Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна

Тайна холодного пятна

Захватывающим назвали ученые, ведомые профессором Томом Шэнксом из Даремского университета, свое объяснение природы таинственного холодного пятна, обнаруженного в глубинах космоса. Присмотревшись к этому самому пятну, астрономы пришли к выводу, что оно "появилось в результате столкновения нашей Вселенной с пузырем другой". То есть ученые предложили признать, что существует еще какая-то вселенная - то ли параллельная, то ли просто расположенная где-то неподалеку. В самом деле  захватывающе.

Холодное пятно было обнаружено в 2004 году. Оно проявилось на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Пятно расположено в направлении созвездия Эридана примерно в 3 миллиардах световых лет от Земли. Оно представляет собой гигантскую область протяженностью в 1,8 миллиарда световых лет, температура излучения которой гораздо меньше, чем у окружающего пространства. Собственно, эта аномалия и отражена в "холодном" названии.

Природа пятна загадочна. Постичь ее астрофизики, мягко говоря, пока не в силах. Но гипотезы выдвигают. Вплоть до предположений, что там - внутри пятна - действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны.

Недавно доктор Иштвана Жапуди из Гавайского университета объявил, что вроде бы разобрался. На основе имеющихся данных и собственных наблюдений в оптический телескоп он составил трехмерную модель холодного пятна.

И пришел к выводу, что там ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Нет даже пыли. Там - пустота. От этого и температура аномально низкая.

Сверхпустота Эридана - так стали называть холодное пятно, поверив этому Жапуди. Но понимания того, как возникла подобная аномалия, он не прибавил. Ведь Вселенная весьма однородно наполнена материей - галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит и загадочным, и странным. Если даже не сверхъ­естественным.

Шэнкс с коллегами, наоборот, уверяет, что холодное пятно никакая не Сверхпустота, а лишь такой кажется. На самом деле оно - оптическая иллюзия, проекция следа - своего рода "синяка", который появился более 13 миллиардов лет назад на теле нашей Вселенной почти сразу после ее рождения. "Синяк" оставила другая вселенная, соприкоснувшись с нашей.

К столь захватывающим умозаключениям астрономы пришли после того, как изучили параметры нескольких тысяч галактик, окружающих холодное пятно.

Вместо комментария

Мозгов не хватает

Мартин РИС, известный астрофизик, экс-президент Лондонского королевского общества, усомнился в интеллектуальных способностях человеческой цивилизации. И заявил, что законов мироздания нам не понять. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. А гипотезы, к примеру, о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, так и останутся недоказанными предположениями.

- Несомненно, объяснения есть всему, - полагает лорд Рис, - но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий ра­зум ограничен. И он достиг своего предела.

Толкаются до синяков!

Шэнкс с коллегами заверил, что холодное пятно - это первое и единственное пока доказательство того, что наша Вселенная не одинока. Но тут они погорячились. Поскольку и до них астрономы обнаруживали подозрительные следы на картине реликтового излучения.

Считается, что это самое реликтовое - микроволновое - излучение, которым наполнено пространство, является отголоском Большого взрыва. Он, как нам предлагают поверить, случился 13,8 миллиарда лет назад. Тогда нечто невообразимо крошечное и невероятно плотное под названием "сингулярность" вдруг "взорвалось", расширилось и превратилось в окружающий нас мир.

От "акта творения" остался фон. Он и образовал мозаику, которая представлена на карте. Ее светлые - горячие - участки соответствуют более мощному электромагнитному излучению. И наоборот.

Горячие и холодные пятна микроволнового фона должны бы чередоваться равномерно. Но мозаика изобилует темными пятнами, появление которых невозможно объяснить с позиций современной физики.

К примеру, Стефан Фини из Лондонского университетского колледжа еще несколько лет назад обратил внимание на четыре странных пятна. Назвал их "синяками" и предположил, что они возникли от ударов других вселенных по нашей.

Получается, что к одной соседней вселенной, найденной Шэнксом, следует добавить еще четыре.

Может быть, вселенных вообще бесконечное число? Ведь существует не просто гипотеза, а целая теория о так называемых мультивселенных, благодаря которым человек может жить вечно: умереть в одной вселенной и воскреснуть в другой - параллельной.

Планету, расположенную в созвездии Кита, греет красный карлик. Фото: NASA

А в это время

Астрономы нахваливают "старшую сестру Земли"

- Это самая волнующая экзопланета, которую я видел за последние десять лет, - заявил Джейсон Диттман, американский астрофизик из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра - руководитель исследования, в ходе которого это небесное тело и было обнаружено. - Мы и не рассчитывали, что найдем столь привлекательный объект, с помощью которого можно было бы попытаться решить одну из главных проблем в науке - найти признаки жизни за пределами Земли.

Речь идет об экзопланете LHS 1140b, которая вращается вокруг красного карлика LHS 1140. И находится в созвездии Кита в 39 световых годах от Земли.

Аборигенам, если они имеются на планете, совсем не тесно - она в 1,4 раза крупнее нашей - ее диаметр 18 тысяч километров. Расположена в так называемой зоне обитаемости - на комфортом расстоянии от свей звезды. На таком, которое допускает существование на планете жидкой воды.

Красный карлик меньше нашего Солнца, греет и светит слабо. Но планете его тепла и света хватает. Потому что она находится довольно близко к своему светилу. Год там длится всего 25 земных дней.

Эту LHS 1140b обнаружили с помощью системы из восьми 40-сантиметровых телескопов, расположенных в Чили. Засекли изменение яркости красного карлика. Далее так называемый Высокоточный искатель планет HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) уточнил: планета там действительно существует.

Спектрограф HARPS тоже установлен в Чили - в Европейской южной обсерватории. Он ищет планеты, определяя аномалии в движении звезд. Если у звезды есть спутники, то, вращаясь вокруг, они влияют на нее - заставляют колебаться. Звезда меняет скорость. И эти колебания точно фиксирует искатель.

В ближайшее время астрономы наведут на LHS 1140 еще и орбитальный телескоп "Хаббл" - уточнят ее параметры. А пока известно, что планета в 6,6 раза тяжелее Земли. И старше - ей более 5 миллиардов лет. Она плотная, каменистая, вроде бы имеет атмосферу, которая могла образоваться в том числе и в результате насыщения водяным паром.

Красные карлики очень активны. Их излучение способно погубить жизнь. Но LHS 1140 - преклонного возраста - спокоен, как полагают ученые. А стало быть, наоборот, способствует местному процветанию. От этого и планета при нем считается перспективной для поисков жизни. Астрономы, не стесняясь, называют ее сестрой Земли. Старшей сестрой.

Умер экс-генсек ООН и нобелевский лауреат Кофи Аннан
Умер экс-генсек ООН и нобелевский лауреат Кофи Аннан 159 2

Он был первым представителем темнокожего населения Африки на посту Генерального секретаря ООН.

СМИ: В России хотят ввести ограничение на число детей в многодетной семье
СМИ: В России хотят ввести ограничение на число детей в многодетной семье 971 2

Исключение составят случаи передачи под опеку или попечительство братьев и сестер

Украина получила от США новую военную технику
Украина получила от США новую военную технику [фото] 714

Вашингтон передал контрбатарейные радары.

Мужчина, убивший на улице в Умани 2 людей и покалечивший 5, накачался наркотиками 7

1 мая утром неадекватный местный житель бросался на прохожих с кирпичом в руках.

В Киеве мужчину проткнуло штырями металлического забора
В Киеве мужчину проткнуло штырями металлического забора [фото] 31

Пострадавший пытался перелезть через ограду, но вместо этого получил серьезную травму.

Польская полиция задержала водителя разбившегося украинского автобуса
Польская полиция задержала водителя разбившегося украинского автобуса [видео] 191

По предварительным данным, шофер ехал с очень большой скоростью.

Удорожание логистики вызвано безнаказанностью и безответственностью Укрзализныци 249

Причиной роста затрат грузоотправителей является царящая на "Укрзализныце" безнаказанность и безответственность, а также отсутствие контроля за обоснованностью грузовых железнодорожных тарифов.

Когда отменят поезда в Россию: какой документ подписал министр Омелян
Когда отменят поезда в Россию: какой документ подписал министр Омелян 5523 10

"КП" в Украине" вместе с экспертами выясняла, какой "исторический документ" подписал министр инфраструктуры, а также разбиралась, кто выиграет, а кто проиграет от прекращения пассажирского железнодорожного сообщения с РФ.

Эксперты рассказали о минусах малой приватизации через систему Prozzoro 159

Независимые эксперты назвали проведение малой приватизации через систему Prozzoro недостаточно эффективной.

В  Укртрансбезопасности  заявили, что каждая третья маршрутка не имеет права ездить
В "Укртрансбезопасности" заявили, что каждая третья маршрутка не имеет права ездить 128 1

Самые распространенные нарушения - это трещины лобового стекла, неработающие фонари и звуковые сигналы.

За полгода население Украины уменьшилось на 122 тысячи человек
За полгода население Украины уменьшилось на 122 тысячи человек 390 3

На 55 родившихся малышей приходится 100 умерших украинцев.

В Великобритании врачи нашли в глазу женщины забытую 28 лет назад линзу
В Великобритании врачи нашли в глазу женщины забытую 28 лет назад линзу 543

Линза пропала, когда 14-летняя девочка-подросток играла в бадминтон и волан попал ей в левый глаз.

Актриса Людмила Загорская:  Я не ревную, пусть мой муж получит на съемках удовольствие
Актриса Людмила Загорская: "Я не ревную, пусть мой муж получит на съемках удовольствие" 143

Актриса театра и кино, звезда сериалов "Столетие Якова", "Проводница" побывала в гостях у "КП" в Украине".

В США покончила с собой вокалистка группы Huntress
В США покончила с собой вокалистка группы Huntress 256

Джилл Янус, одна из самых красивых женщин в рок-музыке, страдала от психического расстройства.

СМИ:  Океан Эльзы  покинул клавишник
СМИ: "Океан Эльзы" покинул клавишник 680 1

Причиной тому стали тяжелые отношения, которые сложились в последнее время между Еличем и другими музыкантами коллектива.

Украина отправит 13 биатлонистов на летний чемпионат в Чехию
Украина отправит 13 биатлонистов на летний чемпионат в Чехию 136

Среди них Меркушина, Пидгрушная, Семеренко, Кильчицкий и Пидручный.

Вернидуб:  Бюджет  Браги  раз в 10 больше, чем наш, но мы доказываем, что - тоже команда
Вернидуб: "Бюджет "Браги" раз в 10 больше, чем наш, но мы доказываем, что - тоже команда" 365

Главный тренер луганской "Зари" прокомментировал выход в плей-офф квалификации Лиги Европы

Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков 392

Турецкий "Гулспор" провел уникальную трансферную сделку.