Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Навигатор отключает мозг водителя

Навигатор отключает мозг водителя
Фото: - Люди! Где вы?! Заберите меня отсюда! Фото: Михаил ФРОЛОВ

"КЛЕТКИ МЕСТА" В ТВОЕЙ ГОЛОВЕ

Британские нейробиологи из Университета Кента вместе с коллегами из Германии и Бахрейна проверили, насколько эффективно работает система навигации, встроенная в наш мозг. Но прежде ученые Джон О'Киф, Мэй-Бритт Мозер и Эдвард Мозер доказали, что она вообще существует, за что в 2014 году получили Нобелевскую премию в области медицины и физиологии. Первым  отличился Джон О'Киф еще в начале 70-х годов прошлого века. Обнаружил навигационную систему у крыс. Заметил, что у подопытного грызуна, сидящего в определенном месте, становится активной одна из зон мозга, расположенная в гиппокампе. А когда крыса переходит в другое место, возбуждается другая зона. Вот Джон и решил, что в гиппокампе находится некая система позиционирования. "Клетки места" - такое название дали клеткам, в ней задействованным.

КАК МЫ УЗНАЕМ, ГДЕ НАХОДИМСЯ

В 2005 году Мэй-Бритт и Эдвард Мозеры выявили более тонкий механизм. В височной части мозга (энторинальной коре) они нашли нервные клетки, которые формируют систему координат - то есть позволяют привязаться к каким-либо ориентирам. Их назвали "клетками решетки" и определили, что они, взаимодействуя с теми, на которые в свое время указал О'Киф, дают возможность более точно определиться на местности и выбрать правильный маршрут.

ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

В Университете Кента, по сути, продолжили исследования нобелевских лауреатов. Ученые, ведомые Амир-Хомаюн Джавади и Беатрис Эмо, посмотрели в режиме реального времени, что конкретно происходит в мозгу, владельцу которого надо попасть, как говорится, из пункта А в пункт В.

В экспериментах приняли участие 24 добровольца. Сидя за компьютерами, они виртуально перемещались по одному из районов Лондона. А ученые посредством томографа следили за активностью их мозга.

Как и ожидали экспериментаторы, у добровольцев, которые самостоятельно прокладывали маршрут, активно работали и гиппокамп, и энторинальная кора. Активность последней при этом заметно увеличивалась, когда приходилось искать обходные пути.

Но умственная деятельность затухала, если добровольцы просто следовали указаниям - тем, которые водители обычно слышат, глядя в автомобильный навигатор - "поверните налево", "поверните направо". 

"МАРШРУТ ПОСТРОЕН, НЕ НАПРЯГАЙТЕСЬ"

Не исключено, что обнаруженный феномен объясняет природу так называемого географического кретинизма - пониженной способности тех или иных людей ориентироваться в хитросплетении улиц и дорог. У них просто заторможена деятельность отделов мозга, в которых расположены те самые клетки места и клетки решетки.

По этой же причине человек, которого везли куда-то - допустим, на такси, - с трудом запоминает маршрут. Потому что соответствующие нервные клетки оставались незадействованными - ведь включать собственную внутреннюю систему навигации не требовалось.

Ныне все больше водителей пользуются навигатором - то есть не напрягают мозг поисками маршрутов. Мнение ученых по этому поводу неоднозначное. Одни считают: подсказки приведут к тому, что отделы мозга, лишенные привычной работы, деградируют. Деградируют так, что человек, лишенный навигатора, заблудится в трех соснах. Да и вообще поглупеет.

Есть и другое мнение: если не загружать мозг задачами ориентирования, то он переключится на другие. Более того, начнет использовать для их решения освободившиеся нервные клетки. Человек, стало быть, поумнеет.

Согласно альтернативной точке зрения, которой придерживаются нынешние экспериментаторы из Университета Кента, ничего особенного с гиппокампом и энторинальной корой в будущем не произойдет - внутренняя система навигации человека сохранит свою работоспособность. Ведь уже сейчас многие - особенно представители подрастающего поколения - активно ею пользуются, но иначе, чем их предки: ориентируются не на местности, а в лабиринтах интернета.

- Скорее всего, мозг адаптируется к новым возможностям, условиям и потребностям, - обещает Джавади.

Новости по теме: Автомобили