Анализ ДНК почти сотни египетских мумий шокировал ученых

Комментарии: 3
Ученые извлекали наследственный материал мумий в основном из их костей. Владелец челюсти неизвестен. Фото: REUTERS

Немецкие ученые из Института Макса Планка и Университета Тюбингена частично восстановили геном 90 египетских мумий возрастом от 3500 до 1500 лет. И пришли к выводу: древние египтяне не были африканцами. Одни были турками, другие - выходцами из Южной Европы и из мест, где сейчас находятся Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Грузия и Абхазия.

Лица кавказской национальности

Чуть раньше похожие исследования провели биологи из генеалогического центра iGENEA в Цюрихе. Они анализировали генетический материал, извлеченный всего из одной мумии. Но зато какой! Самого фараона Тутанхамона. Его ДНК добыли из костной ткани - из левого плеча и левой ноги.

Швейцарцы сравнивали геном фараона и современных европейцев. И обнаружили: многие из них - родственники Тутанхамона. В среднем половина европейских мужчин в какой-то мере "тутанхамоны". А в некоторых странах доля "родственников" доходит до 60 - 70 процентов - как, например, в Великобритании, Испании и Франции.

ДНК сравнивали по так называемым гаплогруппам - наборам фрагментов ДНК, которые передаются из поколения в поколение почти в неизменном виде. "Европейских фараонов" выдала общая гаплогруппа под названием R1b1a2.

Ученые отмечают: тутанхамонская R1b1a2, столь распространенная среди европейских мужчин, весьма редко встречается у современных египтян. Доля ее носителей у них не превышает одного процента!

- Ну надо же, Тутанхамон - генетический европеец! - удивляется Роман Шольц, директор центра iGENEA.

Генетические исследования швейцарцев и немцев еще раз подтвердили: современные египтяне в общей своей массе не имеют с древними фараонами почти ничего общего.

- Полагаю, что общий предок египетских царей и европейцев жил на Кавказе примерно 9500 лет назад, - сообщил Шольц. - Около 7 тысяч лет назад его прямые потомки расселились по Европе. A кто-то добрался до Египта и выбился в фараоны.

На снимке - Тутанхамон. Фото: youtube.com

Атеросклерозом болели, раком - нет

В свое время кардиологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего поместили в томограф мумию фараона Меренптаха, правившего 3200 лет назад. И обнаружили, что он скончался от инсульта, спровоцированного атеросклерозом. Что для столь древнего представителя человечества выглядело странно. Ведь атеросклероз принято считать исключительно современной болезнью.

Согласно популярным среди медиков предположениям в недуге виноваты блага цивилизации - особенно алкоголь и табак. Но фараон не пил и не курил.

Ученые просканировали еще 22 мумии. Характерные признаки атеросклероза нашли у 9 из них. Как у мужских, так и у женских. Иными словами, тысячи лет назад "современный недуг" поразил

почти половину обследованных. Это много. Откуда же он взялся? Загадка...

А Майкл Циммерман, профессор Университета Манчестера, обследовал более сотни мумий Древнего Египта возрастом около 3 тысяч лет. И не нашел у них явных признаков раковых опухолей.

И в литературных источниках, включая древнейшие письменные свидетельства, нет намеков на заболевание, которое спустя тысячелетия стало чуть ли не самым массовым на земле.

- В мумифицированном виде ткани злокачественных опухолей сохранились бы лучше здоровых, - рассказывал Циммерман. - Мумию с раком мы бы не пропустили. Тем более что в Древнем Египте хирургия была слабо развита. Никто бы не рискнул вырезать опухоль.

Не найдя "ископаемых" следов злокачественных новообразований, британские ученые сделали вывод: раком в древности не болели. Почему? Еще одна загадка.

Имеется, правда, гипотеза - своего рода отгадка: мол, не нашли опухолей у мумий лишь потому, что в те далекие времена люди редко жили дольше 50 лет. И рак у них не успевал развиться. А протяни большинство еще лет 10 или 20 - обязательно бы нажили себе какую-нибудь опухоль. Ведь почти 90 процентов заболеваний приходится на тех, кому за 50. И если сейчас вдруг бы нашлась тысяча современных мумий, которым при жизни не исполнилось 50 лет, то вряд ли удалось бы обнаружить у них много опухолей.

Территории, откуда местные жители в стародавние времена направились в сторону нынешнего Египта, теперь заняты разными странами и народами.

Прогноз

Придет время, и они оживут?

Йоханнес Краузе, палеогенетик из Университета Тюбингена, один из авторов ДНК-анализа мумий, сообщил в журнале Nature Communications, что геном трех из 151, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить не частично, а полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит - пусть в отдаленной перспективе - восстановление и его владельца. Путем клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали когда-нибудь восстать из мертвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся.

Трамп ввел санкции против Турции: в списке министры и высокопоставленные чиновники 66 1

Таким образом США планирует оказать давление на Турцию, вынудив ее прекратить военные действия в Сирии.

Украина-Португалия: Богдан пришел с возлюбленной, а Сенцов с другими освобожденными [фото, обновлено] 1638

14 октября сборные играют на стадионе "Олимпийский" в Киеве.

Журналисты нашли свадебные фотографии  Руслана Боширова
Журналисты нашли свадебные фотографии "Руслана Боширова" [фото] 1194 1

За полгода до отравления Скрипалей мужчина стал гостем торжества дочери предполагаемого начальника секретного подразделения ГРУ.

В Японии жертвами тайфуна  Хагибис  стали уже 66 человек
В Японии жертвами тайфуна "Хагибис" стали уже 66 человек 17

Страна продолжает подсчитывать убытки и искать без вести пропавших.

В Запорожье подростки  жестоко избили двух школьниц: все подробности
В Запорожье подростки жестоко избили двух школьниц: все подробности [видео] 215

В "стрелке" на Космосе принимали участие около 50 человек.

На Львовщине пылала шахта  Степная
На Львовщине пылала шахта "Степная" 68

На поверхность выведены 13 горняков, обошлось без жертв.

Не платить налоги до 27 лет, чтобы не уезжали
Не платить налоги до 27 лет, чтобы не уезжали 674 5

Депутаты взяли за основу польский опыт борьбы с проблемой миграции рабочей силы.

Главные риски открытия рынка земли
Главные риски открытия рынка земли 198

"КП" в Украине" проанализировала основные опасности свободной продажи земли сельхозназначения.

Из-за импорта электроэнергии из РФ Украина потеряет международную поддержку, - Плачков 400 2

Восстановление импорта электроэнергии из России грозит Украине потерей международной поддержки и финансовой помощи.

Водителей предупредили о плохой видимости
Водителей предупредили о плохой видимости 60

При этом на юге и востоке Украины ожидается повышенная пожарная опасность.

Ольга Токарчук: Узнала о присуждении Нобелевки  где-то на автомагистрали
Ольга Токарчук: Узнала о присуждении Нобелевки "где-то на автомагистрали" 533 1

Польская писательница с украинскими корнями прокомментировала высокую награду.

Google посвятил дудл ученому, который из-за эксперимента ослеп
Google посвятил дудл ученому, который из-за эксперимента ослеп 346 2

Но перед этим он успел создать стробоскоп. Современные варианты устройства используют на дискотеках и концертах.

Анна Курникова сменила фамилию

Теннисистка изменила свои данные в соцсетях.

Британская певица Charli XCX выложила клип, снятый в Киеве
Британская певица Charli XCX выложила клип, снятый в Киеве [видео] 50

Съемки ролика White Mercedes проходили на Троещине.

Экс-жена актера Джереми Реннера рассказала о причинах развода
Экс-жена актера Джереми Реннера рассказала о причинах развода 196

По словам Сонни Пачеко, звезда "Мстителей" принимал наркотики и угрожал ей пистолетом.

Рэпер Баста стал владельцем российского футбольного клуба
Рэпер Баста стал владельцем российского футбольного клуба 24

Рэпер стал владельцем "СКА" Ростов-на-Дону.

Роналду забил 700 мячей: единственный из ныне живущих футболистов
Роналду забил 700 мячей: единственный из ныне живущих футболистов 123

Юбилейный мяч португальского бомбардировщика видели жители и гости Киева.

Зеленский поздравил украинских футболистов с победой
Зеленский поздравил украинских футболистов с победой 198

Португальцев не спасло даже присутствие на поле Криштиану Роналду.