за воздействия ультрафиолета, она совершает самоубийство, - продолжает Дейгин. - Получив сигнал о смерти клеток, начинает действовать иммунная система - она запускает процесс воспаления, чтобы переварить и удалить погибшие клетки. Именно поэтому загар постепенно сходит в виде облезающей кожи. Эти чешуйки, а у кого-то и целые лохмотья - те самые мертвые клетки.

- А может, поврежденные солнцем клетки просто удалятся, кожа отшелушится, нарастет новая и молодая?

- Возможно. Но может случиться и так, что не все клетки с повреждением ДНК бесследно удалятся организмом. Какие-то из них могут остаться и запустить цепную реакцию онкологических процессов. И чем мы старше, тем выше этот риск: заболеваемость раком растет в геометрической прогрессии с возрастом, ведь после сердечно-сосудистых заболеваний рак - главный убийца людей после 40 лет. На него приходится от 20 до 40% смертей в развитых странах.

Берегись меланомы

О том, что загар ускоряет старение кожи, известно уже давно, это доказано сравнительными исследованиями неоднократно, говорят врачи-дерматологи. Именно фотостарение, то есть воздействие ультрафиолета, считается одним из ведущих факторов возрастного ухудшения состояния лица, шеи, зоны декольте и т. д.

- Как я уже говорил, повреждение ДНК клеток организма может приводить к развитию различных видов рака, - предупреждает Юрий Дейгин. - В частности, популяционные исследования (масштабные наблюдения за большим количеством людей. - Авт.) показали: у тех, кто пользовался в молодости соляриями, выше риск различных видов рака кожи, включая меланому - самое агрессивное из онкологических заболеваний. В этом случае клетки-меланоциты, вырабатывающие меланин для тонировки клеток при загаре, из-за мутаций - поломок в ДНК превращаются в раковые клетки, начинают активно расти, дают метастазы по всему организму, и это приводит к высокой смертности.

Есть вопрос

Спасет ли крем?

Если ваша кожа в принципе темнеет, то даже при наличии крема это означает, что идет реакция на повреждение ДНК клеток (вырабатывается защитник-тонировщик меланин). Если же крем полностью защищает от загара-потемнения, то пребывание на солнце можно считать безопасным.

А в это время

Избыток витамина D тоже опасен

Давно считается, что нашему организму часто не хватает витамина D. А солнце - главный поставщик этого витамина в человеческий организм, вот наши люди и загорают изо всех сил и вдобавок кормятся витаминными комплексами для пущего эффекта. И вот теперь оказалось: много витамина - это так же плохо, как и его нехватка.

Исследование, на которое опирается Национальная британская служба здравоохранения, показало, что гиперкальцемия (переизбыток витамина D) может быть опасна для жизни. Из-за нее повышается уровень кальция в крови, что приводит к повреждению кровеносных сосудов, сердца и почек. Это исследование может перевернуть современную медицину с ног на голову, ведь всегда считалось, что витамин D крайне полезен человеку и чем его больше, чем лучше. Оказалось, что это не совсем так.

Что же делать? Неужели всем теперь придется резко сменить курс и отказаться от витамина D вовсе? Ни в коем случае, говорят специалисты Национальной службы здравоохранения, все-таки в разумных дозах витамин D необходим нашему организму. Просто соблюдайте дозировку, чтобы не переборщить. Диетологи рекомендуют потреблять 600 МЕ (международных единиц) витамина D в день взрослым в возрасте до 70 лет. Людям старшего возраста требуется 800 МЕ витамина. Грудным детям необходимо 400 МЕ витамина в день (если младенцы находятся на искусственном вскармливании, добавки, содержащие витамин D, им не нужны - детское питание уже содержит необходимое количество этого витамина).

В таких разумных пропорциях витамин D делает наши кости крепкими, защищает от болезней сердца, диабета, рассеянного склероза, рака и депрессии. А еще помогает избавиться от лишнего веса.

Кстати, витамина D много в некоторых продуктах: это печень трески, жирная морская рыба, желток куриного яйца, грибы - лисички и сморчки.

Бракованный Брексит: Великобритания переживает критические дни

Премьер-министра Терезу Мэй хотят отправить в отставку, причем этого добиваются ее однопартийцы из Консервативной партии.

Что будет, если Украина выйдет из Интерпола
Что будет, если Украина выйдет из Интерпола 16

По словам главы МВД Арсена Авакова, это произойдет, если организацию возглавит россиянин.

Экс-депутата Крыма приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену
Экс-депутата Крыма приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену 32

Суд растянулся на два с половиной года.

В Николаеве брат едва не зарезал тринадцатилетнюю сестру
В Николаеве брат едва не зарезал тринадцатилетнюю сестру 60

Девочку с множеством ранений отправили в больницу.

В Кременчуге подросток чудом выжил, упав в гранитный карьер
В Кременчуге подросток чудом выжил, упав в гранитный карьер 175

Детская шалость чуть было не стоила жизни 14-летнему жителю Кременчуга: вместе с двумя друзьями парень отправился гулять, а оказался между небом и землей.

На Харьковщине в зоопарке на женщину напал медведь
На Харьковщине в зоопарке на женщину напал медведь 686

Женщина находится в реанимации, медики говорят, что ее состояние тяжелое.

Укрлендфарминг  Бахматюка помог Институту педиатрии с оборудованием для спасения новорожденных
"Укрлендфарминг" Бахматюка помог Институту педиатрии с оборудованием для спасения новорожденных

Агрохолдинг Укрлендфарминг (Ukrlandfarming) бизнесмена Олега Бахматюка оплатил стоимость оборудования для Института педиатрии, акушерства и гинекологи, которое спасает жизни новорожденных и недоношенных детей.

Сколько денег вы готовы потратить в Черную пятницу
Сколько денег вы готовы потратить в Черную пятницу [опрос] 273 1

Мы решили провести опрос и проверить, собираются ли украинцы скоротать вечер пятницы в погоне за скидками.

Нищее или социальное государство? На субсидиях уже полстраны
Нищее или социальное государство? На субсидиях уже полстраны 1128

Министр социальной политики Андрей Рева обрадовал сограждан, что "Украина – государство социальное", однако экономисты в один голос говорят: радоваться здесь нечему.

Всемирный день туалета. История привычного нам унитаза в фотографиях

Иранские ученые: материал для Ноева ковчега обнаружили на Троне Соломона
Иранские ученые: материал для Ноева ковчега обнаружили на Троне Соломона 103

На северо-западе Ирана обнаружили окаменелые куски дерева, из которого могли построить библейское сооружение.

Ученые объяснили, почему беременным женщинам нельзя принимать парацетамол
Ученые объяснили, почему беременным женщинам нельзя принимать парацетамол 209

Он повышает риск развития отклонений у ребенка.

Усик поднялся на четвертое место в рейтинге лучших боксеров мира
Усик поднялся на четвертое место в рейтинге лучших боксеров мира [рейтинг] 114

Абсолютный чемпион мира в первом тяжелом весе поднялся на одну ступень в рейтинге лучших боксеров мира.

Олимпийский чемпион по керлингу устроил пьяный дебош
Олимпийский чемпион по керлингу устроил пьяный дебош 136

Канадский керлингист Райан Фрай и его партнеры по команде вышли на матч в Сочи в нетрезвом виде.

Андрей Ярмоленко провел встречу с болельщиками  Вест Хэма
Андрей Ярмоленко провел встречу с болельщиками "Вест Хэма" [фото] 118

Украинский футболист встретился и пообщался с английскими болельщиками.