Это нужно не мертвым
Проект "Электронная Книга Памяти Украины 1941-1945" - результат работы многих людей из нескольких стран. В ней можно отыскать информацию о погибших солдатах и тех, кто долгие годы считались пропавшими без вести.
- Этот проект нужен не мертвым. Мы его делаем для людей, которым интересно найти своих родных. Занимаемся полевым поиском незахороненных останков, - рассказывает руководитель "союза поисковых отрядов Украины" Дмитрий Заборин. - С чего началась работа над "Электронной Книгой памяти"? Мне передали список украинцев захороненных в Краснодарском крае, и мы решили внести ее в "Книги памяти Украины", которые на то время находились в ведении областных советов.
Но с внесением данных возникали определенные сложности, и тогда возникла идея отсканировать материалы и хранить их в электронном виде.
- Нам это задание показалось простым. Нашли спонсора, купили сканеры, начали работать, сканировать, сделали сайт, фотогалерею. Тогда слова "волонтер" еще не было – но это чистая волонтерская деятельность. В процессе работы всплыла обрывочность сведений и не профессиональный подход к составлению печатных документов. Когда мы начали эту информацию уточнять и вносить новые записи, через какое-то время оказалось, что у нас получается совершенно другой продукт: не электронная версия "Книги памяти", а самостоятельная база данных, - рассказывает Дмитрий Заборин.
|
Вскоре, пошел вал информации и писем от родственников, люди начали приносить домашние архивы, письма, фотографии, паспорта воинских захоронений.
- В общем, это все развернулось в такую историю, которая перестала помещаться на сервере. Мы сейчас в процессе переноса и надеемся ко Дню победы запустить новую версию сайта, на котором искать своих родных погибших во время войны, будет значительно проще, - говорит Заборин.
Находили до ста человек в год
Как происходит поиск незахороненных останков? Как рассказал Дмитрий Заборин, организация получает разрешение и выезжает в поле, в лес, находит незахороненные останки, и поднимает их по правилам археологического способа, идентифицируют по возможности.
- Сейчас у меня в общей сложности работает около 30 человек. Это Киев, Чернигов и Донецкая область. У нас было время, когда мы поднимали до ста человек в год. Идентифицировать помогают медальоны, личные вещи, – рассказывает Дмитрий. - Я помню случай, когда мы купили карты в Германии по обороне Киева и по ним вышли на места боев, где подняли солдата, которого в августе призвали и он сразу погиб. При нем нашли котелок, из которого он даже не поел – внутри покрытый белой эмалью, снаружи зеленой краской, новенький, на огонь ни разу не ставил. И оказалось, что внучка погибшего живет в Киеве, а дочка в селе рядом. Прах бойца встречали всем селом.
|
Самое сложное, в работе поисковых отрядов, по словам Заборина, это договорится с собственниками земли, на которой проходят поиски незахороненных останков, так как часто люди бывают против. Если же в процессе поиска находят останки иностранных солдат, то их переправляют на родину.
На сайте "Книги памяти Украины" мы нашли истории солдат, которых удалось отыскать участникам поисковых отрядов.
Подорвалась с рацией, но не сдалась
На треснутой плите с отвалившимся фото на советском воинском кладбище в Польском городе Сандомир было написано: "Яшная Ольга Ивановна, 1921-1944. Фронтовая разведчица. Подорвалась с рацией, но не сдалась". Если бы местный житель Ержи Тус не обратил внимания на забытую могилу, мы бы ничего не узнали об этом.
Именной список состоящих в распоряжении разведотдела штаба 1-го Украинского фронта сообщает, что ефрейтор Ольга Ивановна Яшняя, уроженка с. Животиновка Днепропетровской области, призвана Новомосковским РВК 20.10.1943 г. Погибла 30.10.1944 г.
Ольга воевала на 1-м Украинском. Но обо всем ее боевом пути ничего не известно. В наградном листе, хранящемся в ЦАМО, указано, что "радистка Яшная О.И. 18.08.1944 г. авиадесантом направлена в тыл противника. За этот период в исключительно тяжелых условиях, ежеминутно подвергаясь опасности, держит бесперебойную радиосвязь и своевременно передает ценные разведданные о перевозках противника, гарнизонах и характере оборонительных рубежей на важном оперативном направлении". За свои действия Ольга Ивановна была представлена к ордену "Отечественной войны II степени".
Разведгруппу немцы сумели засечь при очередной передаче разведданных в районе Ченстохова и окружить амбар, в котором находились два сержанта и Ольга. Тогда-то они и подорвали себя вместе с рацией. В 1988 году семье Ольги вручили орден.
Часы в награду за отличную стрельбу
Лейтенант-артиллерист Андрей Свиридов стрелял на "отлично". В сентябре 1940 года, по результатам командно-штабного учения в районе Равы-Русской, нарком обороны Семен Тимошенко премировал его часами. На их обратной стороне потом нацарапали номер приказа и фамилии наркома с владельцем. Конечно, никто и думать не мог, как помогут эти часы через 76 лет.
В 2010 году Барышевские копатели наткнулись на останки солдат, принявших последний бой недалеко от села Коржи в Киевской области. В сентябре сорок первого дорог в этом болотном краю было наперечет. Широкие поймы рек Трубеж и Недра не позволяли ни идти, ни ехать, оставляя для движения переправы у сел, редкие грунтовки и ниточку железной дороги. Вдоль них и брели разрозненные группы окруженцев. Немцы, конечно, это обстоятельство тоже отлично знали, выставляя заслоны на ключевых высотах и оперируя в котле полновесными пехотными дивизиями.
Здесь и там последнюю декаду сентября вспыхивали короткие, яростные бои, в которых гибли те, кто не собирался сдаваться. Группа, с которой погиб Свиридов, тоже поднимать руки не хотела. В остатках планшета сохранились клочки дневника, из которых следовало, что оставшиеся 122-миллиметровые орудия были взорваны возле Иванькова, под Борисполем. Поэтому последний бой был дан со стрелковым оружием, бессильным против минометов. 17 человек, из которых кто-то сумел полностью или частично установить имена пятерых, похоронили в неучтенной могилке у места гибели. А часы кружной дорогой попали в руки к поисковику Юре Мельникову. И появилось у человека внутреннее желание докопаться, какой же именно Свиридов лег в сырой песок на безымянной поляне.
Цифра 322 и короткая надпись "От Наркома Обороны СССР т. Тимошенко л-ту Свиридову" в итоге позволили распутать всю историю. Уроженец с. Воронежская Лазовка Хлевенского района Воронежской области Андрей Свиридов до призыва в армию успел поработать заведующим избой-читальней в Сибири. А в 1936 году был направлен в Томское артиллерийское училище, откуда переведен в Сумское артучилище им. Фрунзе.
С 22 июня и до момента гибели Андрей Свиридов постоянно находился в бою. Сначала на западной границе, где у села Верхраты его полк успешно отбивал атаки противника и даже переходил в наступление, потом в обороне Львова. 12 июля истрепанная дивизия пришла под Белую Церковь, потом билась у Канева, оттуда переброшена в состав 37 армии под Киев. Когда немцы перепрыгнули через Днепр у Окуниново и захватили плацдарм, 139 и 244 полки в составе боевой группы отправились оборонять Остер. А как следует из почти не сохранившегося дневника Свиридова, последний бой его пушки приняли уже за Борисполем, когда оставившая Киев армия втягивалась, сама того не зная, в полностью закрытый "котел". Весь жизненный путь офицера уложился в 24 года, но только через 75 лет он перестал быть без вести пропавшим.
|