Загрузить еще

Михаил Янгель всегда привозил жене с космодрома охапку полевых тюльпанов

Михаил Янгель всегда привозил жене с космодрома охапку полевых тюльпанов
Фото: Михаил Янгель всегда привозил жене с космодрома охапку полевых тюльпанов. Фото: Архив «КП»

7 ноября исполняется 105 лет со дня рождения знаменитого конструктора ракетно-космической техники, создателя КБ "Южное" в Днепропетровске, одного из "отцов" легендарной межконтинентальной баллистической ракеты "Сатана" Михаила Янгеля. Как часто бывает, когда человек становится легендой, и при жизни, и после смерти об ученом ходило много противоречивой информации. Причиной тому секретные посты и скрытный характер ракетчика. Зато его официальная биография в советское время была известна чуть ли не каждому школьнику. "КП" в Украине" узнала, каким конструктор был в жизни, о его особенностях и слабостях. 

Воспоминаниями о Янгеле с нами поделился 85-летний бывший летчик Константин Проскура, которому довелось лично знать легендарного конструктора.

Стоял у расстрельной стенки 

Константин Проскура был личным пилотом конструктора. 

- Многие думают, что Михаил Янгель - российский ученый-конструктор, но по крови он украинец, - сразу же заявил Константин Федорович. - Когда Столыпин стал премьер-министром России, то одной из его первых реформ было переселение малоземельных крестьян в Сибирь. Так крестьянин Кузьма Янгол (отец Михаила) из Черниговской губернии попал в тайгу севернее Иркутска. Там на берегу реки они основали поселение. 

Именно здесь в 1911 году родился будущий гений ракетостроения. После седьмого класса брат забрал его в Москву. Сначала Михаил работал на ткацкой фабрике, потом учился в вечерней школе, а после нее поступил в Московский авиационный институт. На третьем курсе парень сидел в приемной комиссии, когда пришла поступать Ирина Стражева, его будущая жена. Молодой Янгель влюбился сразу же - по уши и навсегда.

- Она, конечно, девушка капризная была, - говорит Проскура. - Не воспринимала ухажера всерьез. А вскоре Михаила Кузьмича направили в Америку представителем по закупке авиационных двигателей и самолетов. 

Через несколько лет, как раз перед войной, конструктор решил вернуться - сердце рвалось к любимой Ирине. И уже франту в модной шляпе и пальто удалось растопить сердце красавицы. 

За свою жизнь конструктор несколько раз мог погибнуть, причем абсолютно нелепо. 

- Во время войны он был начальником цеха. И чтобы попасть на завод, решил пролезть через дырку в заборе - так делали все, - вспоминает Проскура. - На дворе война, немецкие самолеты бомбили по всем фронтам. Янгеля схватил патруль, стали требовать документы. Как назло, он их забыл в цехе. 

Чтобы завоевать сердце Ирины Стражевой, ученому понадобилось несколько лет. Фото: Архив "КП"

Недолго разбираясь, ученого приняли за дезертира и поставили к стенке на расстрел. Военные уже было хотели нажимать на курок, но, к счастью, с завода вышла шумная толпа рабочих.

- Что это вы с нашим начальником цеха делаете? А ну отпустите его! - завопили работяги.

- Как начальник цеха? - опешили патрульные. - Ну, тогда ступай и больше не попадайся. 

После войны Янгель занялся ракетостроением под руководством самого Королева. С которым, кстати, частенько спорил. Молодой конструктор считал, что нужно делать ракеты на таком топливе, которым их можно  заправить и хранить. Королев же стоял на том, что их нужно делать либо на керосине, либо на жидком кислороде.

Вышел покурить - и выжил в катастрофе

Второй раз конструктор чудом выжил в страшной "катастрофе Неделина" на Байконуре в 1960 году. Туда разработчики отправились тестировать новую двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-16. 

- В ней было несколько неисправностей, но ракету все же решили запускать, - рассказывает бывший летчик. - Янгель отошел в сторону покурить. Только чиркнул спичкой, как все вокруг озарил яркий свет. 

- Ничего себе прикурил, - в шутку подумал Михаил Кузьмич, а когда обернулся, то увидел пылающую ракету. 

Оказывается, на ней стоял механизм, который запускал по порядку все системы. Произошел сбой, первой воспламенилась не нижняя ступень, которая отвечает за взлет ракеты, а вторая - верхняя. Раздался взрыв, и все вокруг залило словно раскаленной лавой. Погибли около 100 человек. Жертв могло быть меньше, но место запуска было обнесено колючей проволокой, и людям просто не было куда бежать. 

Все произошло накануне дня рождения конструктора, и именно тогда у него случился первый инфаркт. 

В ночь на 25 октября на полигон вылетела правительственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного Совета Брежневым. Хрущев, назначая комиссию, позвонил Королеву с единственным вопросом: "Что делать с Янгелем?" На что услышал лаконичный ответ: "Это могло случиться и у меня - новая техника…" Как результат, в присутствии всех выживших испытателей Р-16 Брежнев заявил: "Никого наказывать не будем". И Янгель продолжил работать и еще не раз летал на Байконур. 

Оказавшись в самолете, ученый сразу же просился за штурвал. Фото: Архив "КП"

Жил холостяком, а зарплату забирала жена

- Когда он видел самолет, его лицо расплывалось в улыбке, - говорит Константин Федорович. - Чувствовалось, что человек влюблен в авиацию. Его обычно привозили прямо к самолету. Если летели днем, он всегда просился за штурвал. Мы его сажали на место второго пилота. Когда летели ночью на космодром, он брал с собой алюминиевую раскладушку, матрац, подушку, одеяло и большой резиновый коврик, на который ставили раскладушку, чтобы не сколь­зила. И спал до самой посадки. Потом целый день работал, а мы ходили на речку купаться. 

На обратном пути Янгель непременно рвал огромную охапку шикарных тюльпанов для любимой жены - цветы росли фактически в пустыне возле Байконура.    

Ирина категорически отказалась ехать с мужем в Днепропетровск, когда его в середине 50-х назначили главным конструктором КБ "Южное". Поэтому он часто летал на выходные к семье в Москву. А в Днепропетровске жил холостяком в гостинице, занимал один или два номера. Позже Янгелю построили коттедж в парке, недалеко от стадиона "Метеор". Но даже тогда Стражева не захотела переезжать. 

- Она прилетала в Днепропетровск пятничным самолетом, когда выплачивали зарплату, - выдал семейную тайну Константин Федорович. - Забирала у мужа всю получку и в понедельник улетала обратно. Очень любила попилотировать. А ученый жил скромно, никаких барских или начальственных замашек. Простейший человек! Мне, когда квартиру давали, профсоюз уперся, мол, мы тут своих работников КБ "Южное" не можем жильем обеспечить, а вы сотрудникам аэропорта хотите вручить. Но Янгель строго приказал прекратить разговоры и выделить Проскуре полагаемые квадратные метры. 

По иронии судьбы, летчик получил "трешку" на седьмом этаже улицы, которую позже назвали в честь Янгеля. 

Закончилась жизнь Михаила Кузьмича рано и трагически. В 1971 году в канун 60-летнего юбилея ученого чествовали в Москве, в министерстве. Конструктору пришлось долго стоять и принимать поздравления, на третьем часу он упал замертво. Врачи ничего не смогли сделать, тем более что для Янгеля это был уже пятый инфаркт. Константин Проскура считает, что погубили ученого неудавшиеся отношения с женой, которую он боготворил, и алкоголь. Янгель жил фактически один и частенько прикладывался к коньяку.   

СПРАВКА "КП"

Пожалуй, главное детище конструктора Янгеля - Р-36М, в народе "Сатана", - советский стратегический ракетный комплекс с тяжелой двухступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов среди зарубежных ракетных комплексов. "Сатана" может доставить в Западное полушарие 10 ядерных и 40 ложных боеголовок, а еще практически неуязвима. Нахождение в шахте делает комплекс недоступным для ракетных и бомбовых атак противника. И, наконец, "Сатана" неприхотлива. Она может стоять законсервированной более 10 лет, а потом за 30 секунд быть готовой к старту. 

 

 

Новости по теме: Ракета История