Загрузить еще

Жители села Пески: "Эту воду отказалась пить даже скотина"

Жители села Пески:
Фото: Очистные сооружение не работают уже десятки лет, заражая окрестности. Фото автора

Ликвидация  межколхозного консервного завода для жителей села Писки Житомирской области стала настоящей катастрофой. Вначале 90-х предприятие закрыли. Все бы ничего, если бы не многоквартирные дома, которые находились на балансе завода. Как и обслуживание водопроводных и очистных сооружений. После смены формы собственности и переименования в ООО "Темп", которое вскоре тоже свернуло свою деятельность, прекратилась  очистка воды и канализационных систем. И, если с подачей воды вопрос как-то решили, то с очисткой канализации никак. Выброс нечистот производится  просто на поверхность земли! И самое ужасное – об этом знают все. Но ни как не реагируют.

Многоквартирные дома оказались ничейными. Фото автора

Ближайший источник в километре

Первыми тревогу забили жители частного сектора – в колодце общего пользования вода стала непригодной для употребления.

- Корова отказалась пить воду, и мы отнесли пробы на анализ в лабораторию водоканала города Житомира. Исследования показали: превышение нормы в 800 раз. Тогда мы обратились в сельский совет, в экологическую инспекцию, в СЭС, но отовсюду получаем только отписки, - жалуется житель села Алексей Сабадаш.

- А где же вы воду сейчас берете?

- Почти километр отсюда, сейчас увидите, - отвечает Алексей, готовя тару для воды и тачку.

На улице 21 век, мы уверенно "идем" в Европу, а проживающих в Житомирском районе людей местные власти не могут или не хотят обеспечить элементарным - питьевой водой. Все, что для них сделали - письменно подтвердили непригодность воды. А вот устранить очаг загрязнения так никто и не взялся. Вот и приходится жителям села каждый день несколько километров ходить за водой.

- Больше двадцати лет по трубам из двухэтажек канализация стекает просто в землю, - говорит житель села Василий Башинский. – Канализационная система заканчивается в месте, где когда-то были очистные сооружения завода, но с момента закрытия предприятия системы заброшены.

Заброшенный резервуар с иловой водой зеленого цвета,  нечистоты на поверхности земли, мерзкий запах и болото из перегнивших фекалий – такая картина предстала перед моими глазами. Идти дальше я не рискнула, боясь провалиться. Как утверждают местные, недавно здесь утонула корова.

Каждый день Юлия Сабадаш ходит за водой пару километров. Фото автора

Сельсовет открестился

В сельском совете, пока дожидалась старосту, поинтересовалась знают ли там  о проблеме. И оказалось - знают. В кабинете с вывеской "землевпорядник" молодой специалист охотно сообщил: "Сточные воды вообще идут в сад, как мне рассказывали сами местные жители. При советском союзе были очистные сооружения за заводом, и раньше они вытекали туда".

- Но завод давным-давно уже не работает.

- Да, поэтому сейчас стоки просто идут по этой трубе и так там стопорятся, а затем уходят в землю, - пояснил специалист по землеустройству.

И. о. старосты Станишовского сельского совета Алла Костенко на вопрос "У кого на балансе водопроводно-канализационная система  многоквартирных домов?" ответила так:

- Ни у кого. У нас они не находятся. Сельский совет отказался их брать на баланс. Жители хотели, но...

- А почему?

- Ну как почему? Это ответственность, - выпалила Алла Валерьевна.

На вопрос, чем занимается сельский совет, Алла Костенко неуверенно ответила, что помогают людям.

- Мы выехали на место, я дала таблеток в этот колодец, а что я могла еще сделать? – объяснила  Костенко.

- А почему не подали соответствующие документы на включение в бюджет дополнительных расходов на 2017-й год на очистку воды и стоков?

- Так, уважаемая…, - многозначительно произнесла и.о. старосты и на этом ее комментарий закончился.  

Жители Песок Алексей Сабадаш и его сын Иван. Фото автора

Страдают, но о стоках ни слова

От качества питьевой воды, которая поступает из скважины, жители двухэтажек тоже не в восторге. 

- Белье после стирки становится рыжего цвета, - рассказывает жительница Наталья.
- А как она очищается?

- Никак. А кто ее очищает? Наши дома и коммуникации на баланс никто не ставит, соответственно, никто не занимается санитарными нормами. Скважина работает, но вода непригодна, - вмешалась в разговор пенсионерка Людмила.

Жители рассказали, что носят воду из колодцев, в которых хоть внешне вода похожа на воду, а не на грязь. У кого возможностей больше – те привозят водичку из областного центра, а это 17 км от их села.

Но о стоках ни слова! Молчат. Повторяли лишь заученную фразу: "Мы не знаем, куда канализация впадает, и кто ее чистит".

Парадокс – воды питьевой хотят и за ее качество борются, а вот о том, как более 20 лет нечистоты с их  же квартир по  общей трубе попадают в подземные воды – тишина…

КОМПЕТЕНТНО

Выброс стоков на землю запрещен

- Водным кодексом Украины запрещен выброс канализационных стоков на поверхность земли. Безусловно в результате таких выбросов происходит загрязнение подземных вод, - пояснил заместитель начальника Житомирского управления водных ресурсов Олег Микитин . - Поскольку эта территория в ведомстве сельского совета, то он должен был  принять на баланс водопроводно-канализационные сети.

- Независимо от того, на каком расстоянии находится  болото со стоками, там ведь и фекалии и различные другие компоненты, попадая в землю, происходит загрязнение подземных вод. Если никто не контролирует гранично-допустимые нормы в этом месте, то о чем может быть речь? Тем более, что это уже 20 лет продолжается, - пояснила инженер Коростенского водоканала Светлана Замкова.

ОФИЦИАЛЬНО

Область не видит проблему

- Я не вижу в этом проблему, - заявил заместитель директора Департаменте градостроительства, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Житомирской областной администрации Геннадий Забродский.

- Вы не видите проблему в том, что выброс канализационных стоков не проходит очистку, а проводится просто в землю?

- Чтобы говорить о проблеме, нужно проводить исследование, - ответил чиновник.

- А когда Вам стало известно о том, что ООО "Темп" ликвидирован и канализационные системы, которые были у этого предприятия на балансе, стали бесхозными? И что мноквартирные дома тоже нигде на балансе не числятся?

- В 2011 году.

- А что вы сделали с 2011 года?

- Будет создана комиссия, и мы на днях выедем туда, - пообещал чиновник.