21 ноября
Загрузить еще

Секреты от издателей, как увлечь чтением одержимого гаджетами ребенка

Секреты от издателей, как увлечь чтением одержимого гаджетами ребенка
Фото: Анна Похлебаева и Мария Курочкина успешно рулят издательством «Артбукс». Фото: личный архив Маши Курочкиной.

Издатель "Артбукс" Анна Похлебаева, а также главный редактор издательства Артбукс Мария Курочкина побывали в гостях в "КП" в Украине", чтобы по-взрослому поговорить с нашими читателями о детской литературе.

- Интересно узнать тенденции в детской литературе: какие новинки, интересные и необычные книги увидят наши дети в ближайшем будущем?

- Анна Похлебаева: Совсем недавно я вернулась с детской книжной выставки в Болонье (самая большая ежегодная книжная выставка в мире), и знаете - то, что было популярно в 70-90-х в Европе и во всем мире, до Украины только доходит, и для нас это современные тенденции. Так что мы счастливы тому, что у наших детей появились книжки, например, Беатрис Поттер, Джулии Дональдсон. Если говорить о мировых тенденциях, о которых мы мечтаем - во всем мире уже давно популярны поп-арт книги, подарочный формат.

- Мария Курочкина: 3-Д книги, которые вы открываете и перед вами вырастает целая конструкция с бумаги и картона, и книга оживает у вас на глазах.

- А.П: Мы должны понимать - дети у нас уже продвинутые. Мы не можем им дать абсолютно простую историю, их нужно удивлять! Сейчас готовимся издать книгу, где ребенок может посмотреть, что внутри человека. Книжка-человек: наводится лупа и видно, что съел на завтрак этот человек.  

- М.К: Еще из новых тенденций - книжки-театры, с помощью которых вы можете показать целый театр теней. Книга, в которой каждая страница – это ажурная картинка, вырезка. Это то, что пока реализовать у нас очень сложно, потому что это вопрос не к издателям, а к типографии, где не могут гарантировать качественную печать. 

- А что такое "книги-виммельбухи"?

- М.К: С них и началась история нашего издательства - с книги-виммельбуха "Зоопарк". Это жанр, который очень популярный еще с 70-х годов. Книжка, в которой нет текста или очень мало, она вся состоит с картинок. В переводе с немецкого виммельбух - "мельтещащая книга". На самом деле педагоги и психологи говорят о том, что это чуть ли не главная книга для ребенка в возрасте от 0-6 лет. Она способствует тому, что у ребенка развивается внимание, а еще эта книга помогает развитию фантазии. 

- А.П: Для нас было рисковано назвать виммельбух "виммельбухом" (смеется). Представляете папу, который приходит и говорит: Дайте каких-то "вемелюхов". Но мы целенаправленно решили, что мы будем называть своими именами - понимаем, что это год было в тенденции, а сейчас это реальность. Эффективность этих книг доказана логопедами, психологами, педагогами. Это единственные книги, с которыми рекомендуют работать даже с детьми-аутистами. Дети на них концентрируются, для мамы достижение что ребенок на этой мельтешащей страничке может сконцентрироваться 20 секунд. Нам приезжают мамы с различных уголков Украины и со слезами на глазах говорят, что это помогает.

-  Авторов детской литературы в Украине стало больше за последние годы?

А.П: Мне кажется, что каждый сейчас считает автором детской литературы

М.К: нам присылают очень разные тексты, иллюстрации. Люди часто думают, что сделать хорошую детскую книжку легко и просто. Для этого достаточно написать какой-то текст, нарисовать рисунок и говорить, что у меня есть классная книжка. Не совсем все так происходит. 

- Не секрет, что дети сейчас куда охотнее сидят в соцсетях и рубятся в онлайн-игры, чем читают. Как увлечь юное создание литературой - и не на раз, а сделать чтение привычкой?

М.К: Очень забавно, когда сейчас люди пытаются каким-то образом привить 10-летнему ребенку любовь к книге. Поздно пить нарзан. Надо было начинать с рождения. Часто меня спрашивают "как? Ведь ребенок маленький, ничего не понимает?" Во-первых, он будет слушать голос мамы/папы/бабушки, он будет чувствовать тепло, которое исходит от этих людей. Он будет смотреть на картинки. Потом будет учится держать книгу в руках, привыкать к тому, что этот предмет есть в его жизни и учиться получать удовольствие от общения с книгой.

Поэтому первое – родители должны быть примером. Второе – в доме. В котором нет книг, вряд ли возникнет желание читать. Еще важный момент – если получилось, что вы не приучали ребенка к чтению, а сейчас задумались – нельзя ребенка заставлять. Вы должны создать те условия, в которых ему захочется почитать. Есть миллион маленьких хитростей – начиная даже с отключения интернета дома. Но при этом не говорите ребенку, что вы отключили интернет, это вызовет обратную реакцию.  А если вы сделаете так "ой, интернет закончился. Ну я пойду почитаю книжку, пойдем со мной читать?" Или почитайте книжку для ребенка. Познер говорил, ему папа читал вслух в возрасте 16 лет. И если ребенок выбирает не ту книжку, которую вы хотите, комиксы например – не надо его останавливать и говорить "там же одни картинки". Нет – комиксы, это тоже книжка. И это замечательно, если ему понравится читать комиксы, вполне возможно, что после них он перейдет на более серьезную литературу. Если ребенку 5-7 лет, он не хочет, чтобы вы ему читать книгу – купите ему журнал. Есть возможность запись ребенка в библиотеку. Отведите его в библиотеку на творческое задание, мастер-класс, спектакль.

- Чем отличается читательский характер подростков поколения 00-ых? Что хотят читать современные дети?

А.П. им хочется, чтобы книжка ответила на какие-то их вопросы, о чем они стесняются спросить у родителей.

М.К. – часто меня спрашивают – что у меня ребенок школьник и он до сих пор не читал "Три мушкетера" Не проблема. Может он вместо мушкетеров читает что-то современное, близкое ему и понятное – Даниэль Пеннак, Ульф Старк. Есть множество современных прекрасных авторов, которые будут ближе и понятней, что что-то классическое. Может быть, дорастет. Но не нужно действовать насильственно.

- Кого-то из современных авторов можете порекомендовать? Сейчас девочки читают 50 оттенков серого и Сумерки, например..

- М.К. – если говорить  о возрасте младшей/средней школы (мне близка эта тема, дочери 10 лет). Она с радостью читала Руне Белсвика Это прекрасные книги про Простодурсена. Ульф Старк, мы читали Муни Нильсон (серия книг про мальчика с удивительным именем Сацики). Кейт Дикамилло – великолепные книги.

- А.П. – что касается подросткового возраста – это самый сложный. У нас есть девочка-эксперт, которая приходит к нам периодически на работу, и мы у нее спрашиваем, какие книги интересны ее поколению, ее возрасту. Вы знаете, что в этот период все мечтают стать великими блогерами. Из книжной выставки в Болонье, Франкфурта мы привезли идеи по поводу того, что подростковая литература самая сложная. Потому что ребенок уже вообще вырос, ему книга в основном, как протест (он не будет читать книжку) и времени много нет, потому что много времени на компании, на друзей хочется уделять. И есть хитрые идеи. Для мальчиков – все вне возраста хотят стать супергероями. И много подростковых книг есть по поводу супергероев – Супербрат, Суперучитель, Суперпапа. 

- Как вы даете знать о себе читателям, как рекламируете себя? Что, на ваш взгляд, определяет добротную детскую книгу?

- А.П.: Когда только я понимала, что мы создаем издательство, у нас была основная задача – мы участвуем везде. Несмотря на то, что у нас мало книг издано, что мы маленькие, никто нас не знает – мы участвуем на всех фестивалях. Мы были на всех мероприятиях в арсенале, на книжной выставке в Одессе. Хотя нам говорили – вы еще маленькие, вы не доросли до издательства. Ездили на книжный форму во Львов. Мы всем составом участвуем на всех ярмарках. И я считаю, что это основной наш козырь среди других издательств – мы знаем свою аудиторию в лицо, по именам. У Маши выходного в воскресенье нет уже год. Маша читает сказки нашим читателям, с которыми мы знакомимся. Мы смотрим, каких книг не хватает, какие вопросы задают нам. Таким образом мы себя рекламируем. Мы не занимались раскруткой себя в соцсетях.

- М.К.: Мы нигде и никак не платили за рекламу, не накручивали аккаунты. Курочкина  мы приглашаем детей посмотреть на книги, которые Аня привозит с международных выставок. Мы садимся и показываем им то, что могло бы появится на  рынке. И дети у нас выступают порой экспертами - приводите и вы своих деток в Артбукс! 

- К иллюстрациям в вашем издательстве относятся с особым вниманием. Как выбираете художников-оформителей, которые смогут вдохновить вашего читателя?

- Похлебаева – в основном мы переиздаем мировые бестселлеры, либо европейские книги. Это дешевле чем работать с иллюстраторами. Это быстрее. От момента, когда мы увидели книгу и она нам понравилась, проходит месяца 2-3 и мы ее уже можем держать в руках. Если это Эрве Тюлле, его 1,5 миллиона продано в мире, это гений иллюстрации. А наш иллюстратор, к которому мы можем обратится – сроки не выдерживаются. Нам хочется, чтобы у ребенка был эстетический вкус к иллюстрациям. Иллюстрация для нас – произведение искусства, на котором должны воспитываться наши дети.

- Курочкина –  есть пример работы с иллюстратором, с которым мы еще не виделись ни разу. Скоро выйдет книга "Книга кольорів", выпускаем совместно с Маричкой Рубан. Книга, посвященная цветам и Маричка нарисовала ее такой фантастической. Я не дождусь момента чтобы ее взять в руки. Макет удивительной красоты.

- Посоветуйте, пожалуйста, что нужно делать, если есть идея и невероятное желание издать свою детскую книгу? С чего начинать, к кому обращаться?

- АП:  Выбрать издательство которое подходит по теме.

-  МК: ...которое издает те книги, которые вам нравятся.

- АП: Вы должны настроится на то, чтобы не воспринимать критику лично. Будьте готовы к тому, что если вы обращаетесь в издательство, в команду профессионалов, то вы вместе будете работать над тем чтобы сделать ее крутой. Если вы хотите сделать просто свою книгу, тогда лучше накопить денег, отредактировать ее и издать самому. Если же вы хотите из этой книги сделать что-то большее, лучшее, чтобы это действительно было классно – тогда конечно нужно обращаться в издательство и быть готовым к тому, что вы должны будете принимать условия издательства в плане редактуры, иллюстрации

- Курочкина: Если  вам в одном издательстве отказали, но вы верите в свою идею, идите в другое издательство. Мы знаем много примеров, когда хорошей по-настоящему книги был долгий путь к читателю. С Гарри Поттером так и было.

- Какая минимальная сумма нужна, чтобы самому издать книгу?

- Похлебаева: Все зависит от размера, формата, тиража. Много нюансов. Издательство не может просчитать точный бюджет книги. Это скажет типография, в которую вы обратитесь. То, что касается бюджетов всей активности, всей деятельности - считаю, что это стоит всех денег мира. Вы должны ограничить себя каким-то бюджетом, разумной цифрой, которая будет безболезненная для вас. Цифра, которую вы даете на воплощение совей мечты. Я с издательством так поступала. Нужно понимать, что это может не получится, вы можете потерять эти деньги. Но вы в это верите, вы этого хотите. Забудьте о той сумме которую, вы потратили или готовы потратить – вы осуществляете свою мечту, о которой можете жалеть если не исполните. Но это мой личный совет, мой личный опыт. Когда ты забыл об этих деньгах и сделал первый шаг – все получается. Очень много людей, которые вложили, еще первый шаг не сделали, а уже хотят прибыли. На самом деле, ждать прибыль, я не знаю, когда мы будем ее ждать, мы об этом сейчас не думаем. У нас все меряется книгами. Мы хотим издавать еще и еще!

Новости по теме: Артбукс