Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Автор недекоммунизированной женской груди: "Никакой "клубнички", это аллегория"

Автор недекоммунизированной женской груди:
Фото: Для своего времени барельефы с обнаженной грудью были более чем смелыми. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ

Об известном скульпторе Днепра Юрии Павлове, чьи работы являются визитной карточкой города, снова вспомнили, когда принялись планировать декоммунизацию женской груди на Центральном мосту. Хоть все сроки уже давно прошли, местные власти весной этого года, принявшись за ремонт моста, вдруг увидели собственный недочет. На барельефах, установленных еще 50 лет назад на въезде с правой стороны Днепра, оказывается, до сих пор не убрали надпись "Вся власть Советам!".

"Под раздачу" попал не только основополагающий слоган времен Октябрьской революции, но и полуобнаженные мужчина и женщины - элементы скульптурной композиции. Женскую грудь решили снять вместе с надписью, да только неожиданно за нее вступился городской  глава Борис Филатов. Постановил: памятник монументального искусства - оставить в покое.

Скульптор, создавший барельефы, глядя на всю эту историю, лишь улыбается и откровенно не понимает, почему вокруг его работы спустя полвека поднялась такая шумиха.

- Это монументальное искусство, в то время совершенное новаторство, новый метод изображения, - рассказывает Юрий Павлович. - Никакой "клубнички" там искать не стоит, поскольку это аллегория. Как Родина-мать в Киеве, так здесь - Женщина-Революция. Одна - рвущая цепи, вторая - символизирующая благополучную жизнь, мир и спокойствие. 

Кстати, барельефы отлиты не из бронзы, как принято считать, а из нержавеющей стали. Материал довольно сложный для воплощения замысла. Изначально композиция была черного цвета и смотрелась более эстетично. Потом "для красоты" было решено перекрасить ее в золотистый цвет, хотя, по мнению скульптора, делать этого не стоило.

Мастер прекрасно помнит реакцию секретаря обкома партии Алексея Ватченко, который на открытии моста в 1966 году, увидев выдающуюся грудь на барельефе, ахнул: "Шо це за цицьки?!"

- Понимаете, Ватченко был далек от искусства, поэтому и не понимал художественной ценности памятника, - улыбается супруга скульптора Галина Афанасьевна. - Вот и сказал то, что первое в голову пришло.

Кстати, среди скульптур мастера много женских, и все они очень выразительные, "фигуристые". Павлов отшучивается: женский образ у него собирательный, никакого прототипа и никакой музы. Вот так представляет, и все.

Из личного дела

Юрий Павлович Павлов родился 25 июля 1935 года на Алтае, с 1947 года живет в Днепре. Его памятники украшают центральные улицы, проспекты, парки крупнейших городов Украины, Беларуси, России. Более 20 его авторских работ установлены на Днепропетровщине. Это и мемориальные комплексы на Соборной площади, памятник погибшим воинам-афганцам, скульптура Льва в парке Шевченко, барельефы на Театре им. Шевченко, памятник учащимся техникума железнодорожного транспорта, которые погибли при защите Днепропетровска, памятник "Форсирование Днепра" и многие другие.