Святыня способна изменить человека. Понятно, что речь идет не о механическом изменении без участия сердца человека, а об изменении, которое является следствием определенных усилий с нашей стороны, и благодати Святого Духа - со стороны нашего Творца. Но факт остается фактом - прикосновение к святости не остается бесследным для души.
Примеров тому множество. Один из выдающихся богословов современности митрополит Антоний Сурожский как-то сказал, что святым может стать только тот, кто увидит сияние святости в другом. Святость - это не слова, не учение, даже не какое-то особое состояние. Это - наполненность Духом Божиим, общение с Ним, пребывание в непрестанном потоке Его Божественной благодати. Тот, кто сам свят, может влиять на других. Именно поэтому Господь в книге Левит говорит, обращаясь к каждому из нас: "Будьте святы, как и Я Свят". То есть Его слова - это не пожелание, а повеление.
Многие скажут, как мы можем быть святыми, если живем в таком грешном и преисполненном зла мире, ведь, по словам апостола Иоанна Богослова, "весь мир во зле лежит". Да, здесь мы сталкиваемся с определенной проблемой: с одной стороны - призыв к святости, а с другой - озлобленность всего, что нас окружает. Наверное, по этой причине Господь отделил некоторые материальные предметы, сделал их особенными и назвал святыми. Таким образом, можно понять, что мир, хотя и лежит во зле, сам по себе злом не является. Его злым может сделать только человек, то есть его грех. Но раз через человека мир оскверняется, то через него же может и освятиться. А значит, и святыня подается через человека! Понятно, что источник любой святыни, как и всякого блага, - Господь (так же, как источник скверны и зла - сатана). И Господь дает нам возможность участвовать в Таинствах Церкви, дает особые дары духовенству, присутствует через святость в нашей жизни.
Мы можем и должны меняться. Для этого у нас есть все необходимое - нравственный закон, благодатные Таинства, множество примеров. И очень печально видеть человека, который, имея все это, нисколько не меняется, а остается злым, завистливым, жадным. Соприкосновение такого человека со святыней не только не делает его лучше, но способно вообще убить (вспомним ветхозаветную историю о том, как непосвященные коснулись ковчега Завета и были убиты). И убить если не в физическом смысле этого слова, то в духовном точно.
Так что, хотим мы этого или нет, но святыня все равно меняет нас. Но лучше или хуже мы становимся от этого, зависит от того, какое у нас сердце. Может, потому и просит псалмопевец Давид у Бога: "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Ведь только "чистые сердцем", как сказал Господь, "увидят Бога".