Сегодня 24 октября +23°C
В НАСА подтвердили: гравицапа фурычит

Когда-нибудь EmDrive Роджера Шойера (слева) позволит построить нечто вроде пепелаца, на котором перемещались по Вселенной Уэф и Би с планеты Плюк. Фото: youtube.com

Невозможное стало возможным

Британский ученый Роджер Шойер сильно озадачил мир науки и техники еще в 2000 году, когда продемонстрировал прототип своего двигателя - EmDrive. Или гравицапу, как стали называть его у нас. Конечно же, не случайно. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая и не отбрасывая - как оснащенный гравицапой аппарат, на котором летали герои фильма "Кин-дза-дза!".

В реальной жизни все существующие ныне космические двигатели дают выхлоп - создают тягу, что-то отбрасывая: или продукты сгорания топлива, или ионы, разогнанные электромагнитным полем.

Гравицапа Шойера проста до изумления. Закрытый усеченный конус - эдакое запаенное с двух сторон ведро. Внутри - источник СВЧ-излучения - магнетрон. Примерно такой же генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь "микроволновку" в "ведре", и там возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади. Чудо какое-то...

С 2000 года "здравомыслящие ученые" доказывают: EmDrive не может создавать тягу, потому что ее появление противоречило бы законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Однако "ведро" каким-то загадочным образом все-таки тянет. В исследовательском центре

НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ) - недавно в этом удостоверились, проведя собственные эксперименты.

- Додумались, пацаки? Фото: Кадр из фильма

До Марса - за 10 недель

История с испытаниями гравицапы Шойера в ­НАСА напоминала детектив. Сначала о них пошли слухи, потом блогеры слили в Сеть черновики лабораторных отчетов, которые свидетельствовали о том, что двигатель реально работает - фурычит, как выражаются энтузиасты. И, наконец, появилась публикация в рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power с описанием экспериментов и задокументированным достижением - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, чтобы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

В чем секрет?

Самую свежую попытку разобраться в сути феномена предприняли финские физики из Университета Хельсинки.

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - полагает профессор Арто Аннила. И считает, что гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно - фотоны гасят друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не ­видно.

Аннила предполагает, что волны, производящие тягу, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Сам Шойер подобного не исключает. Но мыслит проще. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное.

Коллегам объяснение про давление волн кажется слишком примитивным. И они - вроде Арто Аннилы - изощряются в экзотических гипотезах. Грешат то на некий "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого "ведро" отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

А в отчете Eagleworks скромно записано, что устройство создает силу, которую "нельзя отнести к какому-либо из известных электромагнитных явлений".

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

На честном слове и на одном "ведре"

Толковых объяснений сути работы EmDrive пока нет. Но сам он набирает популярность. Действующие модели испытали в Китае, Великобритании, Германии. В Румынии гравицапу спаял дома из медных листов исследователь-любитель. Некто Берча Джулиан. Тягу получил.

Энтузиазм понятен. Затраты на эксперименты с EmDrivе мизерны. А эффект может быть огромным. Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного гравицапами, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

Фото: в Святошинском суде за ночь выросли баррикады

Илья Кива заявил, что будет баллотироваться в президенты
Илья Кива заявил, что будет баллотироваться в президенты [фото] 173 1

Политик также выразил уверенность, что выиграет, "если на в 2019, то через выборы".

Секс-скандал в Европарламенте: назначены срочные дебаты
Секс-скандал в Европарламенте: назначены срочные дебаты 540 1

Ряд сотрудницы Европарламента заявили о сексуальных домогательствах евродепутатов.

В Херсоне мужчину  зажало  между баржами
В Херсоне мужчину "зажало" между баржами 460

В результате он получил травму грудной клетки и переломы ребер.

Авария в Харькове: водителя второго авто взяли под охрану
Авария в Харькове: водителя второго авто взяли под охрану 2076

Адвокат Геннадия Дронова заявил о том, что в больнице, где находится мужчина, постоянно дежурят сотрудники правоохранительных органов.

СМИ сообщили о пропаже двух украинцев в РФ
СМИ сообщили о пропаже двух украинцев в РФ 332 1

Якобы Сергей Велев и Александр Бабинец, возвращаясь из Грузии, в последний раз вышли на связь возле Ростова-на-Дону.

Почему дефицит внешней торговли уже больше 3 млрд долларов
Почему дефицит внешней торговли уже больше 3 млрд долларов 268 1

За 8 месяцев 2017 года экспорт из Украины в Россию вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

5 ловушек рекламы для покупателя: от любви до коварных  девяток
5 ловушек рекламы для покупателя: от любви до коварных "девяток" 924 2

Придя домой с очередной ненужной вещью, мы только диву даемся: как же так случилось, что мы в очередной раз попались на уловку продавца? Ответ прост: на стороне продавцов и маркетологов - наука, а на нашей - только здравый смысл. Да и то не всегда…

Когда субсидии будут давать деньгами: монетизацию обещают провести в три этапа
Когда субсидии будут давать деньгами: монетизацию обещают провести в три этапа 1556

В министерстве обещают, что люди смогут тратить сэкономленные деньги по своему усмотрению, но эксперты в этом сомневаются.

Видео: строительство баррикад в суде

Сегодня днем,24 октября, в Украине от 4 до 14 градусов
Сегодня днем,24 октября, в Украине от 4 до 14 градусов 18

На западе Украины днем местами пройдет небольшой дождь, ветер северо-восточный, 5-10 м/с. Температура воздуха до 14 градусов.

Проспект Победы  назовут, как при царе батюшке
"Проспект Победы" назовут, как при царе батюшке 194

В Киевсовете рассматривают вопрос о возвращении столичному проспекту Победы исторического названия. Но какая именно история кроется за старым топонимом "Брест-Литовский"?

Олег Филимонов объелся в Италии трюфелями и огромными стейками
Олег Филимонов объелся в Италии трюфелями и огромными стейками [фото, видео]

Одесский шоумен рассказал о своем экстремальном отпуске с гастрономическим уклоном.

Самой стильной звездой 2017 года стал Кейт Бланшетт
Самой стильной звездой 2017 года стал Кейт Бланшетт [фото] 8

В одежде актриса всегда делает ставку на женственность и элегантность.

Концерты Сергея Бабкина отменены в трех городах
Концерты Сергея Бабкина отменены в трех городах 164

Музыкант признается, что впредь будет выбирать более надежных партнеров.

ФИФА назвала Роналду лучшим футболистом года
ФИФА назвала Роналду лучшим футболистом года 210

Лучшим голкипером признали Джанлуиджи Буффона.

Андрей Шевченко:  Хочу остаться в сборной - жду решение исполкома
Андрей Шевченко: "Хочу остаться в сборной - жду решение исполкома" 194

Наставник "сине-желтых" провел итоговую пресс-конференцию, во время которой оценил свою работу и игру своих подопечных.

Футбольную команду из Ровно признали самой уникальной в Европе
Футбольную команду из Ровно признали самой уникальной в Европе 559

Причина – за "Верес" в этом сезоне сражались только местные игроки – на поле обошлись без помощи легионеров.