Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Наши комплексы родом из детства

Наши комплексы родом из детства

Очередной учебный год позади. Самое время понаблюдать за своим ребенком: а не появилось ли у него чувство неполноценности?

Современная система обучения вручает детям неплохие знания и достойный жизненный опыт, но вместе с тем и совершенно ненужную ношу. Именно из школы тянутся те множественные комплексы, от которых человек страдает в течение последующей жизни. О том, как не поддаться невеселой тенденции, мы расспрашивали у психолога медико-психологической службы Натальи ЧЕКОТОВСКОЙ.

Комплекс наблюдателя

Многим родителям не раз приходилось слышать: «Ваш ребенок очень умный и послушный, но на уроках как будто отсутствует, неактивен и невнимателен». Родители поспешно обвиняют дитя в лени и велят внимательно слушать педагогов. Но верно ли это?

Взрослые стараются развивать свое чадо, покупают ему энциклопедии, водят по музеям, в общем, занимаются активной подготовкой к школе. Первоклассник приходит в класс и ожидает, что ему будет еще интереснее (родители же обещали!), но его ждет разочарование. Зачем ему учиться писать буквы, если он готов писать сочинения? Или зачем ему раскрашивать листочки разным цветом, если в художественной студии он уже рисует пейзажи. Вот и получает маленький человек комплекс пассивного наблюдателя, он уже настроен, что на уроках ему будет неинтересно.

- Этот комплекс опасен не только прогулами в старших классах, но и тем, что ребенок привыкает к такой жизненной позиции, - говорит психолог. - Он и в институте будет пассивно присутствовать на лекциях, а потом - на рабочем месте. Его главной задачей становится - отбыть учебную или трудовую «повинность». Важно объяснить ребенку, что такое правила и почему им нужно следовать. Но не превращайте свое чадо в подобие религиозного фанатика, изредка правила можно и нарушать.

Комплекс неудачника

Проблема касается в первую очередь детей, трудно привыкающих к новому коллективу, особенно тех, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с ребятами во дворе, то есть чересчур опекаемых детей.

Необщительный ребенок робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он прекрасно понимает, что выделяется из коллектива, чувствует себя не таким, как все, а от этого еще больше стесняется. Получается замкнутый круг. А дальше - мысли о том, что он хуже остальных и что ничего хорошего у него никогда не получится.

Это один из самых стойких комплексов, и если ребенку вовремя не помочь, он останется на всю жизнь!

- Дети с этим комплексом выделяются из толпы, - рассказывает Наталья Чекотовская. - Я когда-то проводила такой тренинг: вызывала детишек по двое и просила говорить друг о друге что-то хорошее. Те, кто помладше, отмечали красивое платьице, туфельки, постарше - умение дружить, щедрость и т.д. Но всегда находился кто-то, кто умел, говоря хорошее, сказать какую-то гадость. А все потому, что ребенок изначально настроен на негатив, и окружающие, сколько бы им ни было лет, все равно чувствуют это настроение подсознательно. Бывает и иначе - ребенок добрый и отзывчивый, а дружить с ним все равно не хотят. Главная задача родителей в этой ситуации - изменить настрой своего ребенка и внушить ему, что вокруг все ребята хорошие и он тоже замечательный, а значит - надо искать понимание.

Комплекс белой вороны

Самый опасный период проявления этого комплекса - 12-16 лет. Ведь именно в этот период людям наиболее свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть «как все» и при этом трепетно относятся к своей личности. Многое зависит от того коллектива, в котором оказался подросток. Если в классе все дети отдыхают на Сейшелах (а ваш ребенок в деревне у бабушки), ездят с водителем на «Мерседесе» (а ваше чадо на трамвае), то ощущение «непринадлежности» к коллективу, а соответственно и неполноценности, наверняка замучает подростка. Вопрос, почему он не такой, как все, станет для него источником формирования комплексов.

При такой проблеме специалисты рекомендуют все же «выдернуть» ребенка из «неподходящего» окружения или «разбавить» круг общения - записать его в спортивную секцию, на бальные танцы и т. д.

Комплексы двоечника и отличника

В школе оценки в дневнике являются главным мерилом человеческих достоинств. Нередко учителя даже ставят подобные штампы: мол, отличник - хороший, а двоечник - плохой. Ну а поскольку в первых классах учитель оказывает на ваших детей почти гипнотическое воздействие, то и в глазах остальных ребят оценки делают их «плохими» или «хорошими». Повешенные в школе ярлыки преследуют человека всю жизнь. При этом далеко не факт, что двоечник проживет ее хуже отличника. Первый привыкает думать, что ему бесполезно стараться и надеяться на лучшее - нет смысла. Отличник же изо всех сил хочет удержать пальму первенства.

- Двоечники и отличники всю жизнь будут зависеть от чужого мнения, если им вовремя не помочь, - уверена Наталья. - Вышесказанное вовсе не означает, что нужно пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Просто постарайтесь, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения.

Комплекс недопустимости ошибки

Как вы поступаете, когда ребенок приносит из школы хорошие оценки? Хвалите, верно? Ну а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди. Поэтому дети со страхом заглядывают в тетрадь, боясь, что допустили ошибки в контрольной. Они начинают бояться не столько плохих оценок, сколько собственных ошибок и… ищут легкие пути, как их избежать: списывают у отличников, делают шпаргалки и т. д. Так ребенок привыкает не доверять собственным мыслям и уходить от трудностей.

Взрослый же человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, и в итоге обречен остаться на низкой планке, не раскрыв своих возможностей.

ВАЖНО

Советы психолога

  • Объясните ребенку, что есть правила, которые нужно соблюдать как дома, так и в школе.
  • Не потакайте слабостям, а вместе ищите выход из различных ситуаций.
  • Почаще интересуйтесь, как у ребенка дела.
  • Не делайте оценки мерилом успешности ребенка.
  • Не давайте негативных установок (типа «ты - лентяй»).
  • Хвалите даже за незначительные успехи (но без фанатизма!).
  • Если вы видите, как страдает ваш ребенок в школе, переведите его в другую, но будьте внимательны в выборе учебного заведения.
  • Постарайтесь «разбавить» школьное общество занятиями в других секциях и кружках.
  • Не ограничивайте общение со сверстниками. Ведь именно в младших классах дети учатся строить отношения.