120 лет со дня рождения известного полководца. В 1948 году Георгия Жукова отправили на Урал - командовать военным округом низшего 3-го разряда. Об этом периоде биографии полководца мало что известно. Мы собрали любопытные факты о жизни Георгия Константиновича в свердловской "ссылке"
Не встретил Берия - оказался в опале
По официальной версии, в немилость военачальник попал из-за того, что после победы в Великой Отечественной войне якобы присваивал себе фронтовые трофеи. Но среди его сослуживцев ходило другое мнение: дело против маршала сфабриковано, причем сделано это по воле ближайшего соратника Сталина - Лаврентия Берия.
- Когда после войны Германия была разделена, группой войск в советской зоне командовал Жуков, - объясняет Михаил Егоров, бывший начальник штаба танкового полка, служивший вместе с Жуковым на Урале. - Однажды Берия прибыл в Германию, а Жуков его не встретил - то есть не выстроил почетный караул. Из-за этого Берия и начал преследовать Жукова. Злой был на него сильно и постоянно докладывал Сталину, что Жукова надо убрать подальше от центра.
Так в феврале 1948 года Жуков и попал в Свердловск. И тут же принялся создавать на Урале образцовый военный округ. Фронтовики, которые прошли с Жуковым войну, тогда предупреждали молодых солдат: "Ну, держись, сейчас служба медом не покажется!"
|
Добывал дичь
Первым делом в Свердловске маршал Победы попросил... залить возле своего дома лед.
- Жуков очень любил кататься на коньках, поэтому мои красноармейцы устроили огромный каток вокруг его дома, - вспоминает Михаил Егоров.
Готовил для Жукова личный повар. В еде великий полководец был неприхотлив. Просил не варить для него блюд из дорогих и дефицитных продуктов. А мясо и рыбу он предпочитал ту, что сам добывал на рыбалке или охоте. Но только лишь охотой и коньками досуг Жукова не ограничивался. Командующий не пропускал ни одного боксерского поединка в Свердловске. А когда боев в городе не было, за зрелищами отправлялся в театр.
- Особенно Георгию Константиновичу нравился спектакль "Дочь фельдмаршала", - рассказывает Леонид Дрейзин, ветеран Великой Отечественной войны, член правления Фонда Г. К. Жукова. - Однажды после пьесы Жуков не выдержал и отправился прямо за кулисы к народному артисту, который играл Суворова. Отдал ему честь. Сказал: "Фельмаршалу Суворову! Хвалю за хороший образ". Рядом стоял актер, сыгравший адъютанта Суворова. Паренек спросил: "А как вам мой адъютант?" Жуков пробурчал: "Я б твоего адъютанта за разгильдяйство на гауптвахту отправил".
"Заранее назначили виновным"
В рабочее же время Жуков всегда старался позаботиться о личном составе, причем не только о тех, кто служит, но и о тех, кто свое уже отвоевал.
- В 1948 году я учился в Уральском политехническом институте. В нашей группе было много ребят, которые до сих пор ходили в той форме, в которой воевали. Тяжело было тогда достать новую одежду, - вспоминает Леонид Дрейзин. - Мы решили написать Жукову. Он принял нашу группу и два часа рассказывал про оборону Москвы. Помню, он тогда сказал: "Накануне сражения мою фотографию поместили в газете с подписью "Он будет защищать Москву". То есть виновный за грядущее поражение уже был назначен. Поэтому я, конечно, защищал Отечество, но в какой-то степени защищал и свою жизнь". После беседы он распорядился, чтобы всем нашим студентам-фронтовикам выделили по два комплекта офицерского обмундирования.
|
"Позор цареубийце"
По словам уральских друзей Жукова, его завораживала история Свердловска. Георгий Константинович считал позором расстрел семьи Николая II и очень не любил дом Ипатьева, в котором произошло убийство. В те же годы в Свердловске большим почетом пользовался один из цареубийц Петр Ермаков. После окончания Гражданской войны он стал милиционером. А в 1927 году дослужился до на
чальника тюрьмы. Петр регулярно встречался с коллективами трудящихся и рассказывал, как нажимал на курок нагана, целясь в Романовых. Жукова коробили все эти почести.
В 1951 году состоялась их встреча. На торжественном приеме, где собралась вся местная партийная элита, Петр Ермаков сам подошел к Георгию Константиновичу и протянул руку. Жуков в ответ поморщился и процедил: "Я палачам руки не пожимаю".
После инфаркта влюбился в медсестру
В Свердловск Жуков приехал номинально свободным мужчиной. Официально в браке на тот момент он не состоял. И хотя у полководца была гражданская жена Александра Зуйкова, местные сплетники наперебой принялись приписывать маршалу многочисленные романы. Например, с первой манекенщицей Свердловска Розой Субач, которая тогда еще не променяла карьеру повара на подиум. Роза готовила для Георгия Константиновича на его даче, где тот регулярно устраивал банкеты. Впрочем, сама Субач связь с Жуковым отрицает.
А вот роман с 24-летней девушкой-фельдшером 54-го свердловского госпиталя Галиной Семеновой вылился потом в брак. Георгий Константинович и Галя познакомились на стрельбищах на Урале. Немного позже у Жукова в Свердловске случился микроинфаркт, и девушка стала часто приходить к Георгию Константиновичу домой, чтобы проверить его здоровье. Уверенный в себе, победоносный, но в то же время слабый из-за болезни Жуков быстро покорил сердце Гали. Завязался роман.
Впрочем, от гражданской жены Жуков уходить не стал. В 1953-м ему разрешили вернуться в Москву. Там Георгий Константинович женился на Александре Зуйковой. Но свою уральскую любовь полководец не забыл: вызвал в столицу и устроил на работу в госпиталь имени Бурденко, помог получить квартиру. В 1957 году Галина родила Жукову дочь Машу. Но лишь после того как в 1965 году он развелся с Зуйковой, Георгий Константинович сделал предложение уральской медсестре.