Анализ ДНК почти сотни египетских мумий шокировал ученых

Фото: Ученые извлекали наследственный материал мумий в основном из их костей. Владелец челюсти неизвестен. Фото: REUTERS

Немецкие ученые из Института Макса Планка и Университета Тюбингена частично восстановили геном 90 египетских мумий возрастом от 3500 до 1500 лет. И пришли к выводу: древние египтяне не были африканцами. Одни были турками, другие - выходцами из Южной Европы и из мест, где сейчас находятся Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Грузия и Абхазия.

Лица кавказской национальности

Чуть раньше похожие исследования провели биологи из генеалогического центра iGENEA в Цюрихе. Они анализировали генетический материал, извлеченный всего из одной мумии. Но зато какой! Самого фараона Тутанхамона. Его ДНК добыли из костной ткани - из левого плеча и левой ноги.

Швейцарцы сравнивали геном фараона и современных европейцев. И обнаружили: многие из них - родственники Тутанхамона. В среднем половина европейских мужчин в какой-то мере "тутанхамоны". А в некоторых странах доля "родственников" доходит до 60 - 70 процентов - как, например, в Великобритании, Испании и Франции.

ДНК сравнивали по так называемым гаплогруппам - наборам фрагментов ДНК, которые передаются из поколения в поколение почти в неизменном виде. "Европейских фараонов" выдала общая гаплогруппа под названием R1b1a2.

Ученые отмечают: тутанхамонская R1b1a2, столь распространенная среди европейских мужчин, весьма редко встречается у современных египтян. Доля ее носителей у них не превышает одного процента!

- Ну надо же, Тутанхамон - генетический европеец! - удивляется Роман Шольц, директор центра iGENEA.

Генетические исследования швейцарцев и немцев еще раз подтвердили: современные египтяне в общей своей массе не имеют с древними фараонами почти ничего общего.

- Полагаю, что общий предок египетских царей и европейцев жил на Кавказе примерно 9500 лет назад, - сообщил Шольц. - Около 7 тысяч лет назад его прямые потомки расселились по Европе. A кто-то добрался до Египта и выбился в фараоны.

На снимке - Тутанхамон. Фото: youtube.com

Атеросклерозом болели, раком - нет

В свое время кардиологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего поместили в томограф мумию фараона Меренптаха, правившего 3200 лет назад. И обнаружили, что он скончался от инсульта, спровоцированного атеросклерозом. Что для столь древнего представителя человечества выглядело странно. Ведь атеросклероз принято считать исключительно современной болезнью.

Согласно популярным среди медиков предположениям в недуге виноваты блага цивилизации - особенно алкоголь и табак. Но фараон не пил и не курил.

Ученые просканировали еще 22 мумии. Характерные признаки атеросклероза нашли у 9 из них. Как у мужских, так и у женских. Иными словами, тысячи лет назад "современный недуг" поразил

почти половину обследованных. Это много. Откуда же он взялся? Загадка...

А Майкл Циммерман, профессор Университета Манчестера, обследовал более сотни мумий Древнего Египта возрастом около 3 тысяч лет. И не нашел у них явных признаков раковых опухолей.

И в литературных источниках, включая древнейшие письменные свидетельства, нет намеков на заболевание, которое спустя тысячелетия стало чуть ли не самым массовым на земле.

- В мумифицированном виде ткани злокачественных опухолей сохранились бы лучше здоровых, - рассказывал Циммерман. - Мумию с раком мы бы не пропустили. Тем более что в Древнем Египте хирургия была слабо развита. Никто бы не рискнул вырезать опухоль.

Не найдя "ископаемых" следов злокачественных новообразований, британские ученые сделали вывод: раком в древности не болели. Почему? Еще одна загадка.

Имеется, правда, гипотеза - своего рода отгадка: мол, не нашли опухолей у мумий лишь потому, что в те далекие времена люди редко жили дольше 50 лет. И рак у них не успевал развиться. А протяни большинство еще лет 10 или 20 - обязательно бы нажили себе какую-нибудь опухоль. Ведь почти 90 процентов заболеваний приходится на тех, кому за 50. И если сейчас вдруг бы нашлась тысяча современных мумий, которым при жизни не исполнилось 50 лет, то вряд ли удалось бы обнаружить у них много опухолей.

Территории, откуда местные жители в стародавние времена направились в сторону нынешнего Египта, теперь заняты разными странами и народами.

Прогноз

Придет время, и они оживут?

Йоханнес Краузе, палеогенетик из Университета Тюбингена, один из авторов ДНК-анализа мумий, сообщил в журнале Nature Communications, что геном трех из 151, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить не частично, а полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит - пусть в отдаленной перспективе - восстановление и его владельца. Путем клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали когда-нибудь восстать из мертвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся.