22 декабря
Загрузить еще

Не можете решить школьную задачку? Да это же хорошо!

Не можете решить школьную задачку? Да это же хорошо!
Фото: Рисунок: Андрей МУХИН

- Это ужас, кошмар и вообще бред! Каждую неделю мне приходится капать валерьянку в стакан знакомой мамаши, потрясающей заданиями из учебников. Я не понимаю, что они спрашивают! Я не могу помочь дочери сделать домашку!

- Не можешь? И хорошо! - увещеваю я. И в который раз объясняю: - А ты и не должна мочь. А ребенок - должен.  

Приведу эти объяснения и здесь. Хотя, уверен, немногие мамы и папы со мной согласятся. Правда, и тут все нормально - они и не должны соглашаться.

Дело вот в чем. Нынешняя бурная компьютеризация и интернетизация проделала то, чего никогда не было в истории человечества. Разрыв в опыте и навыках между соседними поколениями стал похож если не на Эверест, то на пик Коммунизма (да, я знаю, что теперь это пик Исмоила Сомони). 30 - 40-летние нынешние родители, ходившие в школу в 90-х и начале 2000-х, и их отпрыски, устраивающиеся нынче за партами, - два разных мира. Они (хорошо, не все, но большинство)  по-другому мыслят, по-другому потребляют информацию. И жить они будут в ином - информационно-технологическом мире. Даже те, кто зарегистрирован в небольшом селе. Потому что и туда добрались интернет, смартфоны-планшеты.  

Недавно знаменитый американский физик и популяризатор науки Митио Каку рассказывал о своем видении образования будущего.

- Главное, - объяснял он, - учеба не будет базироваться на запоминании. Зачем держать в голове массы бесполезных знаний (вспомните, родители, сколько всего ненужного попытались впихнуть в ваши головы ваши учителя! И сколько этого всего сейчас хранится на пыльном чердаке вашего мозга. - Авт.)? Пока еще громоздкие планшеты через пару-тройку лет выродятся в крохотные линзы, которые будут всю нужную информацию передавать сразу на сетчатку глаза (прототипы я видел в "Лаборатории будущего" в Microsoft.  - Авт.). Достаточно будет моргнуть - и появится нужная информация. А участки мозга, которые были забиты ненужными знаниями, переориентируются на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.

И если бы так думал только один американский физик. То, что мир изменится, понимают многие умные люди. И пытаются сообразить: как к новой реальности готовить детей? Как учить их тому, чего мы сами не знаем? 

ДОСЛОВНО

Учебники сами подберут упражнения, а веб-дизайн станет рабочей профессией 

Вот еще несколько цитат из интервью Митио Каку СМИ:

  • Зарождается онлайн-система образования. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: "Он не смог сам сконструировать свое образование".
  • Учебники начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы - фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет - 6 или 60.
  • Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе, - предполагается не автоматическое исполнение ими функций, а изменение подхода к работе. В ближайшее время "рабочими" будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование. 

В ТЕМУ 

Уметь, а не зубрить

ты и новое оборудование появляются как грибы после дождя. Чему учить молодежь? Понятно, что есть фундаментальные основы наук, но между теорией и практикой - бездна, которая растет с каждым днем.

- 60 процентов современных дошкольников будут заниматься тем, чего сейчас, может быть, еще не существует, - предполагает сотрудник Google Джейми Касап. - Мы не должны придумывать профессии будущего: вместо этого надо развивать навыки, которые могут пригодиться на протяжении всего XXI века. Надо также задавать новые вопросы в сфере образования: спрашивать детей не о том, кем они хотят стать, а о том, какие проблемы они хотят решить. Это приблизит их к созданию собственной образовательной стратегии.

Похоже, что учиться будущим поколениям придется всю свою сознательную жизнь - пусть и не в стенах альма-матер. 

БУДЬ В КУРСЕ!

Самые полезные навыки будущего*

  • Способность решать проблемы
  • Умение работать в команде
  • Коммуникабельность
  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Грамотность
  • Цифровая грамотность
  • Лидерство
  • Знание иностранных языков
  • Развитый эмоциональный интеллект

*По версии Джейми Касапа, Google.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ 

Чтение вместе 

Светлана считает, что читать нужно ту книгу, которую выбирает ваш ребенок. Фото: Личный архив Светланы Павелецкой

Светлана ПАВЕЛЕЦКАЯ, PR-директор "1+1 медиа", партнер издательства "Книголав"

По статистике, мама, находясь в декрете, проводит с ребенком до двух часов качественного времени. Это значит, что она не отвлекается на телефон, сериал, котлеты, стирку, глажку, а полностью посвящает время ребенку. Что уж тут говорить про маму, которая работает, или тем более про папу…

Кстати, в 2013 году были проведены исследования, по которым среднестатистический украинский папа проводил с ребенком всего лишь 4 (ЧЕТЫРЕ) минуты в день. 

Совместное чтение - как раз один из вариантов качественно и интересно провести время вместе. Нужно всего лишь усвоить несколько простых и очевидных правил.

1. Выбор книги. Читать нужно ту книгу, которую выбрал ваш ребенок. Даже если вы очень хотите почитать Гарри Поттера. Если малыш выберет "Тараканище" потому что там много картинок, придется подчиниться.

2. Книги любят тишину. Вас и ребенка ничего не должно отвлекать от чтения. Спрячьте подальше телефон и выключите телевизор. К сожалению, по эмоциям бумага серьезно проигрывает гаджетам.

3. Чтение - это интерактивное занятие. Нельзя превращать это время в ваш монолог. Общайтесь с ребенком, переспрашивайте, просите повторить, именно так он почувствует свою вовлеченность и поймет, что это ваше совместное время.

4. Не бойтесь быть смешными. Чтение с малышом - это веселье. Говорите разными голосами, освойте мяуканье котят и рычанье тигра, тогда чтение превратится в настоящее действо и ребенок захочет его повторять снова и снова.

5. Читать нужно так, как хочет он. Даже если у вас в голове навсегда засела картина, где ваш малыш сидит у вас на коленях, держит книгу и листает страницу - забудьте. В жизни, скорее всего, так не будет. Вы должны уловить момент, когда малыш заинтересовался книгой, и оказаться рядом - с целым арсеналом историй и умением говорить разными голосами. Кстати, вы же понимаете, что не обязательно читать то, что написано в книге, вы можете придумать сами. Главное, чтобы совпадала картинка. 

6. Время. Это вы можете провести с книгой целый перелет из Киева в Европу. Малыш может сконцентрироваться максимум минут на 20, а после двух лет - на полчаса. Не нужно настаивать. Радуйтесь малому. 

7. Читать нельзя заставлять. Вы не можете силой заставить малыша читать. У него уже есть право выбора, и он легко может выбрать не вас, а мобильный телефон. Именно поэтому вы должны быть интереснее даже чем The finger family.

8. Получайте удовольствие. Ребенок чувствует все сильнее, чем вы думаете, и если для вас чтение обуза, то вы никого не обманите. 

Новости по теме: образование Дети Книги