Вы боитесь нашествия роботов? Нет? А зря. По данным отчета Всемирного экономического форума, в ближайшие три года бездушные железяки займут 5 миллионов вакансий на рынке труда в 15 развитых странах. Старые добрые профессии в цифровую эпоху будут вымирать пачками.
В ближайшие 2 - 3 десятилетия на планете исчезнут профессии, которые сегодня составляют хребет экономики.
Роботизация экономики в первую очередь уничтожит как класс таксистов, дальнобойщиков, офисных работников, грузчиков, строителей и рабочих...
- Уже сегодня численность сотрудников со средней и низкой квалификацией сокращается, как шагреневая кожа, - заявляет академик Александр Кулешов. - Это касается не только простых рабочих специальностей. Приведу простой пример: в мире насчитывается 70 миллионов инженеров. На 80 процентов их работа состоит из поиска в интернете аналогов и небольшой доработки уже существующих решений. И только 20 процентов продукта деятельности инженеров-конструкторов составляют новые разработки. Как показывают исследования, только небольшая часть людей из этой армии способна переучиться и найти себе новое применение в условиях конкуренции с искусственным интеллектом. Проблема даже не в том, что сотни миллионов людей потеряют на какое-то время работу. Беда в том, что для этих людей в обществе в принципе не будет применения.
Как считает футуролог и профессор истории Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари, к 2050 году на планете образуется новый многочисленный класс - бесполезные люди. Что же они будут делать? Устраивать революции? Ломать роботов, как в свое время луддиты разрушали машины? Вовсе нет, считает израильский профессор. Смыслом жизни этих людей станут компьютерные игры: все свое свободное время они будут проводить в виртуальной реальности.
Этот процесс развивается у нас на глазах. Согласно исследованию Эрика Херста, экономиста из Чикагского университета, 22 процента молодых американских мужчин без высшего образования - это примерно 20 миллионов человек - не работали ни дня в течение последнего года. При этом 7 млн. безработных даже не предпринимали попыток найти работу.
- Из опыта мы знаем, что увеличение безработицы ведет к расцвету преступности и росту употребления алкоголя, - говорит Херст. - Однако криминогенная обстановка не ухудшается. Чем же занимаются эти молодые парни? Согласно исследованиям они мало проводят времени на улице, живут с родителями и не собираются жениться. Оказывается, большую часть досуга они играют в видеоигры! За последние 15 лет количество свободного времени у молодых мужчин в возрасте до 20 лет увеличилось на 4 часа в неделю. 75 процентов из них тратятся на игрушки. Если говорить в абсолютных цифрах, то в среднем неработающие парни проводят в виртуальной реальности 2 часа в день. Но при этом 10 процентов опрошенных заявили, что они ежедневно играют не меньше 6 часов.
На какие средства будут жить представители "бесполезного класса"? Сейчас, по данным Херста, большинство "лишних" молодых людей живут за счет родителей. В 2014 году 70 процентов из них сидели на шее родственников. Для сравнения: в 2000 году только 35% доили маму и папу.
А в будущем основные жизненные потребности людей, не нашедших себя в жизни, будут удовлетворены за счет безусловного основного дохода (БОД). Он будет выплачиваться любому гражданину. В прошлом году в Швейцарии прошел референдум о введении БОД, но провалился - граждане опасались, что это станет приманкой для мигрантов. Однако 6 стран уже решились на локальные эксперименты с этой системой. В 2017 году Канада, Финляндия и Голландия начнут раздавать гражданам халявные деньги (от 700 до 1400 долларов в месяц). Так что хлеб с маслом бесполезным людям обеспечат. Гораздо сложнее смириться с бессмысленностью своего существования. Но для них создадут мир виртуальной реальности. Там, считает Юваль Ной Харари, люди найдут гораздо больше эмоций и страстей, чем может предоставить реальная жизнь. Ведь отсутствие работы еще не означает потерю смысла существования.
В свое время человечество уже сталкивалось с похожей ситуацией. Например, в Древнем Риме, где основную часть ВВП производили "живые роботы" - рабы. А страдавшие от избытка свободного времени граждане тоже требовали: "Хлеба и зрелищ!" С развлечениями в Древнем Риме дело было поставлено на широкую ногу. Чтобы представить себе, каков был в те времена размах зрелищной индустрии, стоит привести всего лишь один факт. Как вы думаете, кто является самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов? Может быть, самый богатый хоккеист современности Александр Овечкин с контрактом в 124 миллиона долларов? Или гольфист Тайгер Вудс, сколотивший состояние в 1,65 млрд. долларов? Вовсе нет. Это колесничий Гай Апулей Диокл, живший в Древнем Риме во втором веке нашей эры. Он участвовал в самом популярном в античном мире виде спорта - гонках колесниц. Это своего рода аналог современной "Формулы-1". За свою карьеру Гай Диокл провел 4257 гонок и одержал 1462 победы. Его заработок составил 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике, который ему воздвигли болельщики), что в переводе на современные деньги составляет 15 миллиардов долларов!
А как работали с "дополненной реальностью" в Колизее, его отгрохали на сокровища, добытые при разграблении Иерусалима в Иудейской войне! В честь открытия арены император Тит устроил гладиаторские бои, которые длились без перерыва 100 дней. А за один день против гладиаторов выпускали по 5 тысяч диких зверей. Все так весело начиналось у "лишних людей" древности! Но потом, как известно, пришли варвары и все испортили...