Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна

Тайна холодного пятна

Захватывающим назвали ученые, ведомые профессором Томом Шэнксом из Даремского университета, свое объяснение природы таинственного холодного пятна, обнаруженного в глубинах космоса. Присмотревшись к этому самому пятну, астрономы пришли к выводу, что оно "появилось в результате столкновения нашей Вселенной с пузырем другой". То есть ученые предложили признать, что существует еще какая-то вселенная - то ли параллельная, то ли просто расположенная где-то неподалеку. В самом деле  захватывающе.

Холодное пятно было обнаружено в 2004 году. Оно проявилось на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Пятно расположено в направлении созвездия Эридана примерно в 3 миллиардах световых лет от Земли. Оно представляет собой гигантскую область протяженностью в 1,8 миллиарда световых лет, температура излучения которой гораздо меньше, чем у окружающего пространства. Собственно, эта аномалия и отражена в "холодном" названии.

Природа пятна загадочна. Постичь ее астрофизики, мягко говоря, пока не в силах. Но гипотезы выдвигают. Вплоть до предположений, что там - внутри пятна - действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны.

Недавно доктор Иштвана Жапуди из Гавайского университета объявил, что вроде бы разобрался. На основе имеющихся данных и собственных наблюдений в оптический телескоп он составил трехмерную модель холодного пятна.

И пришел к выводу, что там ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Нет даже пыли. Там - пустота. От этого и температура аномально низкая.

Сверхпустота Эридана - так стали называть холодное пятно, поверив этому Жапуди. Но понимания того, как возникла подобная аномалия, он не прибавил. Ведь Вселенная весьма однородно наполнена материей - галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит и загадочным, и странным. Если даже не сверхъ­естественным.

Шэнкс с коллегами, наоборот, уверяет, что холодное пятно никакая не Сверхпустота, а лишь такой кажется. На самом деле оно - оптическая иллюзия, проекция следа - своего рода "синяка", который появился более 13 миллиардов лет назад на теле нашей Вселенной почти сразу после ее рождения. "Синяк" оставила другая вселенная, соприкоснувшись с нашей.

К столь захватывающим умозаключениям астрономы пришли после того, как изучили параметры нескольких тысяч галактик, окружающих холодное пятно.

Вместо комментария

Мозгов не хватает

Мартин РИС, известный астрофизик, экс-президент Лондонского королевского общества, усомнился в интеллектуальных способностях человеческой цивилизации. И заявил, что законов мироздания нам не понять. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. А гипотезы, к примеру, о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, так и останутся недоказанными предположениями.

- Несомненно, объяснения есть всему, - полагает лорд Рис, - но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий ра­зум ограничен. И он достиг своего предела.

Толкаются до синяков!

Шэнкс с коллегами заверил, что холодное пятно - это первое и единственное пока доказательство того, что наша Вселенная не одинока. Но тут они погорячились. Поскольку и до них астрономы обнаруживали подозрительные следы на картине реликтового излучения.

Считается, что это самое реликтовое - микроволновое - излучение, которым наполнено пространство, является отголоском Большого взрыва. Он, как нам предлагают поверить, случился 13,8 миллиарда лет назад. Тогда нечто невообразимо крошечное и невероятно плотное под названием "сингулярность" вдруг "взорвалось", расширилось и превратилось в окружающий нас мир.

От "акта творения" остался фон. Он и образовал мозаику, которая представлена на карте. Ее светлые - горячие - участки соответствуют более мощному электромагнитному излучению. И наоборот.

Горячие и холодные пятна микроволнового фона должны бы чередоваться равномерно. Но мозаика изобилует темными пятнами, появление которых невозможно объяснить с позиций современной физики.

К примеру, Стефан Фини из Лондонского университетского колледжа еще несколько лет назад обратил внимание на четыре странных пятна. Назвал их "синяками" и предположил, что они возникли от ударов других вселенных по нашей.

Получается, что к одной соседней вселенной, найденной Шэнксом, следует добавить еще четыре.

Может быть, вселенных вообще бесконечное число? Ведь существует не просто гипотеза, а целая теория о так называемых мультивселенных, благодаря которым человек может жить вечно: умереть в одной вселенной и воскреснуть в другой - параллельной.

Планету, расположенную в созвездии Кита, греет красный карлик. Фото: NASA

А в это время

Астрономы нахваливают "старшую сестру Земли"

- Это самая волнующая экзопланета, которую я видел за последние десять лет, - заявил Джейсон Диттман, американский астрофизик из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра - руководитель исследования, в ходе которого это небесное тело и было обнаружено. - Мы и не рассчитывали, что найдем столь привлекательный объект, с помощью которого можно было бы попытаться решить одну из главных проблем в науке - найти признаки жизни за пределами Земли.

Речь идет об экзопланете LHS 1140b, которая вращается вокруг красного карлика LHS 1140. И находится в созвездии Кита в 39 световых годах от Земли.

Аборигенам, если они имеются на планете, совсем не тесно - она в 1,4 раза крупнее нашей - ее диаметр 18 тысяч километров. Расположена в так называемой зоне обитаемости - на комфортом расстоянии от свей звезды. На таком, которое допускает существование на планете жидкой воды.

Красный карлик меньше нашего Солнца, греет и светит слабо. Но планете его тепла и света хватает. Потому что она находится довольно близко к своему светилу. Год там длится всего 25 земных дней.

Эту LHS 1140b обнаружили с помощью системы из восьми 40-сантиметровых телескопов, расположенных в Чили. Засекли изменение яркости красного карлика. Далее так называемый Высокоточный искатель планет HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) уточнил: планета там действительно существует.

Спектрограф HARPS тоже установлен в Чили - в Европейской южной обсерватории. Он ищет планеты, определяя аномалии в движении звезд. Если у звезды есть спутники, то, вращаясь вокруг, они влияют на нее - заставляют колебаться. Звезда меняет скорость. И эти колебания точно фиксирует искатель.

В ближайшее время астрономы наведут на LHS 1140 еще и орбитальный телескоп "Хаббл" - уточнят ее параметры. А пока известно, что планета в 6,6 раза тяжелее Земли. И старше - ей более 5 миллиардов лет. Она плотная, каменистая, вроде бы имеет атмосферу, которая могла образоваться в том числе и в результате насыщения водяным паром.

Красные карлики очень активны. Их излучение способно погубить жизнь. Но LHS 1140 - преклонного возраста - спокоен, как полагают ученые. А стало быть, наоборот, способствует местному процветанию. От этого и планета при нем считается перспективной для поисков жизни. Астрономы, не стесняясь, называют ее сестрой Земли. Старшей сестрой.

Есть такая должность - министр одиночества и счастья
Есть такая должность - министр одиночества и счастья 148

"КП в Украине" изучила, какие страны могут удивить неординарными министерствами.

В Ужгороде появились билборды с именами людей и надписью:  Остановим сепаратистов
В Ужгороде появились билборды с именами людей и надписью: "Остановим сепаратистов" 1390 3

На рекламных щитах также разместили фотографии лидеров венгерского нацменьшинства в Закарпатье.

Медведев: СССР десятилетиями жил в условиях санкций -  и ничего
Медведев: СССР десятилетиями жил в условиях санкций - "и ничего" 968 6

Российский премьер-министр "философски" высказался об ограничениях.

В России забросали яйцами здание ФСБ
В России забросали яйцами здание ФСБ 447

По данным СМИ, задержаны двое мужчин, которых подозревают в произошедшем.

На Черкасчине столкнулись грузовик и микроавтобус с детьми: погибла школьница
На Черкасчине столкнулись грузовик и микроавтобус с детьми: погибла школьница 363

В больнице также находятся водитель "Спринтера" и еще одна девочка.

Стали известны новые подробности из жизни керченского стрелка
Стали известны новые подробности из жизни керченского стрелка [видео] 1731 1

Семья у Владислава Рослякова была непростой: мать была среди свидетелей Иеговы, в отец получил тяжелую травму головы и выпивал.

Украина и МВФ договорились о новой программе
Украина и МВФ договорились о новой программе 667 3

Следующий договор рассчитан на 14 месяцев.

"Росток-Холдинг": "Дайте аграриям работать – и мы наполним бюджет страны" 166 1

Президента просили вмешаться в ситуацию и дать возможность собрать урожай.

Возвращение американских авиакомпаний в украинское небо – к чему бы это
Возвращение американских авиакомпаний в украинское небо – к чему бы это 1141 5

После четырехлетнего "перерыва" Федеральная авиационная администрация США разрешила своим авиакомпаниям полеты к трем украинским городам Восточной Украины и частично над Черным морем.

5 рецептов вкуснейшего печенья на Новый год 2019
5 рецептов вкуснейшего печенья на Новый год 2019 [видео] 190

Готовим вкусняшки к праздничному столу по лучшим рецептам.

Врадиевка прошлого века, или Как из-за бездействия полиции Киев взбунтовался
Врадиевка прошлого века, или Как из-за бездействия полиции Киев взбунтовался 266

110 лет назад, в конце осени 1908 года, после почти двух лет розыска и следствия суд приговорил к смертной казни убийц железнодорожного чиновника и его домочадцев.

Украину хотят сделать трюфельной житницей
Украину хотят сделать трюфельной житницей 552 2

Львовские экологи проводят испытания по выращиванию самого дорогого в мире гриба.

В интернете обсуждают тайную свадьбу Сергея Шнурова
В интернете обсуждают тайную свадьбу Сергея Шнурова 644 1

Для известного музыканта этот брак стал уже четвертым, если верить слухам.

ДТП под Киевом: удар был такой, что Марину Поплавскую буквально разорвало
ДТП под Киевом: удар был такой, что Марину Поплавскую буквально разорвало [видео] 7106 1

20 октября в аварию попал автобус с актерами "Дизель Шоу", ехавшими из Львова.

У Виктора Рыбина и Натальи Сенчуковой рак
У Виктора Рыбина и Натальи Сенчуковой рак 3229

Лидер группы "Дюна" и его жена борются с недугом уже несколько лет.

Ярмоленко получил жуткую травму в матче с  Тоттенхэмом
Ярмоленко получил жуткую травму в матче с "Тоттенхэмом" [Видео] 964

Украинский полузащитник "Вест Хэма" повредил ахилл и не смог покинуть поле самостоятельно

Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения
Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения 806

Спортсменов снова обвиняют в побоях. Все материалы объединены в одно дело.

Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА
Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА 583

Известный украинский футбольный функционер Григорий Суркис в данный момент является вице-президентом УЕФА, и его полномочия в этой организации истекают в 2019 году.