26 апреля

Ученые обнаружили бактерию, способную жить на других планетах

Глубоко под землей ученые обнаружили бактерию, которая получает энергию от радиоактивного распада и не зависит ни от энергии Солнца, ни от других живых организмов, что показывает возможность существования подобных форм жизни на других планетах, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science, пишет РИА "Новости"

Необычную бактерию обнаружили в Южной Африке, в шахте, где добывали золото, на глубине 2,8 километра. Стены шахты покрыты трещинами, из которых сочится вода температурой 60 градусов. Здесь живет единственный в этом подземном мире живой организм - бактерия, получившая название Candidatus Desulforudis audaxviator ("смелый путешественник к центру Земли").

Впервые микроорганизмы в этой шахте обнаружили в 2006 году. Чтобы выяснить, какие именно виды там обитают, ученые собрали воду и провели анализ всей содержащейся в ней ДНК. Неожиданно оказалось, что вся ДНК принадлежит только одному виду бактерий.

По словам ученых, эти бактерии - единственные обитатели данной экосистемы, которые могут существовать независимо от остальной жизни на Земле.

"Это первая известная нам в природе экосистема, которая состоит из одного вида. Это необычно с философской точки зрения - все, что необходимо для существования жизни, находится в одном организме", - утверждает ведущий автор исследования доктор Дилан Чивиан (Dylan Chivian) из Национальной лаборатории Лоренса, слова которого приведены на сайте журнала Nature.

Ученые расшифровали весь генетический материал "смелого путешественника" и обнаружили у него 2157 генов, в том числе гены, позволяющие получать энергию от распада радиоактивного урана. Также бактерия может включать в состав органических веществ углерод и азот, содержащийся в окружающей породе.

Сама бактерия имеет форму палочки, у нее есть жгутик для движения, и она может синтезировать плотную оболочку, предохраняющую от вредных воздействий.

По словам исследователей, способность этой бактерии существовать в полном одиночестве, независимо от остальной жизни на Земле, указывает на вероятные формы жизни на других планетах.

Вполне возможно, что похожие микроорганизмы могут жить под поверхностью Марса или спутника Сатурна Энцелада, и для этого не нужно ни солнечной энергии, ни присутствия сложных экологических систем, как на поверхности Земли.