В НАСА подтвердили: гравицапа фурычит

Когда-нибудь EmDrive Роджера Шойера (слева) позволит построить нечто вроде пепелаца, на котором перемещались по Вселенной Уэф и Би с планеты Плюк. Фото: youtube.com

Невозможное стало возможным

Британский ученый Роджер Шойер сильно озадачил мир науки и техники еще в 2000 году, когда продемонстрировал прототип своего двигателя - EmDrive. Или гравицапу, как стали называть его у нас. Конечно же, не случайно. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая и не отбрасывая - как оснащенный гравицапой аппарат, на котором летали герои фильма "Кин-дза-дза!".

В реальной жизни все существующие ныне космические двигатели дают выхлоп - создают тягу, что-то отбрасывая: или продукты сгорания топлива, или ионы, разогнанные электромагнитным полем.

Гравицапа Шойера проста до изумления. Закрытый усеченный конус - эдакое запаенное с двух сторон ведро. Внутри - источник СВЧ-излучения - магнетрон. Примерно такой же генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь "микроволновку" в "ведре", и там возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади. Чудо какое-то...

С 2000 года "здравомыслящие ученые" доказывают: EmDrive не может создавать тягу, потому что ее появление противоречило бы законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Однако "ведро" каким-то загадочным образом все-таки тянет. В исследовательском центре

НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ) - недавно в этом удостоверились, проведя собственные эксперименты.

- Додумались, пацаки? Фото: Кадр из фильма

До Марса - за 10 недель

История с испытаниями гравицапы Шойера в ­НАСА напоминала детектив. Сначала о них пошли слухи, потом блогеры слили в Сеть черновики лабораторных отчетов, которые свидетельствовали о том, что двигатель реально работает - фурычит, как выражаются энтузиасты. И, наконец, появилась публикация в рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power с описанием экспериментов и задокументированным достижением - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, чтобы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

В чем секрет?

Самую свежую попытку разобраться в сути феномена предприняли финские физики из Университета Хельсинки.

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - полагает профессор Арто Аннила. И считает, что гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно - фотоны гасят друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не ­видно.

Аннила предполагает, что волны, производящие тягу, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Сам Шойер подобного не исключает. Но мыслит проще. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное.

Коллегам объяснение про давление волн кажется слишком примитивным. И они - вроде Арто Аннилы - изощряются в экзотических гипотезах. Грешат то на некий "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого "ведро" отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

А в отчете Eagleworks скромно записано, что устройство создает силу, которую "нельзя отнести к какому-либо из известных электромагнитных явлений".

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

На честном слове и на одном "ведре"

Толковых объяснений сути работы EmDrive пока нет. Но сам он набирает популярность. Действующие модели испытали в Китае, Великобритании, Германии. В Румынии гравицапу спаял дома из медных листов исследователь-любитель. Некто Берча Джулиан. Тягу получил.

Энтузиазм понятен. Затраты на эксперименты с EmDrivе мизерны. А эффект может быть огромным. Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного гравицапами, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

Что решили на закрытой встрече Порошенко с БПП
Что решили на закрытой встрече Порошенко с БПП 254

Президент собрал самых верных соратников, чтобы посоветоваться, как быть дальше.

В Раде начали сбор подписей за отставку Парубия
В Раде начали сбор подписей за отставку Парубия [фото] 266 2

Процедуру инициировал народный депутат Валерий Писаренко.

Три первых телефонных  свидания  Зеленского: Меркель, Туск, Столтенберг
Три первых телефонных "свидания" Зеленского: Меркель, Туск, Столтенберг 196 1

Западные лидеры налаживают связь с победителем выборов.

СМИ: подозреваемых в убийстве Гандзюк теперь обвиняют по другой статье
СМИ: подозреваемых в убийстве Гандзюк теперь обвиняют по другой статье 147

Пяти вероятным исполнителям изменили подозрение с убийства на умышленное нанесение тяжких телесных повреждений.

Украина вернула Франции украденную картину Поля Синьяка
Украина вернула Франции украденную картину Поля Синьяка [фото, видео] 105

В Министерстве внутренних дел рассказали, как нашли "Порт Ла-Рошель".

Киевлянина арестовали за угон патрульного автомобиля и ДТП с женщиной-копом
Киевлянина арестовали за угон патрульного автомобиля и ДТП с женщиной-копом 157 1

Шевченковский районный суд Киева отправил его под стражу на два месяца.

Успеть до 2 мая: кто должен подать налоговую декларацию
Успеть до 2 мая: кто должен подать налоговую декларацию 397

Из-за праздников последний день декларирования налогов за 2018 год сдвинули на 2 мая.

Новости компании. Экструдированный пенополистирол ТМ Penoboard. 10 лет теплой заботы 98

Уже целое десятилетие строительный рынок Украины и ближнего зарубежья пользуется утеплителем нового поколения – экструдированным пенополистиролом ТМ PENOBOARD.

Беларусь приостановила поставки топлива в Украину
Беларусь приостановила поставки топлива в Украину 4154 10

Объяснили это некачественным российским сырьем, а не политическими мотивами

С чего должен начать Зеленский в качестве президента Украины?
С чего должен начать Зеленский в качестве президента Украины? [вопрос дня] 71

В Горняке малолетних вандалов приобщили к труду
В Горняке малолетних вандалов приобщили к труду 143 1

Хулиганов заставили высадить деревья взамен сломанных.

Украинцев атакуют змеи
Украинцев атакуют змеи 636 2

За последнюю неделю как минимум три человека оказались в больнице после случайной встречи с пресмыкающимися, а в Днепре спасатели дважды отлавливали змей в людных местах.

Может ли быть  Голос країни  без Потапа
Может ли быть "Голос країни" без Потапа 299

Самый обаятельный, веселый и зажигательный тренер может отказаться от своего кресла в вокальном шоу.

Сергей Стрельников:  Не люблю заниматься душевным стриптизом
Сергей Стрельников: "Не люблю заниматься душевным стриптизом" 154

Актер сыграл главную роль в сериале "Чужая жизнь", который стартует на канале "Украина" 9 мая.

Прощайте, Мстители, или И снова здравствуйте?
Прощайте, Мстители, или И снова здравствуйте? 386

Что нужно знать перед одной из самых ожидаемых премьер года.

Динамо  vs  Шахтер : кто сильнее в чемпионской гонке
"Динамо" vs "Шахтер": кто сильнее в чемпионской гонке 181

24 апреля на НСК "Олимпийский" сойдутся лучшие команды страны. Раскладываем команды по полочкам, чтобы понять, у кого же больше шансов на победу.

Стало известно, сколько заработает Такам за бой с Усиком
Стало известно, сколько заработает Такам за бой с Усиком 253

Победа над украинцем позволит камерунскому боксеру перезагрузить карьеру.

Обладатель чемпионского пояса избегает встречи с Ломаченко
Обладатель чемпионского пояса избегает встречи с Ломаченко 490

Ричард Комми намерен превзойти украинца, но немного позже.