Анализ ДНК почти сотни египетских мумий шокировал ученых

Комментарии: 3
Ученые извлекали наследственный материал мумий в основном из их костей. Владелец челюсти неизвестен. Фото: REUTERS

Немецкие ученые из Института Макса Планка и Университета Тюбингена частично восстановили геном 90 египетских мумий возрастом от 3500 до 1500 лет. И пришли к выводу: древние египтяне не были африканцами. Одни были турками, другие - выходцами из Южной Европы и из мест, где сейчас находятся Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Грузия и Абхазия.

Лица кавказской национальности

Чуть раньше похожие исследования провели биологи из генеалогического центра iGENEA в Цюрихе. Они анализировали генетический материал, извлеченный всего из одной мумии. Но зато какой! Самого фараона Тутанхамона. Его ДНК добыли из костной ткани - из левого плеча и левой ноги.

Швейцарцы сравнивали геном фараона и современных европейцев. И обнаружили: многие из них - родственники Тутанхамона. В среднем половина европейских мужчин в какой-то мере "тутанхамоны". А в некоторых странах доля "родственников" доходит до 60 - 70 процентов - как, например, в Великобритании, Испании и Франции.

ДНК сравнивали по так называемым гаплогруппам - наборам фрагментов ДНК, которые передаются из поколения в поколение почти в неизменном виде. "Европейских фараонов" выдала общая гаплогруппа под названием R1b1a2.

Ученые отмечают: тутанхамонская R1b1a2, столь распространенная среди европейских мужчин, весьма редко встречается у современных египтян. Доля ее носителей у них не превышает одного процента!

- Ну надо же, Тутанхамон - генетический европеец! - удивляется Роман Шольц, директор центра iGENEA.

Генетические исследования швейцарцев и немцев еще раз подтвердили: современные египтяне в общей своей массе не имеют с древними фараонами почти ничего общего.

- Полагаю, что общий предок египетских царей и европейцев жил на Кавказе примерно 9500 лет назад, - сообщил Шольц. - Около 7 тысяч лет назад его прямые потомки расселились по Европе. A кто-то добрался до Египта и выбился в фараоны.

На снимке - Тутанхамон. Фото: youtube.com

Атеросклерозом болели, раком - нет

В свое время кардиологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего поместили в томограф мумию фараона Меренптаха, правившего 3200 лет назад. И обнаружили, что он скончался от инсульта, спровоцированного атеросклерозом. Что для столь древнего представителя человечества выглядело странно. Ведь атеросклероз принято считать исключительно современной болезнью.

Согласно популярным среди медиков предположениям в недуге виноваты блага цивилизации - особенно алкоголь и табак. Но фараон не пил и не курил.

Ученые просканировали еще 22 мумии. Характерные признаки атеросклероза нашли у 9 из них. Как у мужских, так и у женских. Иными словами, тысячи лет назад "современный недуг" поразил

почти половину обследованных. Это много. Откуда же он взялся? Загадка...

А Майкл Циммерман, профессор Университета Манчестера, обследовал более сотни мумий Древнего Египта возрастом около 3 тысяч лет. И не нашел у них явных признаков раковых опухолей.

И в литературных источниках, включая древнейшие письменные свидетельства, нет намеков на заболевание, которое спустя тысячелетия стало чуть ли не самым массовым на земле.

- В мумифицированном виде ткани злокачественных опухолей сохранились бы лучше здоровых, - рассказывал Циммерман. - Мумию с раком мы бы не пропустили. Тем более что в Древнем Египте хирургия была слабо развита. Никто бы не рискнул вырезать опухоль.

Не найдя "ископаемых" следов злокачественных новообразований, британские ученые сделали вывод: раком в древности не болели. Почему? Еще одна загадка.

Имеется, правда, гипотеза - своего рода отгадка: мол, не нашли опухолей у мумий лишь потому, что в те далекие времена люди редко жили дольше 50 лет. И рак у них не успевал развиться. А протяни большинство еще лет 10 или 20 - обязательно бы нажили себе какую-нибудь опухоль. Ведь почти 90 процентов заболеваний приходится на тех, кому за 50. И если сейчас вдруг бы нашлась тысяча современных мумий, которым при жизни не исполнилось 50 лет, то вряд ли удалось бы обнаружить у них много опухолей.

Территории, откуда местные жители в стародавние времена направились в сторону нынешнего Египта, теперь заняты разными странами и народами.

Прогноз

Придет время, и они оживут?

Йоханнес Краузе, палеогенетик из Университета Тюбингена, один из авторов ДНК-анализа мумий, сообщил в журнале Nature Communications, что геном трех из 151, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить не частично, а полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит - пусть в отдаленной перспективе - восстановление и его владельца. Путем клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали когда-нибудь восстать из мертвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся.

Владимир Гройсман может спутать все карты президентской кампании
Владимир Гройсман может спутать все карты президентской кампании 2

"КП" в Украине" выясняла, пойдет ли премьер-министр на выборы.

В Одессу прибыли военные корабли НАТО
В Одессу прибыли военные корабли НАТО 111

Суда примут участие в программе "Партнерство ради мира".

Роды внучки Луценко обошлись в 55 тысяч гривен
Роды внучки Луценко обошлись в 55 тысяч гривен 905

Невестка генпрокурора Анастасия рожала в новом частном роддоме столицы.

ДТП в Житомирской области: владельца маршрутки отпустили под домашний арест
ДТП в Житомирской области: владельца маршрутки отпустили под домашний арест 183

Он отрицает, что у транспортного средства были неисправные тормоза.

Фура врезалась на развороте : заммэра Днепра Яника Мерило попала в аварию
"Фура врезалась на развороте": заммэра Днепра Яника Мерило попала в аварию 436

В результате аварии никто не пострадал, хотя у машины, в которой была Мерило, "багажника больше нет".

Под Одессой стадо зеленых мартышек неделю терроризирует поселок
Под Одессой стадо зеленых мартышек неделю терроризирует поселок 722 2

Не меньше 9 животных лакомятся яблоками и персиками на дачных участках одесситов.

За начало июля сотрудникам Рады и депутатам выплатили 16 миллионов отпускных
За начало июля сотрудникам Рады и депутатам выплатили 16 миллионов отпускных 63

Из этой суммы 15 миллионов выплатили наличными.

Подорожание доллара: начало девальвации или гривна еще вернет свое?
Подорожание доллара: начало девальвации или гривна еще вернет свое? 571

На прошлой неделе "зеленый" прибавил 20 копеек.

Десять стран, гражданство которых можно купить легальным способом
Десять стран, гражданство которых можно купить легальным способом 2078

Цена паспортов стартует от 100 тысяч долларов, "потолок" – 23 миллиона.

В аэропорту Барселоны застряли украинские туристы
В аэропорту Барселоны застряли украинские туристы 13

Туроператор пообещал, что отдыхающие вернутся в Киев в 22:40.

СМИ: в Украине не осталось детской вакцины от коклюша и дифтерии
СМИ: в Украине не осталось детской вакцины от коклюша и дифтерии 15

Минздрав утверждает, что запасы вакцины АКДС есть в полном объеме, но журналисты УНН уверяют, что не нашли ее даже в частных клиниках.

Рыба в рационе снижает риск ранней смерти
Рыба в рационе снижает риск ранней смерти 53

Но только если она не жареная.

Садальский обвинил Пугачеву во лжи
Садальский обвинил Пугачеву во лжи 1066

Актер считает, что Примадонна рассказывает своим поклонникам выдуманные истории.

СМИ: Сергей Шнуров встречается с лучшей подругой Матильды
СМИ: Сергей Шнуров встречается с лучшей подругой Матильды 820

Избранницей 45-летнего певца стала кулинарный блогер Ника Белоцерковская.

Как стать телеведущим: 5 советов от Александра Скичко
Как стать телеведущим: 5 советов от Александра Скичко 157

Мастер перевоплощений, актер, ведущий программы "Зірковий шлях" на канале "Украина" - о том, как вести выпуск в женском обличии и почему важна стрессоустойчивость.

Стал известен соперник киевского  Динамо  в квалификации Лиги чемпионов
Стал известен соперник киевского "Динамо" в квалификации Лиги чемпионов 358

Киевляне поспорят за плей-офф главного клубного турнира Европы со "Славией" из Праги

Нападающий сборной России Дзюба  хотел вбить в землю  Виду за  Слава Украине
Нападающий сборной России Дзюба "хотел вбить в землю" Виду за "Слава Украине" 817 5

Чем была мотивирована такая злость россиянин не пояснил.

Факт. Существующие методики не способствуют быстрому прогрессу. Но альтернатива есть 162

В конце июня, когда на полях Мундиаля ежедневно проходили 2-3 игры, к нам в редакцию пришло письмо.