В НАСА подтвердили: гравицапа фурычит

Когда-нибудь EmDrive Роджера Шойера (слева) позволит построить нечто вроде пепелаца, на котором перемещались по Вселенной Уэф и Би с планеты Плюк. Фото: youtube.com

Невозможное стало возможным

Британский ученый Роджер Шойер сильно озадачил мир науки и техники еще в 2000 году, когда продемонстрировал прототип своего двигателя - EmDrive. Или гравицапу, как стали называть его у нас. Конечно же, не случайно. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая и не отбрасывая - как оснащенный гравицапой аппарат, на котором летали герои фильма "Кин-дза-дза!".

В реальной жизни все существующие ныне космические двигатели дают выхлоп - создают тягу, что-то отбрасывая: или продукты сгорания топлива, или ионы, разогнанные электромагнитным полем.

Гравицапа Шойера проста до изумления. Закрытый усеченный конус - эдакое запаенное с двух сторон ведро. Внутри - источник СВЧ-излучения - магнетрон. Примерно такой же генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь "микроволновку" в "ведре", и там возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади. Чудо какое-то...

С 2000 года "здравомыслящие ученые" доказывают: EmDrive не может создавать тягу, потому что ее появление противоречило бы законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Однако "ведро" каким-то загадочным образом все-таки тянет. В исследовательском центре

НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ) - недавно в этом удостоверились, проведя собственные эксперименты.

- Додумались, пацаки? Фото: Кадр из фильма

До Марса - за 10 недель

История с испытаниями гравицапы Шойера в ­НАСА напоминала детектив. Сначала о них пошли слухи, потом блогеры слили в Сеть черновики лабораторных отчетов, которые свидетельствовали о том, что двигатель реально работает - фурычит, как выражаются энтузиасты. И, наконец, появилась публикация в рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power с описанием экспериментов и задокументированным достижением - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, чтобы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

В чем секрет?

Самую свежую попытку разобраться в сути феномена предприняли финские физики из Университета Хельсинки.

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - полагает профессор Арто Аннила. И считает, что гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно - фотоны гасят друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не ­видно.

Аннила предполагает, что волны, производящие тягу, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Сам Шойер подобного не исключает. Но мыслит проще. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное.

Коллегам объяснение про давление волн кажется слишком примитивным. И они - вроде Арто Аннилы - изощряются в экзотических гипотезах. Грешат то на некий "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого "ведро" отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

А в отчете Eagleworks скромно записано, что устройство создает силу, которую "нельзя отнести к какому-либо из известных электромагнитных явлений".

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

На честном слове и на одном "ведре"

Толковых объяснений сути работы EmDrive пока нет. Но сам он набирает популярность. Действующие модели испытали в Китае, Великобритании, Германии. В Румынии гравицапу спаял дома из медных листов исследователь-любитель. Некто Берча Джулиан. Тягу получил.

Энтузиазм понятен. Затраты на эксперименты с EmDrivе мизерны. А эффект может быть огромным. Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного гравицапами, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

Савченко заявила, что ей необходима операция
Савченко заявила, что ей необходима операция 884

Савченко и Рубана задержали в марте и отправили в СИЗО по обвинению в подготовке госпереворота.

На Генассамблее ООН Порошенко случайно зашел в комнату Лаврова
На Генассамблее ООН Порошенко случайно зашел в комнату Лаврова 886 1

В переговорной комнате российской делегации он пробыл 15 секунд.

Роухани призвал США вернуться за стол переговоров
Роухани призвал США вернуться за стол переговоров 122 2

Иранский лидер считает, что возобновит диалог можно было бы прямо в рамках Генассамблеи ООН.

В Донбассе серьезные обстрелы, ранены 5 военных
В Донбассе серьезные обстрелы, ранены 5 военных 98

По военным велся огонь из гранатометов, крупнокалиберных пулеметов и минометов.

В Одессе загорелся санаторий  Красные Зори
В Одессе загорелся санаторий "Красные Зори" [фото] 359 1

Заведение уже горело менее года назад.

Под Николаевом поезд  Интерсити  снес на переезде автомобиль, есть жертвы
Под Николаевом поезд "Интерсити" снес на переезде автомобиль, есть жертвы 764 1

Водитель автомобиля "Таврия" проигнорировал звуковую и световую сигнализацию и выехал на железнодорожный переезд.

Как подорожает коммуналка в ближайшие годы
Как подорожает коммуналка в ближайшие годы 71

Согласно обновленному прогнозу МЭРТ, на протяжении ближайших трех лет тарифы на коммунальные услуги будут расти.

Банки получили доступ к реестру должников
Банки получили доступ к реестру должников 564

Если у заемщика есть проблемный долг в одном месте, то в другом финучреждении он на кредит рассчитывать не сможет.

Новая  двадцатка : рельефная и с инфракрасной защитой
Новая "двадцатка": рельефная и с инфракрасной защитой 365

Банкноты номиналом 20 гривен нового образца вводятся в обращение 25 сентября 2018 года.

В США нашли змею с двумя головами
В США нашли змею с двумя головами [видео] 151

Медноголовый щитомордник смог прожить с такой мутацией довольно долго.

В Ирландии аборты станут бесплатными
В Ирландии аборты станут бесплатными 156 2

Расходы на проведение абортов будут включены в бюджет.

Трудовой коллектив ТИС просит правительство обеспечить дноуглубление в порту "Южный" 165 1

Актер Билл Косби приговорен к тюрьме за изнасилования женщин
Актер Билл Косби приговорен к тюрьме за изнасилования женщин 580

Во время заключения он также будет проходить ежемесячное консультирование у врачей.

Певица Деми Ловато потеряла голос после передозировки наркотиками
Певица Деми Ловато потеряла голос после передозировки наркотиками 453 1

Мать звезды призналась, что поначалу врачи не могли дать гарантий того, что ее дочь выживет.

Игры, комиксы, кино и аниме : как в Киеве прошел фестиваль гик-культуры Comic-Con Ukraine
"Игры, комиксы, кино и аниме": как в Киеве прошел фестиваль гик-культуры Comic-Con Ukraine [фото, видео] 135

Фестиваль на два дня объединил тысячи фанатов комиксов, мультфильмов и компьютерных игр.

Модрич обошел Месси и Роналду, но получил не  Золотой мяч
Модрич обошел Месси и Роналду, но получил не "Золотой мяч" 915

Разбираемся, что за приз достался хорвату, выигравшему Лигу чемпионов в Киеве и серебро чемпионата мира в Москве.

Лука Модрич стал обладателем  Золотого мяча
Лука Модрич стал обладателем "Золотого мяча" 1961

Впервые за последние десять лет лучшим футболистом стал не Роналду и не Месси.

Дидье Дешам стал тренером года по версии ФИФА
Дидье Дешам стал тренером года по версии ФИФА 104

Награда французу была достаточно прогнозируемой с учетом того, что ему удалось выиграть Чемпионат мира.