Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Выводы ученых: имена влияют на внешность

Выводы ученых: имена влияют на внешность
Фото: Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Знакомиться с красотками на улице при помощи фразы "Девушка, а как вас зовут?", как это делал Савелий Крамаров в фильме "Джентльмены удачи", уже неактуально. Есть способ сразу же произвести куда более сильное впечатление на незнакомку. Например, угадать, что зовут ее Машей. Или Дашей. Сделать это не так уж трудно, уверяет команда израильских ученых, которые открыли, что люди по внешности человека способны угадать его имя с вероятностью 38%.

А я милого узнаю по прическе...

Доктор наук Рут Мейо и ее коллега Йонат Цвебнер из Еврейского университета в Иерусалиме набрали группу добровольцев и провели любопытный эксперимент. Они раздали участникам опыта фотографии совершенно случайных людей. И попросили угадать настоящее имя незнакомцев исходя из их внешних данных. При этом к каждому портрету предлагалось четыре варианта ответа. Вероятность случайного попадания согласно теории вероятности при этом не должна превышать 25%. Но, к удивлению ученых, добровольцы выдавали правильные ответы гораздо чаще - в 38% случаев.

Более того, в одном из экспериментов незнакомцам на фотографиях даже закрывали лица, и надо было угадать имя только по прическе. Но и одного взгляда на шевелюру было достаточно, чтобы чуть ли не в половине случаев дать точный ответ.

Однако выяснилась любопытная закономерность: волонтеры могли угадывать имена незнакомцев, только если речь шла о людях одной с ними национальности. Когда израильтянам показывали фотографии французов (и наоборот), количество правильных ответов тут же падало до уровня статистической случайности.

- Мы думаем, что внешность человека действительно зависит от того, как его зовут, - говорит психолог Рут Майо. - Что лежит в основе способности людей угадывать чужие имена по лицам? Вероятно, здесь работает механизм "самоисполняющегося пророчества", или, как его еще называют, - "эффект Пигмалиона" (см. "Кстати"). Известно, что среди людей существуют определенные культурные стереотипы. Например, услышав имя Роза, мы ожидаем увидеть женщину яркую и красивую, как цветок. Но самое интересное в том, что и сама носительница этого имени стремится соответствовать таким ожиданиям. Убедительное доказательство того, что человек способен неосознанно подстраивать внешность под свое имя,  - это успешный эксперимент с прическами. Потому что в отличие от формы черепа, которая передается генетически, прическу люди могут выбирать в соответствии со стереотипом, который связан с их именем.

Мимические морщины у Елизавет

Впрочем, опознавательными знаками может служить не только прическа. Израильские психологи объясняют, как такое серьезное имя, как Элизабет (передаем привет и наилучшие пожелания английской королеве Елизавете II. - Ред.), может откладывать серьезный отпечаток на внешность девушек из англоговорящих стран. Имя побуждает их скорее поднять локоны наверх и уложить по-королевски, чем носить распущенные длинные волосы. Культурный стереотип вынуждает Элизабет быть более серьезными и не смеяться по пустякам. А это, в свою очередь, влияет на формирование мимических морщин и лицевых линий.

Для подтверждения своей гипотезы исследовательницы решили исключить человеческий фактор и с помощью специального алгоритма попытались "натренировать" компьютерную систему соотносить имена и лица. Для создания программы ученые с помощью специальной аппаратуры отслеживали траекторию движения глаз добровольцев, чтобы выяснить, какие детали человеческого лица несут в себе самую ценную информацию. Оказывается, люди прежде всего обращают внимание на глаза и рот, поскольку они больше всего участвуют в мимике. В память машины загрузили 94 тысячи портретов, и "железяка" смогла распознать "ху из ху" с точностью до 64%!

- Это в очередной раз доказывает мысль, что наши лица содержат актуальную информацию, связанную с именами, - пояснила Йонат Цвебнер. - Так, например, мы выяснили, что участникам эксперимента представлялось, что человек по имени Боб должен иметь более круглое лицо, чем мужчина по имени Тим. А у Кэтрин в их представлении жизнь сложится удачнее, чем у Скарлетт. Конечно, ребенок, которого нарекли Дэном, не будет выглядеть как Дэн сразу после записи в метрике. Тем более что в младенческом возрасте все люди выглядят примерно одинаково. Но со временем он будет подгонять свою внешность под тот стереотип, который связан с этим именем в обществе.

В принципе ученые не открыли ничего нового. Капитан Врунгель давным-давно говорил: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". Теперь эта мысль получила научную базу. 

КСТАТИ

Что такое "эффект Пигмалиона"?

Этот феномен был открыт американским психологом Робертом Розенталем и назван в честь персонажа древнегреческого мифа. Согласно легенде скульптор Пигмалион создал настолько прекрасную статую, что влюбился в свое творение. Тронутые этим чувством боги вняли просьбам Пигмалиона и оживили Галатею. В психологии "эффект Пигмалиона" заключается в том, что ложное пророчество может осуществиться, если человек, веря в него, меняет свое поведение и сам себе создает ожидаемый результат.

Гипотеза Розенталя получила блестящее подтверждение во время экспериментов в одной из школ Сан-Франциско. Ученый изучал интеллектуальные способности детей и отобрал ребят, которые обладали выдающимися способностями. Учителя были озадачены, поскольку эти школьники особых успехов в учебе не демонстрировали, были середняками-хорошистами - не более того. Но Розенталь объяснил, что дети просто не успели себя раскрыть. И он оказался прав - через год эти ребята уже показывали фантастические результаты на экзаменах. Тогда психолог раскрыл секрет: оказывается, никакого исследования способностей он не проводил, а просто наугад выбрал детей из классного журнала. Но эффект ожидания, которое испытывали учителя в отношении этих учеников, передался детям. Они стремились соответствовать своему новому статусу, который читали в глазах педагогов, и ложное пророчество реализовалось. Так велика оказалась сила убеждения и самовнушения.

Новости по теме: ученые Исследования