Африка поразила 38-летнего пастора Михаила Резника еще десять лет назад, когда он впервые появился на жарком континенте - приехал в гости к знакомому кенийцу, который раньше учился в Тернополе. Приветливые люди и умопомрачительные виды природы резко контрастировали с тотальной бедностью, антисанитарией, отсутствием обычной чистой воды. Не было ничего, что уже давно стало привычной частью быта для жителей других стран. Дети в лохмотьях, больные и грязные, играющие мусором на помойках, врезались в память Михаила. Помочь им было некому, здесь такая уличная жизнь ребятни - обычное дело. И постепенно решение стать отцом для кенийских сирот вытеснило все остальное.
Сейчас проект "Трансформация Африки" набирает обороты: фермерское хозяйство, детский дом, подготовка миссионеров, отснятый фильм и множество планов впереди.
Родился и вырос Михаил в Тернополе. Несколько лет назад его родители, а затем и он сам переехали в Сакраменто, США. Там поначалу Михаил брался за многое - был ведущим свободного украинского радио, менеджером в салоне красоты…Параллельно с этим занимался благотворительностью. Когда начался Майдан, собирал помощь для украинской армии. Постепенно размышления о том, где он может принести больше пользы, вернули его в Африку.
|
Впрочем, с переменой места жительства "меньше" украинцем Михаил не стал, как и его семья. Вышиванки, сине-желтая символика, трезубцы на футболках - обычная одежда тернопольчанина и в Кении. Ну а как в Африке украинцу без сала? К нему же пристрастились и африканские детишки.
Живут обычной жизнью, с оглядкой на климат, конечно. Все вместе отмечают украинские праздники, на Рождество даже кутья была на столе, хвастается Михаил.
С послом Украины в Кении у Михаила наладились дружеские отношения, а в ноябре 2015 года устраивали фотовыставку, посвященную Голодомору. Тема отсутствия еды, понятно, была близка и кенийцам.
Сейчас в кенийском детском приюте четыре постоянно проживающих украинца и все время меняются волонтеры. Все стало возможным всего полтора года назад. Поиски денег, помещения, добровольцев. Тут расположено два детских дома, и сейчас строятся еще корпуса, подсобное фермерское хозяйство и реабилитационный центр.
Но самым трудным оказались не материальные проблемы. Самое сложное - выбрать детей. Отсеять одних, живущих на грани голода и постоянной угрозы насилия, от других. Ведь средств на содержание многих не хватит. Приезжали в бедное село, и иногда весь день сидели и слушали ужасные, жестокие истории жизни. А выбрать хотелось тех, кому не повезло больше других. Сейчас в детдомах живут 36 детей. К осени в планах - помогать более сотни детей.
Существуют детдома не только на деньги благотворителей, часть еды уже могут обеспечивать сами - ферма работает исправно! В ней сейчас полторы тысячи кур, перепелки, кролики и, конечно, свиньи.
|
- Мы помогаем не только сиротам, но и детям улицы, девушкам, пережившим насилие, и обществу в целом, - рассказывает Михаил. - Говоря про девушек, переживших насилие, мы имеем в виду абсолютное большинство женщин в Кении. И девушки-подростки в особой группе риска.
Почему так? Дело в самом устройстве общества - поощряется такое насилие. Например, есть у человека какая-то цель в жизни. Он идет к шаману, и тот предписывает ему определенные шаги, которые надо осуществить, чтобы ее достигнуть. И одним из этих шагов почти всегда будет переспать с девственницей. Учитывая местные реалии, мы говорим о девочках максимум 15 лет. И кто у них спрашивает?
О медицинской помощи здесь речь также не идет - ее просто нет. Но людям хочется верить, что, даже подцепив очень опасную болезнь, они выздоровеют. Итог - половина взрослого населения больна СПИДом. Они идут к шаману - и тот шепчет им: переспи с девственницей, и это тебя вылечит! И люди в это верят! Да, такие средневековые верования до сих пор распространены, и с ними тоже необходимо бороться.
|
Например, есть в детдоме девушка Дженифер. Попала она туда в октябре прошлого года, и ей было 12 лет. Это уже исключение, обычно берут детей до 11, чтобы можно было их еще воспитать. А сейчас она уже совсем взрослая - ей 13. Как она попала? Мать продавала ее мужчинам за смешные деньги (на наши - от 5 до 13 гривен), говоря: "Не пойдешь - выгоню из дому". И она шла, ведь в том бедном селе особого выбора у нее не было.
После таких историй понятна реакция Михаила на вопрос об украинских сиротах.
- Что вы посоветуете нам - как решать проблему с сиротами и насилием в Украине?
- Я не думаю, что тут есть проблема, - уверенно говорит миссионер. - Украина отлично справляется с этими вопросами, так бы и дальше.
Да, все познается в сравнении!
|