5 ноября
Загрузить еще

"Приятно познакомиться, я - обжора!"

Фото: Фото: Кадр из фильма

Когда я наткнулась на объявление о клубе анонимных обжор, то сразу вообразила, что попаду на собрание с различными жареными, копчеными, вареными блюдами, бутербродами с икрой, закусками, плюшками, тортиками - все будут радостно наедаться от пуза. Однако, вчитавшись, подумала, что за столь аппетитным названием скрываются тайные и отнюдь не веселые встречи людей, стремящихся похудеть.

"Нас осталось только двое"

Оказывается, общество анонимных обжор - это целая сеть. Обжоры собираются в Одессе и Киеве, у них есть филиалы и в других городах, а еще они регулярно проводят собрания в скайпе. Позвонив по указанному телефону, я попала на милую женщину.

- Нас сейчас всего двое осталось, - грустным голосом сообщила обжора. - Была еще третья девушка, но она недавно стала мамой и пока не может посещать нашу группу. Иногда приходят случайные люди, но они не справляются или просто пропадают без объяснений.

- А где же вы встречаетесь?

- Обычно в офисе, который по­дыскал активист общества "анонимных". Но можем и в чьей-то машине посидеть.

Я хотела было предложить: мол, а что, если собраться в каком-то кафе, но что-то меня удержало.

…В назначенный день я позвонила все той же милой женщине (назовем ее Маша), чтобы уточнить, во сколько будет собрание и где. По времени мы подстраивались под еще одного члена общества анонимных обжор, а она должна была освободиться только в начале девятого. Я уточнила, нужно ли мне что-нибудь взять с собой, в уме пытаясь угадать, какую сумму с меня могут запросить. Но мне четко и конкретно ответили: "Ничего".

Чтоб окончательно передать всю степень риска быть разоблаченной, скажу прямо - на обжору я не похожа. Так что пришлось импровизировать. Надела огромный свитер поверх еще одного и штаны для сноуборда. Хорошо еще, что на улице похолодало.

Приехав к офису, где меня должна была встретить моя "связная обжора", я пожалела, что не оставила родне ее номер, а заодно и номер редактора, которого в случае чего можно было бы винить во всех бедах. Местечко, скажу прямо, оказалось не из приятных. Неприглядное здание офисного центра устрашающе дополняла колючая проволока над крышей, а вокруг - практически ни одного фонаря. 

Но тут мне навстречу вышла Маша. Она оказалась весьма приятной женщиной, стройной и молодой. Увидев перед собой замотанную, как капуста, собеседницу, рассмеялась.

- Что-то вы не больно похожи на человека, страдающего от переедания, - заявила мне она.

- Спасибо, - говорю я ей, подавив истерический смешок. - Вы тоже очень, очень стройная! 

- 11 месяцев уже в общество анонимных обжор хожу! - гордо заметила она. 

- А как часто вы посещаете эти собрания?

- Каждый понедельник, среду и субботу.

- А если не получается?

- Мы созваниваемся и договариваемся. Так чтобы всем было удобно. Иногда и днем собираемся. Сегодня Юля (имя изменено) задержалась на работе, вот мы и встретились так поздно.

Автору пришлось надеть на себя несколько свитеров и теплые штаны, чтобы хоть немного походить на любителя плотно покушать. Фото: ВК

"Здесь еще и алкоголики собираются"

Третья "обжора" Юля оказалась такой же стройной, как и мы. Помещение, в котором мы расположились, было типичным кабинетом для проведения семинаров: много стульев, доска на стене. Причем, судя по записям, до нас тут уже побывали участники другого анонимного общества - наверняка те, кто не против выпить чего-то горячительного. 

- Это Павел (имя изменено) нам помещение нашел, - пояснила Маша. - Он тут еще алкоголиков собирает, сексоголиков. И тех, у кого проблемы взаимопонимания с близкими.

Опытные "обжоры" предложили, раз уж я новенькая, начать все с первого шага. Мы расселись по кругу, а точнее, треугольником, после чего Юля зачитала вслух заготовленный текст.

- Приветствую собравшихся ради благой цели, - читала она с листика. 

Потом Юля что-то упомянула о пользе объединения в борьбе с общей проблемой, после чего предложила помолчать минуту. Оказалось, тем самым мы помянули тех, кто сорвался и по каким-то причинам перестал ходить на собрания. А также (о, боги!) в память о людях, которых обжорство свело в могилу.

Потом мы начали молиться. Молитва звучала примерно так: "Гос­поди, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого". В мое сознание все настойчивее стали стучаться мысли о секте. Потом меня ознакомили со сводом правил и системой из "12 шагов", составленной по образцу той, которой пользуются в обществе анонимных алкоголиков. Интересно, что суть сводится вовсе не к диетам и советам по питанию, а к смирению. Дескать, никто из нас не властен над собой, а посему нужно принять, что только высшая сила способна помочь нам справиться с проблемой.

Фото: Катерина Мартинович

Картошка - не картошка, а углевод

Признать бессилие перед едой я смогла почти без проблем. Все-таки это базовая человеческая потребность. Потом Маша, благоговейно вскинув глаза, попросила нас вспомнить людей, которым мы причинили зло из-за губительного пристрастия к еде, и при этом извиниться перед ними. Мне сразу захотелось позвонить младшему брату и молить его о прощении. Дошло до того, что мне стало реально стыдно за то, что когда мне было девять лет, я тайком уплела шоколадку, которую ему купили.

Но строгими правилами собрания звонки были запрещены. А также не разрешалось перебивать, комментировать, рассказывать случаи из чужой жизни, оценивать или цитировать других ораторов. Называть пирожное пирожным или картошку картошкой тоже нельзя. Вся еда - это только белки, жиры, углеводы…

Распространяться о себе, по регламенту, тоже было нежелательно: возраст, род занятий и социальное положение - это табу. Впрочем, обе женщины охотно поделились историями. Причем начало было как в американском кино: "Здравствуйте, меня зовут Вася, и я обжора!" - "Здравствуй, Вася!". Первой говорила Юля.

- Я считаю, что все эти диеты совершенно бесполезны, - отрезала она. - Вот недавно мне посоветовали одну, но я опять сорвалась. Теперь вот думаю: стоит ли начинать все сначала? 

Потом свою историю поведала Маша. О еде она почти не говорила. Ее речь была больше похожа на рекламу анонимных сообществ, в которых ей удалось побывать в своей жизни. И еще о тех, куда она только планирует попасть. Внимательно слушая собеседниц, я не заметила, как дошла очередь до меня, и даже немного растерялась. 

- Говорить не обязательно! - ободряюще посмотрела на меня Маша.

Однако все-таки, слегка приукрасив действительность, я рассказала о моих взаимоотношениях с пищей. 

- Меня зовут Саша, и я обжора! Я ем всегда и всюду. Даже если только что плотно пообедала, то уже думаю, что бы такого перекусить на десерт, а выйдя на улицу, всегда ищу будку с едой. Иногда я даже отбираю тарелку у мужа, притворяясь, что это ради его же фигуры. И тайком съедаю половину ужина еще во время готовки. А на базаре я прошу продавцов отрезать мне "пробный" кусочек побольше! Единственный, кто этому радуется, - моя бабушка, поэтому я не сказала ей, куда сегодня пошла.

Похоже, я более чем удовлетворила любопытство новых подруг: кажется, меня приняли за свою. 

Открыв "единомышленницам" сердце, я в глубине души ждала, что меня тут же кинутся утешать, дадут совет или хотя бы сделают вид, что готовы оказать поддержку. Ан нет. Поблагодарив меня за откровенность, Юля завершила собрание. Вновь зачитала общие фразы со шпаргалки, достала корзинку для пожертвований, после чего она и Маша положили туда пять и десять гривен. Они якобы идут на чай и в благодарность хозяину офиса. С меня, правда, денег не требовали, наоборот - убедили не идти за кошельком (возможно, потому, что боялись, как бы я не исчезла бесследно).

Под конец мы встали и, взявшись за руки, еще раз произнесли молитву. А потом меня даже предложили подвезти. Но я отказалась, так как очень хотела есть. 

КОМПЕТЕНТНО 

Психолог, психотерапевт Кирилл АНТУФЬЕВ:

- Ничего плохого в таких собраниях нет, если это вопрос действительно похудения или борьбы с пищевой зависимостью, а не собрание аноректиков. - Когда люди с одинаковыми взглядами находят друг друга - это уже хорошо. И не важно, религиозная эта идея, психотерапевтическая или просто страсть к ловле бабочек. Сам факт того, что люди объединяются вокруг чего-то - это всегда хорошо. Конечно, если их собирают не идеи, не приветствующиеся обществом. Более того, некоторым людям это необходимо. Они нашли то, что им подходит: им не нужен никто и при этом кто-то нужен. Они хотят, чтоб их кто-то услышал, но не лез в душу. Можно пойти и к человеку с подготовкой, психологу, но это стоит денег. А вообще для меня такие группы без участия специалиста не приемлемы. Но для некоторых людей это оптимальный вариант, они нашли способ, им все подходит, и это замечательно.