22 апреля

Выводы ученых: конца света не будет еще 10 миллиардов лет

Фото: Выводы ученых: конца света не будет еще 10 миллиардов лет. Фото: NASA

Человек - создание нежное. Способен исчезнуть с лица земли из-за ядерной войны или от какой-то другой напасти. А что должно произойти, чтобы наша планета стала совсем необитаемой? Чтобы на ней не осталось вообще никого - ни одного живого существа? Ответ на этот фундаментальный вопрос бытия попытались найти американские физики - Рафаэль Батиста и Дэвид Слоан из Оксфордского университета.

Медведь в полтора миллиметра

Прежде чем задуматься о вечном, ученые выявили самое живучее существо на земле. И с безупречной логикой предположили: оно погибнет последним. Далее физики прикинули, какие катаклизмы могли бы создать условия, при которых этот самый рекордсмен по выживаемости все-таки не вынесет нахлынувших тягот. И оказалось: нет таких катаклизмов в сколь-нибудь обозримом будущем!

Самое живучее существо на земле было обнаружено давно - еще в 1773 году. Первым его увидел и описал немецкий пастор, а по совместительству зоолог Иоганн Август Эфраим Геце. Окрестил водяным медведем - за некоторое внешнее сходство. Позднее существо получило название тихоходка, или же, выражаясь научно, Тardigradа. Однако о его невероятных способностях стало известно совсем недавно - в результате научных экспериментов.

Тихоходки - микроскопические беспозвоночные, близкие к членистоногим. Размер взрослых особей - примерно 1,5 миллиметра. Тело, как правило, полупрозрачное, состоит из четырех сегментов. Ног - 8.

Десятая часть всех тихоходок обитает в морской воде. Большинство водятся во мхах, лишайниках, на деревьях, скалах, стенах. Их можно найти в горах на высоте 6000 метров и на морском дне - на глубинах более 4000 метров, в горячих источниках и во льдах. Питаются водорослями, мхами, лишайниками, червячками. Считается, что они появились на земле примерно 530 миллионов лет назад.

Не погибают даже в открытом космосе

Ныне науке известно, что тихоходки не дохнут даже в жидком гелии. Некоторые под­опытные выдерживали жуткий мороз в минус 271 градус по Цельсию. И наоборот, тихоходок кипятили - ничего им не делалось.

Тихоходки переносят дозу облучения в 570 тысяч рентген. Для человека же смертельны 500 рентген.

В 2007 году шведские ученые отправили водяных медведей на орбиту в рамках миссии FOTON-M3 Европейского космического агентства. Выставили их в открытый космос. Через 10 дней вернули на Землю. Выжили почти все.

Получается, что тихоходки легко переживут и ядерную войну, и глобальное потепление любой силы, и жесточайший ледниковый период - хоть с космическим холодом. И даже исчезновение атмосферы не проберет их до смерти.

По мнению Слоана и Батисты, тихоходок все-таки можно уморить. Рано или поздно им придет конец, если в результате какого-нибудь катаклизма вдруг испарится вся вода на земле. А такое, как полагают ученые, может произойти лишь в трех случаях: если рядом взорвется сверхновая, если в нашу планету врежется астероид размером с тот, которому противостояли герои фильма "Пятый элемент", и если Земля попадет под гамма-вспышку.

Слоан и Батиста вычислили: чтобы испарить воду, нужно примерно 10 в 26-й степени джоулей энергии. Вспышки сверхновой дают в среднем 10 в 44-й степени джоулей. Хватит для полного конца света, но только в том случае, если вспышка будет близкой. Ведь энергия подобного катаклизма рассеивается в пространстве. К примеру, если расстояние от взрыва до Земли составит больше чем 5 световых дней, то тихоходок взрыв не уничтожит.

А никаких звезд на таком расстоянии от нас вообще нет. Ближайшие находятся примерно в 4 световых годах. И взрываться не собираются.

Ученые из Оксфорда насчитали 17 астероидов, столкновение с которыми могло бы положить конец водяным медведям. Но вероятность того, что произойдет хотя бы одно из них, составила исчезающе малую величину. Должно пройти 10 в 17-й степени лет, чтобы в нашу планету врезался хотя бы 100-километровый астероид. Времени жизни Вселенной не хватит, чтобы дождаться.

Тихоходки не погибают в кипятке и выдерживают мороз в минус 271 градус по Цельсию. Фото: Eye of Science/SPL

Пока не взорвется Солнце

Источники гамма-всплес­ков - коллапсирующие, быстро вращающиеся массивные звезды. Превращаясь в нейтронные звезды, кварковые или черные дыры, они испускают узкий луч небывалой мощности. При этом за несколько секунд высвобождают столько энергии, сколько наше Солнце выделило бы за 10 миллиардов лет свечения.

Слоан и Батиста подсчитали: абсолютно непереносимым станет гамма-всплеск, который произойдет ближе чем в 42 световых годах от Земли, - и океаны испарит, и тихоходок поубивает. Но потенциальных источников столь губительного излучения в этом радиусе нет.

Итог рассуждений американских ученых, опубликованных в издании Scientific Reports: конца света не будет - по крайней мере скорого. Тихоходки вполне смогут дожить до того времени, когда Солнце раздуется, превратившись в красного гиганта. По разным подсчетам, произойдет такое не раньше чем через миллиард лет, а то и 5 миллиардов лет придется подождать.

Однако есть вероятность, что и подобный катаклизм не положит конец водяным медведям. Раздувающееся Солнце, конечно же, поглотит Меркурий и Венеру, спалит Землю. Но не исключено, что она сохранится, отойдя на более далекую орбиту. И сохранит хоть какую-то воду с тихоходками. Во Вселенной вроде бы имеются примеры столь удивительного спасения планет, чье светило превратилось в красного гиганта. А оно - спасение - дает тихоходкам еще примерно 5 миллиардов лет существования. До того времени, когда красный гигант и сам взорвется, разметав по Вселенной все, что рядом с ним находилось. Превратится в белого карлика. Вот тогда от водяных медведей точно следа не останется.

Так выглядит гамма-всплеск, который мог бы уничтожить на земле все живое. Но звезд, способных на такое, в достаточной близости от нашей планеты нет. Фото: NASA

В тему

Ищите и обрящете

Исследования ученых из Оксфордского университета должны воодушевить тех, кто ищет внеземную жизнь. Ведь они свидетельствуют: даже самые, казалось бы, неблагоприятные условия на какой-нибудь планете не означают, что жизни там нет. Может быть, есть - в виде спящих водяных медведей. Известно, что в неблагоприятной среде эти существа впадают в особый вид анабиоза - в так называемый ангидробиоз. Они сами себя высушивают, втягивая внутрь конечности и покрываясь восковой оболочкой, которая препятствует испарению.

В научной литературе описан случай, когда исследователи размочили в воде мох, иссушенный 120 лет назад. И через некоторое время из него выползли ожившие тихоходки.

Кто знает, может быть, стоит размочить марсианский грунт и подождать, пока из него кто-нибудь выползет?