Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Виктор Шаталов: Донецк был педагогической Меккой

Виктор Шаталов: Донецк был педагогической Меккой
Фото: Фото: из архива КП

Нынешние школьники уже не знают, кто такой Шаталов, а вот те, кто сидел за партами в советское время, скорее всего, вспомнят опорные схемы, которые чертили на досках преподаватели математики, физики, русского языка... Слава донецкого учителя гремела более 30 лет, вплоть до развала СССР. Он добился поразительных результатов. Благодаря методу Шаталова самые обычные ученики проходили курс средней школы за 7-8 лет, показывая на экзаменах незаурядные знания. Сотни тысяч педагогов со всех концов страны приезжали в Донецк только для того, чтобы побывать на семинарах простого школьного учителя и его помощников.

Виктор Шаталов остался верен родному городу и, несмотря на всесоюзную славу, не переехал в Москву. После 1991 года в Украине о нем забыли, но в России он до сих пор популярен, по его методу составляют учебники даже для военных летчиков. Последний год стал для Шаталова урожайным на награды. Орден Дружбы от Путина, золотая медаль Ушинского, почетное докторство Академии наук Украины... На родине стали вспоминать старика: две недели назад он после долгого перерыва вновь читал лекции на семинаре для учителей.

Сейчас Виктор Федорович живет в обычной трехкомнатной квартире на бульваре Шевченко и преподает в одном из городских вузов. "Комсомолка" побывала у педагога-новатора в гостях и узнала, что он думает о современном образовании, почему считает тесты катастрофой и отрицает двенадцатибальную систему оценивания.

Эксперимент нужно продолжать

- Виктор Федорович, как относитесь к тому, что долгое время были не востребованы в Украине?

- Наше министерство мне не мешает, но ведет себя так, как будто меня не существует. В Москве по-другому, там есть школа Шаталова, я постоянно езжу, провожу семинары. В Донецке в последнее время тоже. Но, знаешь, я могу с уверенностью сказать, что на территории бывшего Советского Союза нет ни одного учителя, который бы не использовал мои наработки. Они могут и не знать, кто автор, это уже давно превратилось в устное народное творчество: где-то услышал, понравилось, стал применять.

- Но ведь и раньше было не просто продвинуть новые идеи. Как так получилось, что, начиная с 70-х, к школьному учителю Шаталову стали прислушиваться по всей стране?

- Всё было очень и очень непросто. 3 ноября 1971 в украинском министерстве подписали приказ о ликвидации моего эксперимента. Письмо уже ехало в Донецк, но в этот же день "Комсомольская правда" опубликовала большую статью "Метод Шаталова". И тут уж, конечно, они не смогли всё просто так закрыть. Приехала комиссия в составе четырех докторов наук, чтобы вынести окончательный вердикт. По результатам, опять же в "Комсомолке", они опубликовали статью "Эксперимент нужно продолжать". Так пришла широкая известность.

- Всё сразу изменилось?

- Конечно. Позже я стал заведующим педагогической лабораторией Академии педагогических наук. Нет, ты не понимаешь, что это значит: рядовой учитель занял профессорскую должность. Совершенно невиданное, неслыханное дело. Донецк стал педагогической меккой, на протяжении 25 лет каждый месяц сюда приезжало около тысячи учителей.

Право трех двоек

- Сейчас часто говорят, что советская система образования была лучше нынешней. Подозреваю, что вы разделяете эту точку зрения.

- Конечно, разделяю. Ты пойми, в 60-е годы в каждом классе оставляли на второй год по 5 - 7 человек, иногда до 15. Второгодники не поступали в вузы, отсеивались еще в школе и шли в ПТУ или на заводы. Никто не укорял учителей за двойки, не давил на них, чтобы повысить успеваемость. А когда ты учился в десятом классе, сколько было второгодников?

- Ни одного.

- В девятом?

- Ни одного.

- Вот ты сам и ответил на вопрос. Уровень знаний не стал выше, но неучи уже не отсеиваются.

- Но почему все так изменилось?

- Я расскажу. Раньше учитель математики вел три предмета: алгебру, геометрию и тригонометрию. Словесники тоже три: русский устно, русский письменно и литературу. Что это значит? Они в одиночку могли оставить нерадивого ученика на второй год, проставив три двойки. С двумя двойками ты перейдешь в следующий класс, а с тремя - нет. И никто им слова не говорил. Но министром просвещения стал Михаил Прокофьев, он был ничтожеством, никчемным человеком, продвинулся по комсомольской линии. И вот он смотрит - все остальные министры Герои Труда, Герои Советского Союза, а у него на лацкане пусто. Что делать? Нужно показать, что хорошо работаешь. Как? Повысить успеваемость. Стали выяснять, почему успеваемость низкая, и поняли, что статистику портят математики и словесники. И оставили им по два предмета. Ты ведь уже тригонометрию как отдельный предмет не изучал?

- Нет.

- Ну вот видишь. Развал отечественной системы образования начался с подачи ЦК партии, сейчас этот процесс только продолжается.

- В виде тестов?

- И это тоже. Тесты - это катастрофа, динамит для высшей школы. Тесты не требуют глубоких знаний, на них можно натаскать. В этом году были одни тесты, в следующем нужно делать другие, но бесконечно так продолжаться не может, там ведь вариантов немного. В конце концов тесты начнут повторяться, их будут публиковать, продавать. Будут отдавать детей репетиторам, которые без труда их натаскают. Тесты предлагают молчуна: прочитал - написал. Это мы с тобой тут разговариваем, а там это не нужно. Полное обезличивание. Тесты появились на Западе в 30-е годы прошлого столетия, чтобы обслуживать интересы богатых. Есть деньги, нанял репетитора, а он быстренько натаскает ученика.

- А 12-бальная система?

- Раньше ставили "три", "четыре", и всем понятно, что это значит. А что такое 7, 8, 10? Ничего не понятно, только запутывают.

Я - нахал

- Виктор Федорович, вам уже 80, а энергия как у молодого парня. Поделитесь секретом?

- А никакого секрета. Вот смотри, я в тетрадку все записываю. Каждый день бегаю четыре километра, 40 раз растягивают эспандер... Пойдем, пацан, я тебе покажу (хватает со стены эспандер с пятью толстыми пружинами и с легкостью растягивает их). Видишь? Я зря не говорю, каждое свое слово могу доказать.

- Что планируете в ближайшем будущем?

- Хочу найти среди учителей людей отзывчивых, которых когда-то нашел в 70-х годах, и, может быть, возродить семинары для учителей. Вот скажи мне, я нахал? Да, я нахал, мне ведь уже за 80. Планирую написать еще три книги, потому что хочу оставить память о себе в книгах. Человека после смерти быстро забывают, а книги помогут людскую память продлить.

Справка "КП"

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г. Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, ученый, преподаватель математики. Автор системы обучения на основе опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с краткими выводами. Более 50 лет педагогического стажа, 40 из которых посвящены исследованиям и экспериментам. Сторонник педагогики сотрудничества. Автор 55 книг, многие переведены на 17 языков. На днях состоялась презентация очередной книги Шаталова "Город в облаках", которая посвящена Донецку.

Новости по теме: Новости Донецка История