Сегодня 23 сентября +23°C
Мария САРЫЧЕВА. Фото igromanchik.ru (19 сентября 2008)
Как детей зомбируют рекламой

Как детей зомбируют рекламой

Комментарии: 2
Веселый динозаврик, выскакивая из баночки йогурта, обещает малышу бурный рост организма.

«Купи слона!»

«Мама, слон! Смотри, слон! Я хочу! Купи! Мамаааааа!» - двухлетняя Полина ловко выхватила из набитой сотнями таких же слонов корзины один экземпляр и была готова биться за него до последнего...

Вы скажете: «Все дети клянчат». Но если б все, что хотят наши дети, было бы их осознанным выбором, постоянно покупать это барахло было бы не так обидно.  Современному ребенку изо всех сил помогают хотеть. Еще вчера малыш не знал, что от ложки йогурта можно вырасти, и послушно ел то, что дают. А сегодня ему поведали эту тайну в рекламном блоке, и - вуаля! - получите, мама, и распишитесь. В вашем доме появился новый потребитель брэндов. 

Реклама, нацеленная на детей, самая агрессивная манипуляция, какую только изобрело человечество. Несколько лет назад психологи провели исследование, в результате которого выяснилось: больше половины дошкольников любят рекламу и верят ей. Да и как не поверить, когда умные маркетологи расставили ловушки по всем фронтам. Влезли в детские тарелки, кабинеты педиатров, школьные раздевалки...

«Фактор выпрашивания»

Знаете ли вы, что вот это занудное «мама, купи» не просто учитывается, а заранее планируется? Что существует специальный термин - «фактор выпрашивания», - которым  оперируют спецы по продвижению? Эти дяди и тети подсказали вашему ребенку, что без продукта N он не будет счастлив, а остальное предоставляют доделывать ему самому: требовать, униженно молить, шантажировать родителей. Американцы подсчитали, что 46% всех покупок для детей совершается по их настойчивым просьбам. Это значит, что почти половина покупаемых детям товаров совершенно не была им необходима! Все это барахло нам попросту впарили. Но самое противное даже не это. А то, что потребительское отношение к родителям быстро превращает детей в маленьких развращенных монстриков.

Дети верят в рекламу, как в Деда Мороза

Реклама - дама примитивная и вульгарная. Она ярко раскрашена, кричит как ошпаренная и ритмично двигается под незатейливую музыку, чтобы вызвать непроизвольное внимание, которое у ребенка и преобладает. Физиология, нормальное дело. Говорят в рекламе просто, часто стихами. Звонкие слоганы отлично запоминаются. В этом смысле даже «Муха-Цокотуха» нервно курит в углу. Одна мама рассказывала: «Пятилетняя дочка попросила меня купить ей «маленькую женскую радость». Я просто обалдела!» Ребенок всего-навсего захотел зефира популярной марки...

Детям постарше - свои «погремушки». Их кроликом, непостижимым образом зародившимся в банке какао, не проймешь. Подростков ловят на естественной потребности заявить о себе и быть своим в компании сверстников. А еще противостоять миру взрослых со всеми его замшелыми ценностями. Поэтому тинейджерам предложат йогурты, разрисованные дохлятиной («позаботьтесь, дети, о своем скелете»). Чтоб самим поржать и чтоб предки обплевались. Российским родителям еще повезло: вот в Дании продают конфеты под названием «Собачьи какашки», «Ушная сера» и «Козявки». По стопам классиков жанра пошла некая украинская компания, выпустившая мармелад «Хитовые зверяшки», «Могучий апельмэн» и «Пузатые смехотушки». Тупо, но смешно. Детям нравится...

Мышление ребенка сильно отличается от мышления взрослого. Воспринимать информацию критически он не может в силу отсутствия опыта. Никого не удивляет, что дошкольники верят в Деда Мороза. Так что удивляться, что так же самозабвенно они верят в динозаврика из йогурта, который поможет вырасти? Рекламные посылы воспринимаются детьми априори, как факты. Грешно было бы такой возможностью не воспользоваться...

«Капканы» в супермаркете

Даже если ваш малыш чудом сохранил незамутненное сознание, взращиваясь без телевизора, он все равно не имеет ни единого шанса сохранить его в магазине. Пришло время вспомнить Полину: вероятно, слон этот треклятый никогда бы ей и не понадобился, не лежи он в той яркой корзине. Размер ее был подходящий - ровно такой, чтоб двухлетка спокойно протянул руку и вытащил вожделенное. Обычно на уровне глаз ребенка располагают то, что продать необходимо в первую очередь: или самые дорогие, или самые бесполезные товары.  Самые большие игрушки стоят обычно сразу у входа. Это метод шока: потребителя нужно оглушить, ошеломить, ввести в транс. Тогда шансы на продажу огромных автомобилей, качелей и гигантских плюшевых собак возрастут многократно. А у касс располагают никому не нужное барахло: мелкие игрушки, шоколадки, жвачки, брелоки, чупа-чупсы. Словом, все то, за чем вы определенно в магазин не собирались. Но непременно купите: скучая в очереди, ребенок своим нудным нытьем доведет даже самого стойкого родителя.

А в это время мама...

...сама становится жертвой рекламы. Она беспрерывно приобретает все новые  и  новые  товары для  своего чада. Здесь все просто. Лучшее средство подчинить себе родителя - ненавязчиво намекнуть ему, что он недостаточно заботится о своем ребенке. Уровень тревожности резко взлетает вверх, а самооценка, наоборот, стремится вниз. На этой волне и совершаются самые бессмысленные покупки. Так мама покупает свое собственное душевное здоровье, избавляется от чувства вины перед своим ребенком: «Ведь я дала ему самое лучшее». То, что «лучшим» все это сделал для нее дядя из рекламного агентства, от сознания ускользает. Тем более что трюки становятся все более изощренными. Это уже не тупая телереклама. Это сеть информационных сообщений о товарах, проникающая в жизнь через форумы в Интернете, статьи в родительских журналах, рекомендации педиатров. И, конечно, через «общественное мнение», запускаемое производителями в родительскую среду. Попробуйте зайти в самое популярное «мамское» сообщество в ЖЖ и не найти на ближайших трех
страницах обсуждение одной финской марки зимних комбинезонов...

Что предпринять?

Самим к рекламе относиться критично. Поменьше допускать детей к телевизору. И объяснять, объяснять, объяснять. Доносить ценность человеческого общения, дружбы, интересного дела в противовес внушаемым рекламой ценностям потребления. Не потакать выпрашиваниям. И вообще поменьше ходить с ребенком по магазинам. Но, к сожалению, любое наше воспитание все равно всегда будет под угрозой. Как пишет в своей книге «Проданное детство» Сьюзен Линн, «...советовать родителям просто отвечать «нет» на потребительские капризы детей - это такая же бесполезная и упрощенная рекомендация, как посоветовать наркоману просто сказать «нет» наркотикам...»

Монолог копирайтера

«...Всегда ядро целевой аудитории детских товаров - родители. А там самое главное, что надо впарить, - это польза, польза, польза. Что касается всяких «рекомендовано Ассоциацией педиатров»: такие вот конторы создаются искусственно и именно для того, чтобы «рекомендовать». Пробейте любое название ассоциации с какой-нибудь упаковки по Интернету и убедитесь - это абсолютное фуфло».

Мнение было высказано в частной беседе, автор пожелал остаться неизвестным.

Куклы Bratz.
Куклы Bratz.

ЗА БУГРОМ

В Греции запрещена телевизионная реклама игрушек с 7 до 22 часов. Этот вопрос обсуждается и в Бельгии, Ирландии, Польше, Италии.

В Швеции реклама продукции, предназначенной для детей до 14 лет, вообще запрещена на телевидении.

В США в телевизоры встраивают специальные V-чипы, которые позволяют смотреть все передачи за исключением рекламных вставок.


ЧЕМ ОПАСНА РЕКЛАМА

Елена ПРОНИНА, профессор МГУ, доктор филологических наук:

- Прежде всего она очень категорична. И ребенок приучается к такому категоричному мышлению - вот это хорошо, а это плохо, это надо обязательно, а без этого ты не человек. И появляется зависимость психологическая от вещей, стандартов, стереотипов. Кроме того, мы знаем, что реклама пропагандирует не только полезное. Самый ощутимый вред - это шоколадки всякие, чипсы, джанк-фуд с большим содержанием жира и сахара. Или, например, одежда: многие девочки, насмотревшись рекламы в подростковых журналах, носят короткие юбочки зимой.

Кроме того, там язык всегда не очень хороший. Это не язык колыбельной, фольклорной песенки, сказки, из которых ребенок усваивает основы родного языка, его этимологию, без чего он не сможет потом как следует думать. А ему предлагаются неправильные фразы, клишированные. Они клишируют и мышление тоже. И еще. В рекламе часто показываются такие модели поведения, которые разрушают контакт родителей и детей, настраивают детей против родителей, предлагают агрессивные модели поведения по отношению друг к другу, к взрослым. Дети должны любить родителей, доверять им, а не качать права и требовать.


САМЫЕ СКАНДАЛЬНЫЕ ПИАР-ХОДЫ

У НИХ

Куклы Bratz: «Девчонки без ума от моды»

Эти непропорционально сложенные безносые с агрессивным макияжем куклы покорили сердца американских девочек. Малышки Bratz (от англ. «Brat» - дрянной, неуправляемый ребенок) задумывались как альтернатива «скромнице» Барби. Эти куклы отвязно выглядят, обожают шмотки, вечеринки и мальчиков, в общем, представляют собой сомнительную ролевую модель для девочек от 8 до 12 лет. Пупсик «легкого поведения» предполагает не игру в классические дочки-матери, а совершенно новые, заманчивые игры, переносящие маленькую владелицу Братц в желанный взрослый мир. А мир этот, по философии Братц, выглядит как бесконечная череда тусовок, переодеваний и ни к чему не обязывающего флирта.

Кроме того, к этим куклам прилагается огромный гардероб на все случаи жизни, который можно обновлять бесконечно. Разумеется, за родительский счет. В рамках продвижения кукол Братц была создана звукозаписывающая студия, которая регулярно выпускает попсовые альбомы под маркой Братц. А в марте 2007 года в США состоялась премьера фильма «Братц: уже не куклы». 

Куклы регулярно подвергаются критике со стороны родителей, психологов и педагогов, но детей это не волнует. Рекламу Братц начали показывать и у нас. Ждем-не дождемся эффекта...

«Кто не в Prada, тот лох»

«Кто не в Prada, тот лох»

У НАС

ЦУМ: «Кто не в Prada, тот лох»

Год назад реклама, вывешенная в витринах ЦУМа накануне 1 сентября, настолько поразила общественность, что даже стала объектом пристального внимания Федеральной антимонопольной службы. Рисованные картинки, изображающие детей и подростков, купивших одежду в ЦУМе, были снабжены надписями вроде «Кто не в Prada, тот лох»,  «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! Купи! Купи мне туфли, платье, шляпку D&G, Armani, Prada» и т. п. А самый потрясающий билборд изображал девочку-первоклассницу, разговаривающую со своими бывшими любимыми игрушками: «Вот я и в школу. Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны».

Эта реклама содержала сразу несколько грубейших нарушений Закона «О рекламе» и была признана неэтичной. ФАС оштрафовала ЦУМ на 400 тыс. рублей. Но осадочек все равно остался...

ЦИФРЫ

Американские дети в возрасте до 12 лет каждый год тратят в магазинах около $28 млрд. карманных денег. Помимо этого, они вынуждают своих родителей тратить на свои капризы еще порядка $250 млрд. В России такие исследования пока не проводились.

А что думаете вы? Расскажите!

Политика

Безсмертный: Российские спецслужбы планировали убийство Кучмы в 1997 году
Безсмертный: Российские спецслужбы планировали убийство Кучмы в 1997 году 419 2

Тогда правительство решило не обнародовать эту информацию.

Порошенко и Трюдо обсудили военное сотрудничество
Порошенко и Трюдо обсудили военное сотрудничество 81

Глава государства находится с рабочим визитом в Торонто.

Стилист Мелании Трамп рассказал, по какому принципу подбирает одежду для первой леди
Стилист Мелании Трамп рассказал, по какому принципу подбирает одежду для первой леди [фото] 249

Эрве Пьер тщательно следит за тем, чтобы Мелания не появлялась в нарядах, которые засветились на известных людях.

Происшествия

Полиция считает, что склад боеприпасов в Донецкой области подорвали умышленно
Полиция считает, что склад боеприпасов в Донецкой области подорвали умышленно 340

Пожар, по предварительной версии, начался в поле и распространился на склад.

В Черном море перевернулась лодка с беженцами, погибли 15 человек
В Черном море перевернулась лодка с беженцами, погибли 15 человек 469

Еще 40 человек удалось спасти.

В Москве  доработали  болгаркой памятник Калашникову - вырезали схему немецкой винтовки
В Москве "доработали" болгаркой памятник Калашникову - вырезали схему немецкой винтовки [видео] 2085

Взрыв-схему немецкой штурмовой винтовки STG-44 вырезали, оставив выемку с бронзовым отливом на поверхности пьедестала.

Экономика

НБУ: Bitcoin – это не валюта
НБУ: Bitcoin – это не валюта 251

В ведомстве опасаются мошенничества, связанного с криптовалютой.

МВФ раскритиковал проект пенсионной реформы
МВФ раскритиковал проект пенсионной реформы 2455 3

От украинского правительства требуют внести в документ ряд изменений.

Можно ли украсть деньги  по воздуху , если у вас в кармане бесконтактная карта
Можно ли украсть деньги "по воздуху", если у вас в кармане бесконтактная карта 953

Кореспондент "КП в Украине" проверил, могут ли в транспорте снять деньги с вашей банковской бесконтактной карты.

Общество

На Шри-Ланке четыре слона упали в яму
На Шри-Ланке четыре слона упали в яму [видео] 234

Животных удалось спасти при помощи экскаватора.

В России автограф Марины Цветаевой продали по цене  Лексуса
В России автограф Марины Цветаевой продали по цене "Лексуса" [фото] 164

Также с молотка ушли карандаш Ахматовой, кружка Набокова и фотография Алексея Толстого.

Рекордный урожай грибов: примета  к войне  или суеверие?
Рекордный урожай грибов: примета "к войне" или суеверие? 625

"КП" в Украине" разбиралась, стоит ли бояться народных примет и чем грозят рекордные добычи на тихой охоте.

Светская хроника и ТВ

Легендарные супермодели 90-х впервые вместе вышли на подиум
Легендарные супермодели 90-х впервые вместе вышли на подиум [фото] 905

Карла Бруни, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Хелена Кристенсен почтили память Джанни Версаче, основателя бренда Versace.

Дженнифер Лопес не может связаться с родными, которые оказались в Пуэрто-Рико во время урагана
Дженнифер Лопес не может связаться с родными, которые оказались в Пуэрто-Рико во время урагана 193

Остров двое суток остается без электричества.

Робби Уильямс притворился вокалистом Oasis, чтоб переспать с журналисткой
Робби Уильямс притворился вокалистом Oasis, чтоб переспать с журналисткой 386

Артист раскрыл необычные подробности из собственной биографии.

Спорт

Дарио Срна:  Я принял решение приостановить выступления
Дарио Срна: "Я принял решение приостановить выступления" 349

Капитан "Шахтер" подтвердил, что к нему есть претензии со стороны Национального антидопингового центра Украины

Срна не выйдет на поле из-за проблем с допингом
Срна не выйдет на поле из-за проблем с допингом 182 1

Спортсмен утверждает, что сознательно никогда не использовал запрещенные препараты.

Официально:  Мариуполь  остался без главного тренера
Официально: "Мариуполь" остался без главного тренера 248

Клуб разорвал контракт с Александром Севидовым