О главных тонкостях внедрения в Киеве центра, который объединил на городском уровне функции подразделений, задействованных в сфере контрольно-проверочной работы, рассказала заместитель начальника ГУ ГФС в г. Киеве Злата Лагутина.
Как все начиналось
Мы понимали, что наступили времена больших перемен и мы не можем оставаться в стороне процессов, которые происходят в нашем государстве.
Идея уже витала в воздухе. И поэтому руководитель столичного управления фискальной службы Людмила Демченко выступила с инициативой реализации изменений в первую очередь в направлении контрольно-проверочной работы.
Было много дискуссий, искали наиболее оптимальные пути... Важно было воплотить проект в рамках действующего законодательства и текущего финансирования.
Только зарождающуюся идею всячески поддержала директор департамента аудита ГФС Украины Наталья Рубан. Она недавно вернулась из немецкого города Мюнхен, где ознакомилась с работой налоговой системы.
Пилотный проект "Офиса" был создан нашим коллективом, мы успешно его защитили перед миссией технической помощи Департамента по бюджетным вопросам (ДБВ) Международного валютного фонда (МВФ) в составе руководителя миссии Томаса Стори, представителя ДБП Энрико Аава, внешних экспертов ДБП Уильяма Крендела, Джона Кротти и Дэвида Хартнера.
И хотя в резолюции представителей МВФ к проекту отмечались риски возможности его внедрения - отсутствие отдельной проектной команды и чрезвычайно сжатые установленные нами сроки внедрения (6 месяцев), мы справились, несмотря на все сложности, и проект "Офис Аудита" состоялся.
На районном уровне были ликвидированы подразделения аудита, а вся контрольно-проверочная работа стала централизованной и перешла в Главное управление ГФС в г. Киеве в специально созданное подразделение "Офис Аудита".
30 ноября 2016-го, спустя год функционирования проекта, он был признан успешным, поэтому постановлением Кабинета министров Украины №866 "О внесении изменения в пункт 4 постановления Кабинета министров Украины от 12 марта 2005 г. №179" в составе ГУ ГФС в г. Киеве было утверждено самостоятельное структурное подразделение по аудиту на правах департамента.
Международный опыт
В основу проекта был заложен и определенный международный опыт. С внедрением "Офиса Аудита" налоговые проверки в Киеве проводятся с учетом европейского и мирового опыта.
Внеплановый контроль - наиболее действенное средство контроля выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками в любой стране. Государства по-разному подходят к вопросам организации проверок, их сроков, способов проведения и т. д. Законодательно формы проведения проверок закреплены не во всех странах мира. В большинстве стран налоговые органы самостоятельно определяют форму налогового контроля с учетом различных обстоятельств и факторов.
В большинстве стран мира органы, реализующие налоговую политику, являются структурными подразделениями министерств экономики и финансов. Главный принцип организации работы налоговых служб европейских стран, США и Канады - достижение высокого уровня качества обслуживания плательщиков. Взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами строится на основе партнерских взаимоотношений.
Налоговый и таможенный контроль, как правило, входит в компетенцию специализированных правоохранительных органов. В США, Канаде, Франции эти подразделения функционируют в составе налоговых органов, в Италии - структурные подразделения Министерства экономики и финансов, но по своему статусу они входят в состав вооруженных сил страны, в Швеции - в составе органов внутренних дел.
Отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля во всех вышеуказанных странах проводится по многим критериям, в основе которых - анализ рисков. В первую очередь отбираются предприятия, которые являются потенциальными нарушителями. При этом активно к выявлению недобросовестных плательщиков привлекаются информаторы.
Вместе с тем в других государствах все больше распространяется практика случайного отбора плательщиков для контрольно-проверочных мероприятий без применения каких-либо специальных критериев. Основной целью проведения таких проверок является определение уровня соблюдения налогового законодательства, выявление наиболее распространенных нарушений и их причин, а также совершенствование налогового законодательства на основе проведенного анализа типичных нарушений.
Сегодня можем говорить о том, что мы активно изучаем мировой опыт, учитываем его в нашей работе. При этом мы не копируем, а внедряем лучшие наработки зарубежных коллег, учитывая наш национальный менталитет, налоговую культуру, уровень развития правовой культуры, особенности ведения бизнеса и др.
Цель - достижение результатов
Недавно мы отметили годовщину внедрения пилотного проекта "Офис Аудита". Результаты работы за прошлый, 2016 год указывают на позитивные сдвиги в проведении налоговых проверок в столице.
Прошлый год был напряженным, однозначно нелегким, но нам есть о чем говорить и чем гордиться. Так, в Киеве именно 2016 год ознаменовался существенным сокращением количества проверок бизнеса. По сравнению с 2015-м произошло значительное уменьшение общего количества контрольных мероприятий, в частности количества внеплановых проверок - на 37% (с 3,9 тыс. до 2,4 тыс.), встречных сверок - на 27% (с 5 тыс. до 3, 7 тыс.) и плановых проверок - на 3% (с 809 до 786).
Более того, возросла эффективность проверок. Одной плановой проверкой в среднем доначислено 1 млн 300 тыс. грн. согласованных денежных обязательств, что на 31% больше прошлогоднего показателя (1,0 млн грн.). Почти в 2 раза увеличились доначисления денежных обязательств на одну внеплановую проверку (соответственно 359 тыс. грн. в прошлом и 634 тыс. грн. в текущем году).
В итоге работы "Офиса Аудита" за прошлый год мы получили результат, по которому ГФС Киева обеспечила треть всех поступлений от аудита фискальных органов по всей Украине.
Убеждена, что тенденция к уменьшению контрольных мероприятий и улучшения их результативности сохранится в течение всего текущего года.
Кадры решают все
Всем известно, что успех любого дела, а тем более такого инновационного проекта, как "Офис Аудита", зависит от кадрового состава.
Штатная численность подразделений "Офиса" составляет 622 человека. По состоянию на начало апреля 2017-го фактическая численность этого подразделения составила 548 работников. Как видите, на сегодняшний день у нас достаточно много вакантных рабочих мест. Это не случайно. Объем нагрузки ревизоров вырос в разы. Работа очень напряженная и ответственная. При этом заработная плата остается на довольно низком уровне.
К сожалению, ни один аудитор не пришел к нам из аудиторского бизнеса. Более того, многие действительно талантливые, перспективные сотрудники нашли себе новые рабочие места "в бизнесе" и в государственных структурах, которые предлагают более комфортные условия труда. Это достаточно болезненная проблема.
Все сотрудники "Офиса Аудита" прошли квалификационный отбор в три этапа. Были отобраны лучшие из 1200 претендентов. Количество проверяющих было сокращено почти на 30% в подавляющем большинстве за счет руководящего звена. Мы хорошо понимали, что нужно приложить максимум усилий для того, чтобы наши ревизоры, которые лицом к лицу общаются с бизнесом, были высокоинтеллектуальными и высокопрофессиональными специалистами.
Была введена система обучения и повышения квалификации работников "Офиса Аудита". Это был длительный процесс с привлечением лучших специалистов-преподавателей. В итоге 198 работников прошли обучение по программе "Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета и их практическое применение" и получили квалификационные сертификаты; 5 работников учились по профессиональным программам для финансовых компаний и участников фондового рынка; 14 работников прошли обучение по трансфертному ценообразованию, в том числе по программе Всемирного банка, Казначейства США и др.; 2 специалиста прошли соответствующее обучение и получили сертификат аудитора Аудиторской палаты Украины; 468 работников посетили семинар по теме "Бухгалтерский учет и финансовая отчетность - основа для обложения налогом на прибыль"; 5 работников приняли участие в семинаре для руководящего состава подразделений аудита по обслуживанию КПН, организованном Центром переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров ГФС Украины при участии специалистов Департамента Казначейства США, и получили соответствующие сертификаты.
Декларируя значительные усилия к формированию и профессиональному развитию работников "Офиса Аудита", мы надеемся на поддержку государства, которая даст нам возможность сохранить лучшие кадры и пополнить наши ряды новыми профессионалами.
В направлении реформирования
Двигаясь в направлении реформирования подразделений аудита, нам удалось достичь одной важной цели - доказать, что изменения к лучшему в фискальном ведомстве возможны и они могут стать реальностью. Для этого иногда не нужна помощь извне. Единственное бесспорное условие - максимальная сосредоточенность на результате и командная слаженная работа.
Анализируя весь пройденный путь по внедрению в фискальном ведомстве столицы проекта "Офиса Аудита", мы довольны его результатами. Нам удалось унифицировать и централизовать работу структуры в сфере контрольно-проверочной работы; исключить "влияние" местных органов власти на принятие решений по результатам проверок; оптимизировать штатную структуру, за счет чего сбалансировать уровень нагрузки с обеспечением максимальной эффективности использования операционного времени; разорвать возможность пролонгированных коррупционных связей работников районных налоговых инспекций с налогоплательщиками; обеспечить высокий уровень контрольно-проверочных мероприятий. Кроме этого, нам удалось достичь нескольких стратегических целей - оптимизировать и улучшить формат общения с представителями бизнеса, способствовать росту налоговой культуры налогоплательщиков города Киева, повысить качество проверок и увеличить поступления в бюджет.
Конечно, не "позитивом единым" реализовывалась указанная реформа. Было значительное количество препятствий. Это и отсутствие на определенном этапе отдельного помещения, и устаревшая материально-техническая база, и многое другое. Из-за технических трудностей пока не удалось внедрить программное обеспечение, которое бы позволило минимизировать влияние человеческого фактора на всех этапах отработки, в частности применять автоматический отбор плательщиков для осуществления сотрудниками "Офиса" контрольно-проверочной работы. Также пока не решился вопрос о финансовой реструктуризации, хотя велись переговоры относительно программы получения международной финансовой помощи для этого проекта.
Несмотря на это, сотрудники "Офиса Аудита" достаточно закалены к трудностям и смотрят в будущее с оптимизмом и верой в лучшее для всей фискальной службы и налогоплательщиков. Опыт реализации этого проекта добавляет оптимизма всему ведомству, которое именно сейчас ищет новый формат организации работы. Скоро будем рассказывать о реорганизации ГФС Киева.