Рядом с нашей Вселенной находится как минимум еще одна

Тайна холодного пятна

Захватывающим назвали ученые, ведомые профессором Томом Шэнксом из Даремского университета, свое объяснение природы таинственного холодного пятна, обнаруженного в глубинах космоса. Присмотревшись к этому самому пятну, астрономы пришли к выводу, что оно "появилось в результате столкновения нашей Вселенной с пузырем другой". То есть ученые предложили признать, что существует еще какая-то вселенная - то ли параллельная, то ли просто расположенная где-то неподалеку. В самом деле  захватывающе.

Холодное пятно было обнаружено в 2004 году. Оно проявилось на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Пятно расположено в направлении созвездия Эридана примерно в 3 миллиардах световых лет от Земли. Оно представляет собой гигантскую область протяженностью в 1,8 миллиарда световых лет, температура излучения которой гораздо меньше, чем у окружающего пространства. Собственно, эта аномалия и отражена в "холодном" названии.

Природа пятна загадочна. Постичь ее астрофизики, мягко говоря, пока не в силах. Но гипотезы выдвигают. Вплоть до предположений, что там - внутри пятна - действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны.

Недавно доктор Иштвана Жапуди из Гавайского университета объявил, что вроде бы разобрался. На основе имеющихся данных и собственных наблюдений в оптический телескоп он составил трехмерную модель холодного пятна.

И пришел к выводу, что там ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Нет даже пыли. Там - пустота. От этого и температура аномально низкая.

Сверхпустота Эридана - так стали называть холодное пятно, поверив этому Жапуди. Но понимания того, как возникла подобная аномалия, он не прибавил. Ведь Вселенная весьма однородно наполнена материей - галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит и загадочным, и странным. Если даже не сверхъ­естественным.

Шэнкс с коллегами, наоборот, уверяет, что холодное пятно никакая не Сверхпустота, а лишь такой кажется. На самом деле оно - оптическая иллюзия, проекция следа - своего рода "синяка", который появился более 13 миллиардов лет назад на теле нашей Вселенной почти сразу после ее рождения. "Синяк" оставила другая вселенная, соприкоснувшись с нашей.

К столь захватывающим умозаключениям астрономы пришли после того, как изучили параметры нескольких тысяч галактик, окружающих холодное пятно.

Вместо комментария

Мозгов не хватает

Мартин РИС, известный астрофизик, экс-президент Лондонского королевского общества, усомнился в интеллектуальных способностях человеческой цивилизации. И заявил, что законов мироздания нам не понять. И не узнать никогда, как появилась Вселенная и что ее ждет. А гипотезы, к примеру, о Большом взрыве, якобы породившем окружающий нас мир, или о том, что параллельно с нашей Вселенной может существовать множество других, так и останутся недоказанными предположениями.

- Несомненно, объяснения есть всему, - полагает лорд Рис, - но нет таких гениев, которые смогли бы их понять. Человеческий ра­зум ограничен. И он достиг своего предела.

Толкаются до синяков!

Шэнкс с коллегами заверил, что холодное пятно - это первое и единственное пока доказательство того, что наша Вселенная не одинока. Но тут они погорячились. Поскольку и до них астрономы обнаруживали подозрительные следы на картине реликтового излучения.

Считается, что это самое реликтовое - микроволновое - излучение, которым наполнено пространство, является отголоском Большого взрыва. Он, как нам предлагают поверить, случился 13,8 миллиарда лет назад. Тогда нечто невообразимо крошечное и невероятно плотное под названием "сингулярность" вдруг "взорвалось", расширилось и превратилось в окружающий нас мир.

От "акта творения" остался фон. Он и образовал мозаику, которая представлена на карте. Ее светлые - горячие - участки соответствуют более мощному электромагнитному излучению. И наоборот.

Горячие и холодные пятна микроволнового фона должны бы чередоваться равномерно. Но мозаика изобилует темными пятнами, появление которых невозможно объяснить с позиций современной физики.

К примеру, Стефан Фини из Лондонского университетского колледжа еще несколько лет назад обратил внимание на четыре странных пятна. Назвал их "синяками" и предположил, что они возникли от ударов других вселенных по нашей.

Получается, что к одной соседней вселенной, найденной Шэнксом, следует добавить еще четыре.

Может быть, вселенных вообще бесконечное число? Ведь существует не просто гипотеза, а целая теория о так называемых мультивселенных, благодаря которым человек может жить вечно: умереть в одной вселенной и воскреснуть в другой - параллельной.

Планету, расположенную в созвездии Кита, греет красный карлик. Фото: NASA

А в это время

Астрономы нахваливают "старшую сестру Земли"

- Это самая волнующая экзопланета, которую я видел за последние десять лет, - заявил Джейсон Диттман, американский астрофизик из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра - руководитель исследования, в ходе которого это небесное тело и было обнаружено. - Мы и не рассчитывали, что найдем столь привлекательный объект, с помощью которого можно было бы попытаться решить одну из главных проблем в науке - найти признаки жизни за пределами Земли.

Речь идет об экзопланете LHS 1140b, которая вращается вокруг красного карлика LHS 1140. И находится в созвездии Кита в 39 световых годах от Земли.

Аборигенам, если они имеются на планете, совсем не тесно - она в 1,4 раза крупнее нашей - ее диаметр 18 тысяч километров. Расположена в так называемой зоне обитаемости - на комфортом расстоянии от свей звезды. На таком, которое допускает существование на планете жидкой воды.

Красный карлик меньше нашего Солнца, греет и светит слабо. Но планете его тепла и света хватает. Потому что она находится довольно близко к своему светилу. Год там длится всего 25 земных дней.

Эту LHS 1140b обнаружили с помощью системы из восьми 40-сантиметровых телескопов, расположенных в Чили. Засекли изменение яркости красного карлика. Далее так называемый Высокоточный искатель планет HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) уточнил: планета там действительно существует.

Спектрограф HARPS тоже установлен в Чили - в Европейской южной обсерватории. Он ищет планеты, определяя аномалии в движении звезд. Если у звезды есть спутники, то, вращаясь вокруг, они влияют на нее - заставляют колебаться. Звезда меняет скорость. И эти колебания точно фиксирует искатель.

В ближайшее время астрономы наведут на LHS 1140 еще и орбитальный телескоп "Хаббл" - уточнят ее параметры. А пока известно, что планета в 6,6 раза тяжелее Земли. И старше - ей более 5 миллиардов лет. Она плотная, каменистая, вроде бы имеет атмосферу, которая могла образоваться в том числе и в результате насыщения водяным паром.

Красные карлики очень активны. Их излучение способно погубить жизнь. Но LHS 1140 - преклонного возраста - спокоен, как полагают ученые. А стало быть, наоборот, способствует местному процветанию. От этого и планета при нем считается перспективной для поисков жизни. Астрономы, не стесняясь, называют ее сестрой Земли. Старшей сестрой.

В Турции завершилось голосование на досрочных выборах
В Турции завершилось голосование на досрочных выборах 50

Действующий глава государства отметил высокую явку.

Совет Европы осудил нападение на ромов во Львове
Совет Европы осудил нападение на ромов во Львове 136 1

В ЕС требуют прозрачного и быстрого расследования.

СМИ: Трамп и Путин могут встретиться 15 июля в Вене
СМИ: Трамп и Путин могут встретиться 15 июля в Вене 176 1

Стороны продолжают согласовывать нюансы возможных переговоров.

В Харькове расстреляли семью: супруги убиты, ребенок ранен
В Харькове расстреляли семью: супруги убиты, ребенок ранен [фото] 2444 3

Сейчас 13-летний подросток находится в больнице, ему оказывают помощь.

Полиция задержала всех участников нападения на ромов во Львове
Полиция задержала всех участников нападения на ромов во Львове [фото] 566 1

Подозреваемым грозит до 15 лет тюрьмы.

Стали известны подробности смертельного нападения на ромов во Львове
Стали известны подробности смертельного нападения на ромов во Львове 1085

Погибшего кололи ножами целой группой, а женщину изрезали, когда она пыталась защитить своего 10-летнего ребенка.

В Украине запустили систему оплаты товаров отпечатком пальца
В Украине запустили систему оплаты товаров отпечатком пальца 637 2

Технология, которая в ближайшей перспективе может заменить привычные пластиковые карточки уже запущена в пилотном режиме Приватбанком, Ощадбанк - на очереди.

В Польше работает миллион украинцев, однако пенсию из них сможет получать лишь каждый третий, - Рева 796 2

Сегодня в Польше работает один миллион украинцев, однако в пенсионной системе из них зарегистрированы только 300 тысяч человек

Что будет с долларом на следующей неделе
Что будет с долларом на следующей неделе 926 1

Эксперты говорят о стабилизации курса вблизи текущих значений.

Женщины Саудовской Аравии начали ездить на машинах
Женщины Саудовской Аравии начали ездить на машинах 250

Закон, позволяющий им получать водительские права, вступил в силу.

Как выпускнику правильно рассчитать средний балл аттестата и не запутаться
Как выпускнику правильно рассчитать средний балл аттестата и не запутаться 912

Министерство образования и науки не перестает пугать абитуриентов в 2018 году, а заодно и их родителей.

Кашель? Примите полкило черешни!
Кашель? Примите полкило черешни! 1269

Королева летних ягод - черешня - плод с историей и "аптечной" пользой.

Телеведущие ушли, но обещали вернуться
Телеведущие ушли, но обещали вернуться [фото] 800

Ради чего летом наши любимые персоны на время пропадают с телеэкранов.

Звезды  Игры престолов  сыграли свадьбу
Звезды "Игры престолов" сыграли свадьбу [фото] 517

Церемония прошла в старинной церкви Рейн в Абердиншире.

4-летняя дочь Аллы Пугачевой отчитала маму:  Ты сама себе делаешь плохо!
4-летняя дочь Аллы Пугачевой отчитала маму: "Ты сама себе делаешь плохо!" [видео] 28321

Лиза недовольна тем, что мама не ходит с ними купаться в полезное соленое море.

Англия разгромила Панаму
Англия разгромила Панаму 113 2

Но панамцы все равно счастливы, они тоже сотворили историю

Фанат сборной Аргентины покончил с собой после поражения на ЧМ-2018
Фанат сборной Аргентины покончил с собой после поражения на ЧМ-2018 351

Болельщик не смог пережить игры любимой команды с Хорватией.

ЧМ-2018. Аргентина отказалась от тренера. Сборную возглавили Месси и Маскерано
ЧМ-2018. Аргентина отказалась от тренера. Сборную возглавили Месси и Маскерано 573

Футболисты решили, что обойдутся без главного тренера и справятся сами.