На эти вопросы попытался ответить профессор Университета Томаса Джефферсона (США) Эндрю Ньюберг. Он известен как один из основоположников нейротеологии - дисциплины, которая занимается изучением религиозного опыта научными методами.
Для участия в эксперименте Ньюберг привлек 14 добровольцев, исповедующих христианство, в возрасте от 24 до 76 лет. Целую неделю они должны были укреплять свою веру с помощью "Духовных упражнений" Игнасио де Лойлы. Упражнения Лойлы, которым следовали участники эксперимента, это своего рода инструкция, как достичь внутреннего совершенства и услышать сквозь мирскую суету слово Божье. Они рассчитаны на 4 недели (Ньюберг втиснул их в рамки семи дней. - Авт.). На первом этапе человек вспоминает грехи всего человечества (например, Адамов грех) и свои собственные, при этом кается и стремится выйти из состояния греха.
Там много разных духовных исканий - от размышлений о земном пути Иисуса и сути его учения до попыток духовного перерождения. Путь известный. Но вот что любопытно.
- Неделю участники эксперимента жили в уединении, предаваясь молитвам, созерцанию и общению с духовным наставником, - рассказывает профессор Эндрю Ньюберг. - Затем мы провели им компьютерную томографию головного мозга. Оказалось, что духовные практики увеличивали концентрацию в сером веществе "гормонов счастья" - дофамина и серотонина соответственно на 5 - 8 и 6,5 процента. Поскольку оба нейромедиатора относятся к "гормонам счастья", понятно, почему молитвы и медитация могут вызывать сильные положительные эмоции.
Отчет об эксперименте опубликован в начале этого года в научном журнале Religion, Brain & Behavior.
Ранее Ньюберг вместе со своим коллегой доктором Юджином д'Акили проводил другой интересный эксперимент, в котором участвовали 8 тибетских монахов и 3 францисканские монахини.
Нейрофизиологи вводили в кровь испытуемых безвредный краситель, который подсвечивался во время сканирования мозга в компьютерном томографе. При этом было удобно определить, какие участки мозга активировались во время религиозных переживаний. Достигать просветления участники эксперимента должны были, лежа внутри томографа. Выяснилось, что нейронная активность во время молитвы и медитации у представителей двух религий является практически идентичной. Но она значительно отличается от естественного функционирования мозга!
Во-первых, в ходе духовных практик нарушается кровообращение в задней верхней теменной доле (ЗВТД) левого полушария. Эта область мозга помогает нам осознавать физические границы собственного тела. Когда сигналы от органов чувств перестают быть четкими, понятие собственного "я" размывается: мы теряем собственную индивидуальность и испытываем ощущение единства со Вселенной или Богом, кому как нравится.
Во-вторых, у монахов и монахинь наблюдалось снижение активности нижней теменной доли, которая отвечает за функционирование речевых центров. Это приводит к тому, что затихают рабочие шумы мозга, который постоянно обрабатывает информацию, полученную в течение дня. Ну то есть отпадают дневные вполне земные проблемы.
А в-третьих, улучшается кровоснабжение лобных долей мозга, где живут психические, поведенческие функции.
По мнению Ньюберга и д'Акили, именно эти три участка отвечают за возникновение религиозного чувства и слияния с Богом.
Подтверждением этой мысли служит непростой жизненный опыт другого специалиста по анатомии мозга Джилл Болти Тейлор из Медицинской школы Гарвардского университета. В 1996 году в возрасте 37 лет у женщины случился инсульт. В результате нейрохирургической операции у нее из мозга был удален сгусток крови размером с мячик для гольфа. Волею случая он подавлял речевые центры в левом полушарии ее мозга, которые в экспериментах Ньюберга и д'Акили связывались с религиозными ощущениями. Спустя 8 лет Джилл полностью восстановилась и написала книгу "Мой инсульт был мне наукой". Вот как она описывает свое состояние:
|
"...Когда у меня отключились речевые центры левого полушария... я перешла в состояние измененного сознания и перестала ощущать себя твердым телом, а стала воспринимать себя как текучую субстанцию, растворившуюся в просторах Вселенной".
Не правда ли, похоже на состояние религиозной нирваны?
Игнасио де ЛОЙОЛА (1491 - 1556 гг.) - один из основателей ордена иезуитов, а потом - католический святой. В молодости у него удачно складывалась военная карьера. Во время обороны Памплоны (1521 год) он демонстрировал чудеса храбрости, но был тяжело ранен пушечным ядром и на всю жизнь остался хромым. Находясь на излечении в госпитале, попросил мать прислать ему какой-нибудь рыцарский роман, чтобы скоротать время. Но та не захотела связываться с низкосортным (на ее взгляд) чтивом и передала сыну жития святых. Книга перевернула сознание Лойлы: он решает стать рыцарем Христа с той же фанатичной страстью, с которой раньше строил рыцарскую карьеру. Пользовался феноменальным успехом у женщин.