7 января
Загрузить еще

Загадки Севера: зачем три поколения ученых прячут еду на краю света

Загадки Севера: зачем три поколения ученых прячут еду на краю света
Фото: Медведи не отходили от лагеря: их манил запах еды. Фото: Артем ГНАТЕНКО

Щи и каша из 1900 года

"Я велел зарыть ящик с 48 банками консервированных щей, запаянный жестяной ящик с 6 кг сухарей, запаянный жестяной ящик с 6 кг овсянки, запаянный ящик, содержащий около 1,6 кг сахару, 4 кг шоколада, 7 плиток и 1 кирпичник чаю. Яма была… обозначена деревянным крестом", - написал 9 сентября 1900 года в своем дневнике исследователь Арктики Эдуард Толль.

Его полярная экспедиция искала неизведанную Землю Санникова. Дойдя до берега Таймыра, он решил заложить в вечной мерзлоте на берегу Карского моря продуктовый склад, чтобы воспользоваться провизией позднее. Толль собирался исследовать малоизученный полуостров на собачьих упряжках. Мыс в заливе Миддендорфа, у которого и было сделано хранилище, получил название Депо.

Но вернуться сюда Толлю было не суждено. Вместе со спутниками он навсегда исчез во льдах Арктики, не прощающей ошибок.

Найти таймырский продуктовый склад по описаниям знаменитого исследователя пытались неоднократно, но того самого креста, служившего ориентиром, никто не видел. Удача улыбнулась в 1973 году участникам экспедиции "КП", руководил поисками известный полярник Дмитрий Шпаро. Ржаные сухари, пролежавшие в вечной мерзлоте более 70 лет, сохранили свой аромат и вкус, геркулесовая каша тоже оказалась вполне съедобной.

Так Эдуард Толль, сам того не зная, положил начало одному из интереснейших экспериментов в Арктике. А главным сокровищем его "депо" стали консервированные "Щи с мясом и кашею" 1900 года. Они сохранили питательную ценность, причем безопасность блюда из прошлого подтвердили лабораторные исследования.

Эксперимент было решено продолжить, чтобы ответить на целый ряд вопросов. Как поведут себя в вечной мерзлоте современные продукты? Какая нужна упаковка для длительного хранения? И главное - может ли человек использовать вечную мерзлоту как ресурс?

Рядом со складом Эдуарда Толля появилось новое хранилище, куда помещали новые продукты для кратко­срочных исследований, а несколько банок из клада 1900 года осталось здесь на вечное хранение.

Ученые-пищевики и полярники приезжали сюда в 1974, 1980, 2004 и 2010 годах. Очередная экспедиция состоялась в 2016 году.

На месте, где Толль оставил продуктовый склад, установлен столб с памятной табличкой. Рядом - новое хранилище. Фото: Артем ГНАТЕНКО

Водка с мерзлотой становится только лучше

До заполярной "лаборатории", которую заложил Эдуард Толль в начале XX века, и в нынешнем столетии добраться совсем непросто. В иллюминаторе медленно проплывают тысячи квадратных километров тундры и Карское море. Мыс Депо встречает нас мелкой моросью. Здесь, на краю света, нашей экспедиции, состоящей из 14 человек, предстояло провести восемь дней.

Ученые восьми научно-исследовательских институтов должны изъять некоторые продукты предыдущих закладок и погрузить в вечную мерзлоту новые.

Там уже четыре десятилетия хранятся мясные консервы, сгущенное молоко, крупы, колбасы, шоколад, кофе, какао и прочие продукты. Благодаря эксперименту стало известно, что с годами, проведенными в вечной мерзлоте, чай и водка, например, становятся только лучше.

Среди самых интересных образцов - космический рацион в тюбиках и подсолнечное масло 36-летней давности.

- Оно в отличном состоянии! - восклицают специалисты.

Прекрасный аромат источают и холщовые мешки с элитным зерном. Его как будто только собрали с поля. Часть образцов из хранилища отправится в лабораторию, другая обратно в вечную мерзлоту до 2025 или 2050 года. Именно на это время запланированы следующие экспедиции к складу Толля.

Толик - хозяин Арктики

Неожиданно размеренную жизнь лагеря нарушает крик: "Медведь!" Косолапый на правах хозяина не спеша вывалился из-за небольшой возвышенности и встал на задние лапы, чтобы лучше рассмотреть нарушителей местного порядка.

- Если, не дай бог, встретите мишку - ни в коем случае не убегайте. Он обязательно догонит, - предостерегали нас опытные полярники.

Оказывается, гораздо эффективнее поднять руки вверх и двигаться на медведя, издавая громкие звуки, но нашу безопасность обеспечивают ракетницы, резиновые пули и два ружья. Боевыми стрелять нельзя. Залив Миддендорфа - территория Большого Арктического заповедника.

Получасовой забег за медведем увенчался относительным успехом. Выстрелы в воздух отогнали косолапого на пару десятков метров. Далее он старался сохранить эту дистанцию.

К утру к уже знакомому крику "Медведь!" прибавилось слово "Два!!!". Наш старый знакомый, получивший имя Толик (созвучное фамилии основателя склада), на этот раз появился на горизонте в компании своего товарища. Последний видел людей впервые, он встал на задние лапы, осмотрелся и ринулся бежать прямиком на нас…

Это одно из самых ужасных чувств, которые только можно испытать. Нет, зверь не был в ярости, мишка был просто голоден и мчал, чтобы позавтракать странными нерпами в курточках. Остановить зверя буквально в 20 метрах от нас смог только выстрел. Хищник вновь встал на задние лапы и в недоумении побрел прочь. Опытный Толик тем временем безмятежно лежал поодаль.

С того дня присутствие умок в зоне видимости стало для нас нормой. Их, очевидно, манил запах, разносившийся на десятки километров из вскрытого склада продуктов.

Эксперимент длиной в десятилетия

В день закладки продуктов в хранилище погода была просто отвратительная. Мелкие капли холодного дождя врезались в лицо под порывами ветра. Подтаявшая вечная мерзлота превратилась в кашу. В сотне метров от склада дремал Толик, ему даже не мешал звук генератора и отбойника, которым специалисты делали полутораметровую яму в промерзшем грунте. Спустя несколько часов все готово к исторической закладке образцов. Общий вес - порядка 50 килограммов.

- Мы закладываем классические продукты питания, упакованные в современную многослойную полимерную тару, консервы в новых банках. Из инновационных продуктов было заложено энергетическое питание. Расширено наименование семян новых сортов злаковых, бобовых и овощных культур. Впервые заложена группа промышленных товаров: каучук, шерсть и нефтепродукты, а также носители информации - диски и флешки, - рассказывает Сергей Белецкий.

Здесь же сотрудники других НИИ оставили на хранение детское питание, кефирные грибки, крахмалы, дрожжевые культуры и витамины.

Возможно, уже в ходе следующей экспедиции в 2025 году здесь установят оборудование, которое позволит следить онлайн за температурным режимом и состоянием хранящихся образцов. 

 

СПРАВКА "КП"

Название мысу Депо дал в 1900 году сам Эдуард Толль, руководитель полярной экспедиции, после того как заложил здесь склад продуктов.

Залив Миддендорфа назван в честь учителя Толля - академика Александра Миддендорфа. 

Местность на мысе Депо холмистая и болотистая, более девяти месяцев в году покрыта снегом. Температура зимой - минус 60 °С и ниже. Максимальная температура летом - плюс 5 °С.

Новости по теме: путешествия ученые