Загрузить еще

Жи-ши пиши через… Ю?

Жи-ши пиши через… Ю?
Фото: Уж слишком ты велик и могуч, русский язык. Стал бы ты, что ли, попроще...

Здраствуйте 

Сдетства у меня проблемы руским языком. В школе по 30 ошибоки в диктантах, сочинениях, даже при переписке с книге получал максиму три. Родители нанимали репетиторов но ини не помогали. Правила я знал, а писал с ошибками. 

На работе не требуется много писать, но когда пишу обезатьльно ошибка да получается (надоело да и карьере мешает). Логопед сказала, что уменя дисграфия. Мне 27 лет и у меня проблемы с правописанием и с речью.

P.S. когда стал отправлять проверил на правописание сам ошибок не нашел, зато нашел копьютер. Я и справлять не стал.

С увжением Витас. 

Мы намеренно не исправляем ошибки в этом письме (да простят нас все грамотные люди). 

Как все начинается

Жил-был Малыш. Малыш любил новые книжки - если мама почитает. Но мама почему-то все время хотела, чтобы Малыш читал себе сам. Ему не нравились буквы, но его не спрашивали. А потом Малыш превратился в Школьника, и сказка стала совсем грустной - потому что его еще и писать эти ненавистные буквы заставили. 

Да ну ее, эту сказку, вообще. Хорошего конца там не предвидится. У учителей настроение портится с каждым годом - безграмотность стала похожа на эпидемию, от которой еще не придумали лекарства.

В каждом классе, если вспомнить школьное детство, было двое-трое вот таких Сереж-Андрюш, какие ниже описаны в дневнике учительницы, хронически не вылезающих из двоек до 8 - 9-го класса, после чего стройными рядами отправляющихся в ПТУ. Советская педагогика тогда знала одну причину неуспеваемости - он лентяй. 

Из родительского форума: Педагог заваливает сына колами и двойками начиная с 1-го класса, а сейчас хочет оставить его на второй год. Мы наняли логопеда, пытаемся заниматься самостоятельно. Однако учитель постоянно обвиняет нас в том, что ребенок «брошенный», им «никто не занимается». 

Пишешь с ошибками? Сделай электроэнцефалограмму

Связь ошибок чтения и письма с органическими поражениями мозга установлена давно. Например, если поражена левая височная область, то человек не отличает друг от друга глухие и звонкие («б» и «п», «с» и «з») и не в состоянии уловить количество и последовательность звуков в слове. Каков будет результат письма под диктовку - понятно. А при затылочно-теменных нарушениях искажается зрительное восприятие букв. «Затылочник» забывает, как пишутся буквы, путает элементы их написания, пишет зеркально. 

Весь мир нарушения речи, чтения и письма официально признал заболеванием. Быть дислексиком и дисграфиком сейчас даже модно. Достаточно того, что американцы дважды избирали себе президентом явно страдающего нарушениями восприятия письменной речи Джорджа Буша-младшего... 

Самое в дислексии и дисграфии неприятное - сложность диагностики и коррекции. Но наличие таких заболеваний вовсе не говорит о том, что у человека нарушен интеллект. Он может быть успешен в точных науках, в музыке, художественном творчестве.  

А судьи кто? 

Поставить диагноз «дисграфия» или «дислексия» может только специалист. Просто безграмотное письмо не является основанием для такого диагноза. Зачастую не в состоянии освоить премудрости правописания и совершенно здоровые люди. Вот им-то как раз помочь можно. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Марина ПАВЛОВА, преподаватель русского языка, автор методики интенсивного повышения грамотности:

- Существует такое понятие, как «неправильная стратегия орфографии». Правильная стратегия всегда связана с визуальными образами. Попробуйте произнести по буквам слово «апельсин». Видите ли вы образ слова? Люди с врожденной грамотностью его видят во внутреннем взоре: иногда - как напечатанное, иногда - как написанное аккуратным почерком. При неправильной стратегии орфографии человек не видит образа слова. Он может видеть, представлять сам предмет, его форму, цвет, вкус, запах, но слова не видит. Задача - помочь ему начать видеть образы слов. К сожалению, методика подойдет не всем страдающим хронической безграмотностью людям. Но кому-то она действительно может помочь. 

Цифры

В 1950 - 1960-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у школьников составляла всего 6%. 

В настоящее время эта цифра выросла до 30%. 

Недавние исследования дошкольников 6 - 7 лет выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте у 10,5 - 55,5% (в зависимости от вида нарушений). 

ЗНАЙ ВРАГА В ЛИЦО! 

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия не позволяет детям достигать уровня развития чтения и письма, соответствующего их умственным способностям.

Дисграфия - нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Звездные дислексики

Нарушениями чтения и письма страдали Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Огюст Роден. Испытывают трудности с текстами топ-модель Джерри Холл, бывшая супруга лидера супергруппы Rolling Stones Мика Джаггера, голливудские звезды Киану Ривз, Том Круз, Дастин Хоффман, Вупи Голдберг, наследница шведского престола кронпринцесса Виктория. 

ТЕНДЕНЦИИ

Во всем виноваты SMS 

Двадцать лет назад школьники читали книги. Сейчас книги заменили электронные носители. Читать с экрана физически сложнее. А если строчки быстро движутся, как в чатах? А если SMS изобилуют иностранными символами, если в слова вкрапляются цифры («то4но», «до4ка» и т. п.)? Если стал важен немедленный ответ на сообщение, а ценность грамотности сведена на нет (в большинстве форумов считается дурным тоном указывать друг другу на ошибки)? При таком раскладе у школьников просто не успевают формироваться визуальные образы правильного написания слов, без которых грамотное письмо невозможно. Ученые настроены скептически: наступает эпоха неполного понимания. Большое количество иностранных слов, новых терминов, сленга приводит к тому, что человек хронически оказывается в ситуации неокончательного понимания текста. А следующим этапом становится и неполная ориентация в действительности. Чем это нам грозит - пока никто не знает. Исследователи разводят руками и наблюдают. А что им еще остается делать?.. 

Из дневника учительницы. 

1-й класс, конец года

Сережа Н. 

Читает по слогам очень медленно, с ошибками, простой текст понимает, чуть посложнее - уже нет. Рассказывает с большим трудом, наизусть не выучил за год НИ ОДНОГО стихотворения. Писать ему очень трудно, пальцы не удерживают ручку. Лучше всего получается обводить по написанному.  

Андрюша А. 

Охотно учит стихи наизусть, но читает очень медленно. При письме не успевает, делает множество ошибок при диктовке: соединяет слова друг с другом в причудливых сочетаниях. Например, «Ребяталепя тснежнуюба бу» (при этом смысл каждого слова он понимает, но, когда пишет, его теряет). 

Упражнения на развитие правильной стратегии орфографии: 

Поместите правильно написанное слово напротив себя. 

Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном. Затем откройте глаза и посмотрите на слово. 

Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре. 

Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень. 

Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (справа налево). Проверьте написание. 

Подсказки: 

Если вам трудно визуализировать слово, начните с коротких и простых слов. 

Выберите хорошо знакомое вам слово и проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. 

Разбейте слово на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп. 

Неясные буквы выделите. 

Закрасьте слово своим любимым цветом. 

Изобразите что-нибудь знакомое - предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ним. 

Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно. 

Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишете.