Прихожане села Тютьков из-за нехватки денег давно привыкли обходиться своими силами - сами построили церковь. А престол, кивот и прочие деревянные элементы изготовил священник.
Тютьков - крохотное село в Теребовлянском районе на Тернопольщине. Здесь всего 90 дворов, жителей - несколько сотен. До недавних пор в селе не было даже своей церкви - на службы, венчаться и прощаться с умершими люди ходили в соседний Дарахов, за 4 километра.
- Если зимой похороны - утром выходили, а возвращались домой уже затемно - после службы еще такое же расстояние проходили к местному кладбищу, - говорят местные. - Решили, что селу без своей церкви нельзя. И принялись за работу.
Православную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы построили своими руками: кто умел - клал кирпич, кто - муровал, кто помогал деньгами и подвозом стройматериалов. Спонсоров не было, у местного совета, как во всех небольших селах, денег на такой проект не хватало. Церковь освятили, открыли - уже не нужно было каждое воскресенье ходить по несколько километров в соседнее село. Священник Степан Суканец своими руками сделал престол, кивот, светильники - работать с деревом научился еще ребенком при отце-столяре. Но храм так и оставался стоять без иконостаса - работа эта трудоемкая, а художников в селе не нашлось. Заказывать у специалистов - опять же нет денег. Каркас для него согласился сделать резчик из соседнего села - на это ушел год. Но где взять иконы?
|
Отцу Степану пришла в голову мысль: в селе через хату - вышивальщицы, почему бы их не попросить вышить образы? Оказалось, что вышить-то не проблема, проблема найти схему. Спрашивал и в Тернополе, и в Киеве - никто раньше иконостасы не вышивал, попросить помощи было не у кого. Пока не нашелся львовский специалист, согласившийся разработать схемы 20 образов для иконостаса.
- Тогда я спросил совета у прихожан - будем вышивать? - рассказывает "КП" в Украине" отец Степан. - Вышивальщицам идея понравилась - схемы расхватали сразу, на всех желающих даже не хватило - работу над одной иконой делили на несколько семей. Каждый захотел, чтобы что-то после него осталось в селе, чтобы было чем гордиться их детям и внукам. Присоединились и люди из соседних сел, и заробитчане из этих мест, которые трудились над иконами в других странах.
На работу ушел еще один год, ведь село живет по своим законам - огороды, поля, уход за скотом и домашняя работа, так что на вышивку оставались только вечера. На иконостас ушло почти 18 килограммов бисера - около 1,5 миллиона бусинок составляют 20 икон. Над небольшими иконами мастерицы трудились по три месяца, а образы в полный рост, например Богородицы и Христа, заняли по полгода кропотливого труда. Два из 20 образов еще не поместили в иконостас - со временем его расширят. Кроме того, селу подарили схемы для вышивки крестного пути - работа над ним уже кипит. Сами селяне и в постройке церкви, и в вышивке иконостаса видят большую заслугу своего священника - без него, говорят, ничего бы не было.