В Минобразовании подвели первые итоги тестирования и рассказали, как планируют составлять рейтинг образовательных заведений.
16 июня выпускники сдали последние тесты ВНО и могут немного передохнуть перед поступлением в ВУЗы. Зато возникнут вопросы у родителей будущих первоклассников – как выбирать школу, если в МОН отменят рейтинги образовательных учреждений по уровню написания ВНО?
Как выяснилось, хорошо написанные учениками тесты внешнего независимого оценивания на рейтинг школы могут не влиять. Об этом рассказала министр образования Украины Лилия Гриневич. По версии министра, для составления объективного рейтинга школ нужно разработать механизм учета так называемой "добавленной образовательной стоимости".
- Я абсолютная противница составления рейтинга школ по результатам ВНО, так как это оценивание создано для проверки знаний ученика, но не отражает прогресс школьника в учебном заведении. Во многих цивилизованных странах для определения рейтинга школ используется специфический показатель "добавленная образовательная стоимость" - он учитывает начальный уровень учеников, которые учатся в школах, их социальное состояние и прогресс, которого удалось добиться ученику в школе, - сказала Лилия Гриневич во время встречи с педагогами в Одесской области.
Министр уверена, что часто за высокими результатами ВНО стоит не столько школа, сколько возможность родителей создать условия для развития ребенка. И без расчета "добавленной образовательной стоимости" практически не реально сказать, что именно стоит за успешностью школьника – репетиторы, родители, которые со школьником учат уроки или талантливый педагогический коллектив.
- Для объективности составления рейтинга, школы, которые собирают "сливки общества" - детей с лучшими возможностями, а потом приписывают их успехи себе в заслуги, должны быть уравновешены этим показателем, - уверена Гриневич.
Отреагировали на заявление министра и эксперты в области образования.
"Наконец. Свершилось. Министр сказала то, что я не устаю повторять уже четыре года. Рейтинг заведений образования по результатам ВНО строить нельзя", - написал на своей странице в Facebook экс-глава Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. Он уверен, что в Украине нет современной системы оценивания работы заведений образования и нет эффективной системы образовательных индикаторов, на основании которых могло бы проходить оценивание. И ее еще нужно разрабатывать.
Научный руководитель реформы образования в Киевской области Владимир Спиваковский рассказал "КП" в Украине", что рейтинг оценивания школ давно разработан, правда, для частных школ. Но, по мнению Владимира Спиваковского, вполне может подойти и для школ государственных.
- Такой рейтинг нами давно разработан. В нашем рейтинге 32 параметра со шкалированием, он широко апробирован. Мы даже его запатентовали, и многие страны его у нас приобретают для рейтингования своих школ, - рассказал Владимир Спиваковский.
В этот рейтинг вошли такие показатели как материально-техническая база здания, учебная программа, моральный климат - либеральный или с жесткой дисциплиной, степень социальной однородности учеников, привлекательность школы, атмосфера - чистота, запахи и т.д., конечные результаты - только хороший аттестат или навыки для будущей жизни и карьеры, стоимость обучения и т.д.
Дело за малым: либо МОН разработает свои собственные рейтинги для вычисления "добавленной образовательной стоимости", либо воспользуется уже готовыми. Решение министр науки и образования собирается принять в ближайшее время.
Разработка новых школьных рейтингов – не единственное нововведение Министерства образования. В МОН решили: нельзя детей наказывать оценками, как это практикуется в школах сейчас. Лилия Гриневич, рассказала, что министерство планирует изменить идеологию оценивания.
- Сегодня Украина имеет большие проблемы именно с идеологией оценивания – оно наказательное. В новой украинской школе будет создана стимулирующая система, где достижения будут подчеркиваться на уровне с оценками. При этом мы не будем снимать оценивание в начальной школе полностью, - рассказала министр.
По словам Гриневич, в 1-х и 2-х классах оценки ставить не будут, но в 3-4-х классах дети должны будут привыкать к балльной системе и оценки уже начнут получать. Кроме того, учителя, которые возьмут первые классы, также пройдут комплексное обучение, как работать в новой школьной системе.
Как рассказали "КП" в Украине" в Украинском центре оценивания качества образования, с пороговым балом "сдал/не сдал" по тестам ВНО определились по истории Украины, биологии, украинскому языку и литературе, математике, английскому, немецкому, французскому, испанскому и русскому языкам.
Пороговый балл по украинскому языку и литературе соответствует 24 тестовым баллам, по математике - 11 тестовым баллам, по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам - 14. По истории Украины – 27 баллов, биологии – 23 тестовых балла и русскому языку – 26 тестовых баллов.
Интересно, что ВНО по русскому языку побило рекорды по неявке участников. Как рассказали "КП в Украине" в Украинском центре оценивания качества образования, прогуляли тест 725 абитуриентов из 3381 зарегистрированных.
- Это достаточно высокий процент. В пяти областях около ста учеников не пришли сдавать тест - в Киевской, Донецкой, Днепропетровской, Одесской и Харьковской областях, - рассказала начальник отдела информации и коммуникации с общественностью Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Лескова.
Что касается других нарушений, то в этом году их особо и не было: кроме того, что выпускники с завидной регулярностью прогуливали свои тесты, проверяющие пару раз отобрали мобильные телефоны.
Все участники ВНО, которые преодолели порог "сдал /не сдал", получили рейтинговую оценку по шкале от 100 до 200 баллов, и результат можно будет использовать для вступления в вузы. За основу определения рейтинга взяты результаты каждого выпускника, рассчитанные на основе общей суммы тестовых баллов.
По украинскому языку и литературе пороговый балл "сдал/не сдал" преодолели 92% участников ВНО, по математике - 84% выпускников, по английскому языку – 85%, по немецкому языку - 77%, по французскому и испанскому языкам - 79% и 78% участников тестирования соответственно.
Также баллы, полученные на тестах, можно использовать как государственную итоговую аттестацию по школьному курсу по истории Украины.
Результаты внешнего независимого оценивания будут указаны в информационных карточках к сертификатам, которые каждый участник сможет распечатать с собственной информационной страницы на сайте УЦОКО.
Если же у выпускников возникают сомнения в объективности результатов, абитуриенты имеют право подать апелляцию в течение пяти календарных дней с момента объявления результатов.
По остальным предметам пороговый бал экспертная комиссия определит на заседании 22 июня.